«Тома де Томон Жан»

Тома де Томон Жан в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Тома де Томон Жан»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Тома де Томон (Thomas de Thomon) Жан [1(12).4.1760, Берн, — 23.8(4.9).1813, Петербург], русский архитектор. Француз по происхождению. Учился в Париже в АХ и в Риме (1780-е гг.). В России с 1799. Академик петербургской АХ (1800). В своих произведениях Т. де Т. творчески перерабатывал приёмы античного зодчества (преимущественно греческой архаики) на основе традиций русского классицизма. Для произведений Т. де Т. характерны подчёркнуто укрупнённые формы, придающие сооружениям мощь и монументальность, строгая простота объёмно-пространственных решений, лаконизм декоративной обработки фасадов и интерьеров. Работы: амбары Сального Буяна (1805—06; не сохранились), Биржа (1805—10; см. илл.) в Петербурге; мавзолей в Павловске (1805—08; см. илл.), Колонна Славы в Полтаве (бронза, гранит, 1811; скульптор Ф. Ф. Щедрин, см. илл.), госпиталь в Одессе (1806—21), образцовые (типовые) проекты казённых и жилых зданий для городов России (1806—1807).

    Лит.: Ощепков Г. Д., Архитектор Томон, М., 1950.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Тома́ де Томо́н Жан

    (Thomas de Thomon) (1760—1813), архитектор. По происхождению француз. С 1799 работал в России. В монументальных формах русского ампира выстроены Биржа и ростральные колонны на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге (1805—10), «Мавзолей» в Павловске (1805—08).

    * * *

    ТОМА ДЕ ТОМОН Жан

    ТОМА́ ДЕ ТОМО́Н (Thomas de Thomon) Жан (1760—1813), русский архитектор. По происхождению француз. С 1799 работал в России. В монументальных формах русского ампира(см. АМПИР) выстроены Биржа и ростральные колонны в Санкт-Петербурге (1805—10), «Мавзолей» в Павловске (1805—08).

    * * *

    ТОМА́ ДЕ ТОМО́Н (Thomas de Thomon) Жан Франсуа [1 (12) апреля 1760, Берн — 23 августа (4 сентября) 1813, Санкт-Петербург], русский архитектор, француз по происхождению. Представитель зрелого классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ) и ампира(см. АМПИР), последователь Никола Леду(см. ЛЕДУ Клод Никола). Автор Биржи(см. БИРЖА (памятник архитектуры)) и проекта застройки стрелки Васильевского острова(см. ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ) — одного из самых красивых и значительных ансамблей в градостроительной истории Петербурга.

    Краткая биография

    Тома де Томон — «королевский инженер, архитектор и живописец», профессор оптики, перспективы и архитектуры — родился в Швейцарии, образование получил во Франции: учился в Париже в Академии художеств. На него оказал влияние Никола Леду, чьи архитектурные принципы во многом сформировали творческое кредо Томона. С 1785 жил в Риме, где продолжал свое образование. Изучал творчество Леонардо да Винчи(см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ), Пуссена(см. ПУССЕН Никола), Рубенса(см. РУБЕНС Питер Пауль), занимался перспективной живописью. Много путешествовал по Италии, делал большое количество архитектурных набросков. Его внимание было направлено в основном на античную архитектуру. Сильное впечатление на него произвели офорты Пиранези(см. ПИРАНЕЗИ Джованни Баттиста). Служил у графа д"Артуа (будущего Карла X), а с 1794 — у князя М. Э. Эстергази в Вене. По рекомендации русского посла князя Д. М. Голицына был приглашен в Россию (1799). В 1800 стал академиком, с 1802 — придворным архитектором, профессором Академии по классу перспективы, с 1810 — профессором архитектуры, одновременно — главным художником императорского стекольного завода.

    Первые постройки Тома де Томона в России не сохранились. Самыми интересными из них были два театральных здания, построенных по сложившемуся по Франции функциональному типу: Большой театр (1802—1805) в Петербурге (стоял на месте Консерватории) и театр в Одессе (1803).

    Проект Биржи и застройка стрелки Васильевского острова (1801—1810)

    В 1803 по проекту Тома де Томона (при участии А. Д. Захарова(см. ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич) ) начинается реконструкция стрелки. При этом было сломано почти завершенное по проекту Дж. Кваренги(см. КВАРЕНГИ Джакомо) здание Биржи. Для Биржи (1805—1810) Томон использует классические формы античного периптера(см. ПЕРИПТЕР), восходящие к греческим дорическим храмам в Пестуме. Мощный прямоугольный объем здания расположен в центре площади. Окруженный со всех сторон дорической колоннадой с неканнелированными колоннами, он возвышается на высоком гранитном подиуме с широкой лестницей у торцевых фасадов и пандусами по сторонам. Это центральное ядро, поднимаясь над колоннадой, завершается по торцам аттиками(см. АТТИК) с полуциркульным окном. Перед окном снаружи и внутри размещены аллегорические группы. Организующее и скрепляющее ансамбль значение сооружения подчеркнуто тем, что его ось определяет центральную ось всей площади и совпадает с направлением русла Большой Невы. Интерьер здания также отличается простотой, монументальностью и выразительностью. Огромный зал перекрыт коробовым кессонированным сводом, который опирается на совершенно гладкие стены, украшенные наверху дорическим карнизом. По обеим сторонам Биржи по плану предусматривалось размещение двух близких по стилю пакгаузов (1826—1832). Их более скромное архитектурное решение усиливает ощущение мощи, которое производит здание Баржи.

    Перед Биржей простирается насыпная полукруглая площадь. Ее обрамляют спуски к реке, словно объединяя символически две стихии — воды и суши, из противоборства которых вырастает город. Площадь фланкируют знаменитые колонны (1810), названные ростральными, так как украшены рострами — изображениями носовых частей корабля. Колонны увенчаны светильниками, у их гранитных подножий расположены аллегорические скульптуры — персонификации четырех рек: Волги, Невы, Волхова и Днепра.

    Ансамбль стрелки Васильевского острова во всей полноте раскрывает талант архитектора, умение мыслить пространственными категориями города, а также градостроительный потенциал самого стиля ампир. Господствуя над водной гладью, четкий и строгий силуэт Биржи связывает воедино различные части города, разделенные его водными артериями.

    Частные постройки (1805—1810)

    По заказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны Тома де Томон строит в Павловске мавзолей «Супругу-благодетелю» (1805—10), посвященный императору Павлу I. В этом небольшом здании архитектор достигает удивительного сходства с памятниками греческой античности еще и потому, что оно расположено в дальнем конце Павловского парка, в овраге, вызывающем ощущение дикой природы. Мавзолей построен в форме простиля,(см. ПРОСТИЛЬ) поднятого на высоком подиуме, и представляет собой прямоугольное в плане здание с 4-колонным дорическим портиком и фронтоном. Фриз с триглифами(см. ТРИГЛИФ) и масками тянется по всему периметру, стены рустованы по всей высоте до архитрава(см. АРХИТРАВ). В интерьере расположена аллегорическая мемориальная мраморная скульптура работы И. П. Мартоса(см. МАРТОС Иван Петрович). Мавзолей, относящийся по типу к малым архитектурным формам, поражает точностью пропорций, благородством и красотой рисунка всех архитектурных деталей, одновременно пластичностью и, несмотря на размеры, монументальностью объема.

    Дом графини А. Г. Лаваль (1806—10) — типичный образец ампирного особняка — отличается монументальностью, простотой объемно-пространственных решений, лаконизмом декора, умелым применением ордерных элементов. Прямоугольное в плане сооружение имеет большой прямоугольный внутренний двор. На рустованном нижнем цокольном этаже возвышаются два верхних этажа. Вся художественная сила облика здания сконцентрирована на протяженном фасаде, который композиционно делится на три части. Особо подчеркнута центральная часть, где размещены десять трехчетвертных ионических колонн большого ордера, поддерживающих ступенчатый аттик. В интерьере частично сохранилась отделка 1810-х — 1820-х годов. В этом доме бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов.

    В начале 1813 сгорел построенный Томоном в Петербурге Большой театр. При осмотре причиненных зданию повреждений архитектор упал с большой высоты и спустя несколько месяцев умер. Похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге, позже его прах был перенесен в Александро-Невскую лавру(см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА).

  3. Источник: Энциклопедический словарь