Большая Советская энциклопедия

    (исп. chacona, итал. ciaccona)

    старинный танец. Известен с конца 16 в. С 17 в. приобрёл величественный характер. Темп медленный, размер 3/4. Чакона использовалась в балетах Ж. Б. Люлли в качестве заключительного номера. В 17—18 вв. сложилась чакона как инструментальная пьеса на повторяющуюся в басу тему, близкая пассакалье (См. Пассакалья). Особую популярность приобрела чакона для скрипки с басом, приписываемая композитору Т. Витали, и чакона из партиты ре минор И. С. Баха для скрипки соло. В форме чаконы написаны многие пьесы, в том числе 32 вариации до минор Л. Бетховена для фортепиано. Композиторы 17—18 вв. применяли форму чаконы в оперных финалах.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. чако́на;
    2. чако́ны;
    3. чако́ны;
    4. чако́н;
    5. чако́не;
    6. чако́нам;
    7. чако́ну;
    8. чако́ны;
    9. чако́ной;
    10. чако́ною;
    11. чако́нами;
    12. чако́не;
    13. чако́нах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Малый академический словарь

    , ж.

    Старинный испанский танец.

    ||

    Музыкальная пьеса в форме вариаций.

    Чакона для скрипки Баха.

    [исп. chacona]

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    ЧАКО́НА, чайконы, жен. (итал. ciaccona) (муз.). Старинная инструментальная пьеса плясового характера, ряд вариаций на выдержанном басе.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Старинный испанский танец, первоначально исполняемый в быстром темпе, с XVII в. - в медленном и плавном, сопровождающийся пением и звуками кастаньет.

    2.

    Музыка к такому танцу.

    3.

    Музыкальная пьеса торжественного характера на повторяющуюся в басу тему.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    ЧАКОНА (исп. chacona) - старинный танец испанского происхождения, первоначально быстрый, с 17 в. медленный и плавный, а также инструментальная музыкальная пьеса торжественного характера в виде вариаций на повторяющуюся в басу тему.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  13. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    муз. chaconneж. муз. chaconne.

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. муз.

    chaconne f

  17. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    (музыка, танец) chacona f

  19. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  20. Энциклопедический словарь

    ЧАКО́НА -ы; ж. [исп. chacona]

    1. Старинный испанский медленный танец (использовалась в качестве заключительного номера в балете). Танцевать чакону.

    2. Музыка такого танца. // Музыкальная пьеса в форме вариаций. Ч. для скрипки с басом. Ч. Баха для скрипки соло.

    * * *

    чако́на

    (исп. chacona, итал. ciaccona), 1) старинный танец испанского происхождения, первоначально быстрый, с XVII в. медленный и плавный.2) Инструментальная музыкальная пьеса торжественного характера, близкая пассакалье.

    * * *

    ЧАКОНА

    ЧАКО́НА (исп. chacona), старинный танец испанского происхождения, первоначально быстрый, с 17 в. медленный и плавный, а также инструментальная музыкальная пьеса торжественного характера в виде вариаций на повторяющуюся в басу тему.

  21. Источник: Энциклопедический словарь



  22. Музыкальная энциклопедия

    (испан. chacona, итал. ciaccona, франц. chaconne) - первоначально народный танец, известный в Испании с кон. 16 в.; имеются данные о его американском (мексиканском, индейском, мулатском) происхождении. Размер трёхдольный, темп живой; характер, согласно описаниям М. Сервантеса (новелла "La ulistre Fregona", опубл. 1610), Лопе де Веги (1618) и др., был неистовым и диким; исполнялась Ч. в сопровождении пения и игры на кастаньетах. Многие сохранившиеся записи для лютни и гитары свидетельствуют о быстром распространении Ч. в Европе, где она видоизменилась: стала медленным плавным танцем сосредоточенно-величавого характера с лирич. оттенком, чаще в миноре, в трёхдольном размере с акцентом на 2-й доле. В Италии Ч., сближаясь с пассакалией, обогащается вариационным развитием на основе basso ostinato. Во Франции Ч. становится балетным танцем: Ж. Б. Люлли вставляет её как заключит. номер в финал сценич. произв., что остаётся традицией (см., напр., музыку из оперы "Королева фей" Г. Пёрселла) вплоть до эпохи К. В. Глюка ("Орфей и Эвридика", "Ифигения в Авлиде"). Со временем название "Ч." стало применяться к инструментальным нетанцевальным произв. (один из ранних образцов в Sonate concertate T. Мерулы для 2 скрипок с basso continuo, 1637), как самостоятельным (известнейшая в скр. лит-ре Ч., приписываемая Т. А. Витали) или со вступит, пьесой (Прелюдия и Ч. для клавира И. К. Ф. Фишера), так и входящим в партиту, сюиту (сюита G-dur для клавира Генделя, состоящая из прелюдии и Ч. с 62 вариациями; заключит. часть из его же сюиты d-moll). В истории Ч. видную роль сыграли мастера клавирной и орг. музыки У. Бёрд, Дж. Фрескобальди, И. Пахельбель, Д. Букстехуде. Ч. имеет много точек соприкосновения с родственными жанрами. Она нередко упоминается вместе с близкой, но более лиричной сарабандой, а также фолией. В Англии распространение Ч. было подготовлено традиционными граундом и фэнси, от к-рых её бывает трудно отличить (напр., A Ground in Gamut для клавесина Г. Пёрселла). Во мн. случаях композиторы не делали различия между Ч. и пассакальей. Во Франции оба названия использовались для обозначения произв. типа куплетного рондо, где остинатность присутствует в проведениях рефрена (образцы у Ж. Шамбоньера, Ж. А. д'Англебера, Л. и Ф. Куперена; судя по сохранившимся текстам, сходное строение имели самые старинные песенно-танц. европ. Ч.). Темы в Ч. небольшие (4- или 8-тактные), с ясной танц. метрич. организацией. В отличие от пассакальи Ч. представляет собой вариации скорее на гармонич. последовательность с чётким басом, чем на остинатный бас. В целом Ч. проще пассакальи, меньшее применение в ней находит полифония, варьирование носит орнаментальный характер, причём часто (но не обязательно: см. орг. Прелюдию, фугу и Ч. C-dur Букстехуде) орнаментируется бас (напр., в Ч. с 21 вариацией G-dur для клавира Генделя). Поскольку темы обычно гармонически разомкнуты, проведения легко сливаются, и вариации сплачиваются либо по способу обработки материала, либо по фактурному и тональному признакам: в кантате No 150 И. С. Баха (редкий пример хоровой Ч.) центр. группа выдержана в др. тональностях, и целое организуется в трёхчастную форму, у Витали Ч. имеет рондообразное строение. Сравнительно с пассакальей Ч. - жанр более камерный, но располагающий богатой потенцией к развитию. Непревзойдённый образец Ч. - финал партиты No 2 для скрипки соло И. С. Баха, отличающийся большой глубиной и трагич. силой:

    И. С. Бах. Чакона из партиты No 2 для скрипки соло. Тема и начало 1-й вариации (авторское изложение).

    Существуют многочисл. фп. транскрипции этой Ч. (И. Брамса - для левой руки; Ф. Бузони) и её орк. переложения (Н. Г. Рахлина, С. П. Горчакова, Б. П. Ривилиса).

    Д. Д. Шостакович. Трио для фп., скрипки и виолончели ор. 67; 3-я часть (1-я вариация).

    В 19 в. композиторы к Ч. почти не обращаются; нек-рые черты её претворены в таких глубоких соч., как 32 вариации c-moll для фп. Бетховена, финал симфонии No 4 Брамса. Композиторы 20 в. обращаются к жанру Ч. сравнительно редко: М. Регер (Ч. для скрипки соло, 1909-12), Ф. Бузони (Токката: прелюдия, фантазия, Ч. для фп., 1921), Э. Кшенек (токката и Ч. для фп., 1922), Б. Барток (соната для скрипки соло, 1943-44, 1-я часть), Р. К. Щедрин (Ч. в четырёхдольном размере из "Полифонической тетради" для фп., 1972), латв. комп. П. Г. Плакидис (финальная Ч. в двудольном размере из "Музыки для фортепиано, струнного оркестра и литавр", 1972).

    Ч. практически перестала отличаться от пассакальи (3-я часть фп. трио М. Равеля, нек-рые соч. П. Хиндемита); границы представления о Ч. в совр. музыке почти неопределённы.

    Литература: Рабей В., Сонаты и партиты И. С. Баха для скрипки соло, М., 1970; Зтингер M. A., О гармонии в бассо-остинатных формах, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970; Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма, М., 1974; Генова Т., Из истории basso ostinato XVII-XVIII веков (Монтеверди, Перселл, Бах и другие), в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 3, М., 1977; Протопопов В., Очерки по истории инструментальных форм XVI - начала XIX века, М., 1979; Mitjana R., La musique en Espagne, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt. 1 (v. 4), P., 1920; Litterscheid R., Zur Geschichte des Basso Ostinato, Marburg, 1928 (Diss.); Mies P., Die Chaconne bei Hдndel, в сб.: Hдndel-Jahrbuch, Bd 2, Lpz., 1929; Machabey A., Les origines de la chaconne et de la passacaille, "Revue de Musicologie", 1946, v. 28; Fischer К. von, Chaconne und Passacaglia, "Revue Belge de Musicologie", 1958, v. 12, No 1; Berger G., Ostinato, Chaconne, Passacaglia, Wolfenbьttel, (1968).И. Э. Манукян, В. П. Фраёнов.

  23. Источник: Музыкальная энциклопедия



  24. Музыкальный словарь

    (см. ВАРИАЦИИ).

  25. Источник: Музыкальный словарь



  26. Большой Энциклопедический словарь

    ЧАКОНА
    ЧАКОНА (исп. chacona) - старинный танец испанского происхождения, первоначально быстрый, с 17 в. медленный и плавный, а также инструментальная музыкальная пьеса торжественного характера в виде вариаций на повторяющуюся в басу тему.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  27. Источник: