Словарь Брокгауза и Ефрона

    (1793—1837) — один из лучших русских скульпторов, настоящая фамилия которого была Смирнов. Родился крепостным человеком тульского помещика Шатилова, потом отпустившего его на волю. Юные годы О. провел, в качестве работника, в мастерской одного московского мраморщика, а затем у Трискорни, в СПб., отлично усвоив себе приемы рубки мрамора и усердно упражняясь, в часы свободные от хозяйских работ, в рисовании и лепке из глины. В 1822 г. вылепленный им бюст имп. Александра I был, при посредстве скульптора Мартоса и президента академии художеств А. Оленина, поднесен императрице, и О. был принят в ученики академии художеств. Однако, вскоре после того последовал новый приказ отправить его немедленно в Рим, в ученики к Торвальдсену. С 1823 г. О. в продолжение шести лет трудился под руководством знаменитого датского ваятеля и исполнил в это время, кроме других, менее важных работ, колоссальный бюст имп. Александра I по модели Торвальдсена, группу "Фавн и Вакханка", статуи Фавна со свирелью в руках и Париса. Впоследствии эти произведения были, по заказу имп. Николая I, вырублены художником из мрамора; ныне они находятся: бюст — в одной из зал сената, группа — на даче Знаменка, близ Петергофа, а обе статуи в Имп. Эрмитаже. Возвратившись в СПб. в 1829 г., О. через два года, в уважение своих римских работ, был признан академиком и назначен исправляющим должность профессора в скульптурном классе академии, а в 1836 г. утвержден в этом звании. Главные произведения, созданные им в СПб. — статуя ангела, украшающая собой вершину Александровской колонны, на площади Зимнего дворца, один из барельефов этого памятника, монументы Барклаю-де-Толли и Кутузову и семь фигур гениев, вылепленных для триумфальных ворот за Московской заставой. Как в указанных, так и в прочих работах О., вообще, отразилось влияние его наставника, Торвальдсена, хотя до некоторой степени проявилась и оригинальность. Он не обладал пылкой фантазией, но прекрасно соединял в своем творчестве идеализацию, основанную на антиках, с естественной грацией, а в портретных изображениях — с точной характеристикой личностей.

    А. С—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Орловский (настоящая фамилия — Смирнов) Борис Иванович [1796, село Столбецкое, ныне Покровского района Орловской области, — 16(28).12.1837, Петербург], русский скульптор. Сын крепостного. Учился в скульптурных мастерских С. П. Кампиони в Москве (с 1809) и П. Трискорни в Петербурге (с 1816), а также у И. П. Мартоса в петербургской АХ (1822; пенсионер в Риме в 1823—28). Преподавал в петербургской АХ (с 1831; профессор с 1836). В римский период работал под руководством и испытал влияние Б. Торвальдсена («Парис», 1824, переведён в мрамор в 1838; «Фавн и вакханка», 1826—28, в мрамор переведено в 1837; оба произведения — в Русском музее, Ленинград). В лучших произведениях О. зрелого периода (преимущественно монументальная скульптура на героические национальные темы) портретность изображений сочетается с величавой строгостью классицистических форм (памятник М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли перед Казанским собором в Ленинграде, бронза, 1828—36, открыты в 1837). Творчеству О. свойствен романтический интерес к национальной истории («Ян Усмарь», бронза, 1831, Русский музей); его работы порой не лишены черт патетики (фигура ангела на Александровской колонне, бронза, 1831—33).

    Лит.: Шурыгин Я. И., Б. И. Орловский, Л. — М., 1962.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ОРЛОВСКИЙ (наст. фам. Смирнов) Борис Иванович (1796-1837) - российский скульптор. В монументальных произведениях на героические национальные темы сочетал портретность изображений с классицистическими строгостью и величавостью (памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли в Санкт-Петербурге, 1828-36).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Орло́вский Борис Иванович

    настоящая фамилия Смирнов (1796—1837), российский скульптор. В монументальных произведениях на героические национальные темы сочетал портретность изображений с классицистической строгостью и величавостью (памятник М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли в Санкт-Петербурге, 1828—1836).

    * * *

    ОРЛОВСКИЙ Борис Иванович

    ОРЛО́ВСКИЙ (наст. фам. Смирнов) Борис Иванович (1796—1837), русский скульптор. В монументальных произведениях на героические национальные темы сочетал портретность изображений с классицистическими строгостью и величавостью (памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли в Санкт-Петербурге, 1828—36).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. фам. Смирнов; 1796–1837) – рус. скульптор. В монументальных произв. на героич. нац. темы сочетал портретность изображений с классицистич. строгостью и величавостью (пам. М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли в Петербурге, 1828—36).

  9. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: