Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Жюль Vallès) — французский литератор, памфлетист и политический деятель. Родился в 1833 году в Пюи, в Оверни; отец его был школьный учитель, мать — крестьянка; детство и первая молодость В. были крайне печальны и оставили в нем неизгладимые следы озлобления и ненависти против общества и людей. Первое время в Париже В. жил, как большинство молодых людей, без средств, но с большим запасом честолюбия, страдая от голода и нищеты и прикрывая унизительные физические страдания фразами презрения к сытым, которые заставляли смотреть на него, как на гения завсегдатаев дешевых кафе Латинского квартала. Но жизнь богемы не оставила в нем светлых воспоминаний, как у Мюрже, певца дешевых удовольствий и восторгов богемы. Озлобленный, ожесточенный, В. с первых шагов своей литературной деятельности принялся разрушать розовую идиллию Мюрже, противопоставляя ей мрачную, безотрадную картину жизни людей, которые вступают в свет с идеалом свободы, не зная ничего, кроме греческого и латыни. "Soyons navrants" — сделалось девизом его журнальной деятельности. В. дебютировал в литературе в 1857 г. наделавшей много шума брошюркой "Argent", посвященной вопросу биржевых спекуляций. В предисловии он славословит деньги, как источник власти, и проповедует, с беспощадной иронией, отречение от науки, чтобы искать на бирже не только хлеб, но и десерт. С горечью человека, слишком долго и напрасно кричавшего: "Haut les coeurs", он повторяет без конца: "place au ventre".

    С 1859 г. В. сделался биржевым хроникером "Фигаро" и помещал там отдельные статьи, самые замечательные из которых "Dimanche d'un jeune homme pauvre" — впечатления голодного человека, ходящего по городу, где все празднуют отдых обильными обедами, и "Réfractaires", где он вводит в литературу новый тип обиженных судьбой людей, живущих вне общества (en marge de la societe), губящих свои таланты вследствие их любви к независимости. Эти отщепенцы, непризнанные поэты, ученые без дипломов, изобретатели и т. д. — общественная сила, по его мнению: "дайте мне 300 таких людей, нечто вроде знамени и поставьте нас против войска и митральез, — вы увидите, что я могу сделать". Эти слова знаменательны для будущего члена коммуны. Между 1860—70 гг. В. писал во многих газетах: "Figaro", "Evénement", "Revue Européenne", "Epoque" и др., переходя от благосостояния и даже богатства к прежней нищете и жизни богемы; издавал в 1867 году газету "La Rue", где проводил систематическое отрицание всех общественных основ. "Nous sommes la pour la démoralisation", — говорил он. Газета была прекращена после 8 месяцев за статью против правительства (Cochons vendus). В 1871 г. В. начал издавать "Cri du peuple". Он принимал деятельное участие в коммуне, увлекаясь мечтой переделать общество. Был (24 часа) мэром двенадцатого парижского округа; после 18 марта был выбран членом коммуны. Но Валлес не принадлежал к определенной социалистической партии, имел независимые убеждения и среди членов коммуны принадлежал к меньшинству, проповедовавшему примирение с буржуазией: "que les mansardes s'unissent aux rez-de-chaussée". После падения коммуны В. был приговорен к смерти за подстрекательство к пожарам; его обвинили на основании знаменитой фразы в "Cri du peuple": "Мы не впустим версальских войск; если г. Тьер — химик, он нас поймет". Но, как оказалось впоследствии, угроза эта была написана не Валлесом, а его товарищем по изданию. В. удалось убежать в Лондон, где он прожил до амнистии 1881 г. Он написал в изгнании первую часть, "Enfance", своего автобиографического романа "Jacques Vingtras" (русский перевод: "Бакалавр", 1883). Вернувшись в Париж, он издал II и III части "Jacques": "Vingtras le Bachelier" и "L'Insurgé", a также "La Rue à Londres". В 1883 г. возобновил "Cri du Peuple". Последния его вещи, особенно "L'Insurgé", написаны в сотрудничестве с M-me Séverine-Gebhard. В. † в 1885 г. На могиле его вырезаны сказанные им когда-то слова: "Ce qu'ils appellent mon style est fait de ma conviction". В. не достиг той славы, которая была мечтой его юности; он не был первостепенным политическим деятелем; но он оставил громкое литературное имя, и его "Enfant", "Bachelier", "Réfractaires" принадлежат к замечательным произведениям французской литературы. Враги В. утверждали, что единственные факторы стиля В. — голод и оскорбленное тщеславие; но беспристрастное рассмотрение нескольких томов литературного наследия В. показывает, что, кроме злобы против буржуазии, В. был полон любви к униженным и оскорбленным и обладал крупным даром слова. Из множества статей, написанных о Валлесе, интересна маленькая брошюрка Ж. Ришпена (1872): "Etapes d'un Réfractaire"; как пример пристрастно-враждебной критики укажем на статью Брюнетьера в "Revue des deux Mondes" (март, 1885).

    З. Венгерова.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Vallés)

    Жюль (10.6.1832, Пюи, департамент Верхняя Луара, — 14.2.1885, Париж), французский писатель и политический деятель; примыкал к левому крылу Прудонизма. Сын провинциального учителя. Был членом 1-го Интернационала. С 1849 жил в Париже, участвовал в сопротивлении республиканских групп государственному перевороту 2 декабря 1851. В годы Второй империи (См. Вторая империя)активно участвовал в выступлениях против бонапартистского режима. В памфлете «Деньги» (1857) В. обличал финансовую плутократию, требовал социального переустройства мира. Подвергался преследованиям. В 60-е гг. писал о тяжёлой участи интеллигенции (очерки «Непокорные», 1865, и «Улица», 1866), о борьбе крестьян с поместной аристократией (повесть «Дворянин», 1869, издание 1932). В конце 60-х гг. издавал демократические газеты «Рю» («La Rue») и «Пёпль» («Le Peuple»). После революции 4 сентября 1870 основал газету «Кри дю пёпль» («Le Cri du Peuple»). Участвовал в Восстании 18 марта 1871. Член Парижской Коммуны 1871 (См. Парижская Коммуна 1871) и её Комиссии просвещения. Примыкал к «меньшинству» Коммуны. В период Коммуны возобновил издание «Кри дю пёпль» (запрещенной 12 марта 1871). После подавления Парижской Коммуны эмигрировал в Англию. В книге очерков «Лондонская улица» (1884, русский перевод 1926) и в романе «Голод в Бюзансе» (издание 1919, русский перевод 1936) В. подошёл к пониманию исторической роли рабочего класса. В результате амнистии 1880 смог в том же году вернуться во Францию. С 1883 вновь издавал газету «Кри дю пёпль», в которой сотрудничали Гедисты. Лучшее литературное произведение В. — автобиографическая трилогия «Жак Вентра» (1-я часть — «Ребёнок», 1879, под псевдонимом Жан Ля Рю, русский перевод 1936; 2-я — «Бакалавр», 1881, русский перевод 1913; 3-я — «Инсургент», 1886, посмертно, русский перевод 1949) посвящена предыстории и истории Парижской Коммуны. В. боролся с натурализмом и декадансом (ст. «Иллюзионисты», 1867). Цель искусства он видел в служении интересам людей труда («Народная поэзия», 1881) и в содействии освобождению народов («Дети народа», 1879).

    Соч. в рус. пер. — Собр. соч., [М.— Л.], 1936.

    Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Biobibliographie de J. Valiés, «Europe», 1957, déc., № 144; Jules Vallés, там же, 1968, juin-aoút, № 470— 472; Pillu P., Etat présent des travaux sur J. Vallés, «Information littéraire», 1966, janv.-févr., Mo 1.

    В. С. Лозовецкий.

    Ж. Валлес.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Валлес

    ВАЛЛЕС Жюль (Jules Valles, 1832—1885) — французский писатель-революционер. Родители его — из крестьянской среды. Отец — учитель. Детство В. суровое, как и юность. Декабрьский переворот 1851 застает его в Париже сражающимся на баррикадах за республику. В первые годы Второй империи В. ведет голодную жизнь «отщепенца». Переживания той поры писатель выразил в своих первых произведениях: «L argent» (Деньги, 1857), «Le dimanche drun jeune homme pauvre» (Воскресный день бедного молодого человека, 1860). За ними следуют «Les refractaires» (Отщепенцы, 1865). Здесь люди, органически неприемлющие буржуазного общества и указанного им места в нем, бросают ему свой вызов. В 1866 выходит «La rue» (Улица). И в ней сочувственно изображены люди, неприкрепленные к устойчивым бытовым клеточкам. В конце 60-х гг. В. — популярный журналист, «кандидат нищеты» на выборах в Законодательный корпус (1869). В 1870 В. участвует в восстании против правительства «Национальной обороны». В 1871 В. — член Коммуны и редактор газеты «Le cri du peuple» (Крик народа). Столь резкий и непримиримый в годы реакции, В. во время революции высказывался против террора, отстаивал реакционные буржуазные издания. После разгрома Коммуны В. оставил Францию, где его заочно приговорили к смерти, и поселился в Лондоне. Там он пишет «Лондонскую улицу» (русск. перев., М. — Л., 1926) и работает над трилогией «Jacques Vingtras», законченной по возвращении В. на родину (после амнистии 1880). Первая часть трилогии — «Le enfant» (Дитя, 1879), вторая — «Le bachelier» (Баккалавр, 1881, перев. на русск. яз. Б. Гимельфарбом, СПБ., 1913), последняя — «Le insurge» (Инсургент, посмерт. изд. 1885, есть русск. перев., П., 1921). Героический период жизни В. завершился одновременно с падением Парижской коммуны.

    В. как художник — изобразитель общественной группы, к которой неприменимо понятие быта как постоянного, устойчивого, определенного жизненного уклада. Но «отщепенцы» В. сильно отличаются от людей богемы в обычном смысле. Они — не отбросы буржуазного общества, не те обделенные на пиру его верхушки и сбившиеся с пути, кто, фрондируя против «мещанства», в сущности приемлют его основы. «Отщепенцы» В. ненавидят не буржуа, а буржуазию, не лица, а систему. Его герои — «инсургенты» по преимуществу, они в любой момент готовы не на словах, а на деле восстать против этой системы. Они не боятся труда, а хотят его освободить. Воля и чувство у В. и его отщепенцев достаточно сильны и определенны, но сознание еще смутно и зыбко. Крепка их ненависть к капитализму. Она — следствие личного опыта, но отрицание «эксплоатации человека человеком» не обосновано ими, «экспроприация экспроприаторов» и пути к ней не поняты как неизбежность. «Отщепенец» еще «не переварился в фабричном котле», он смотрит в поле, в деревню, с к-рой не порвал еще связи, мечтает еще об идиллии сельской жизни. Он — прудонист, враг капитализма, но не коллективист. В. называл себя «социалистом-индивидуалистом», но не коммунистом. Мелкая поземельная собственность повидимому сохранялась при его совершенном общественном строе, пользование экспроприированными орудиями производства мыслилось как частное, ассоциация производителей — как «добровольная». Взаимоотношения пролетариата и крестьянства представлялись смутно. Понятия о трудящихся классах расплывались в широком и туманном понятии «народ». Организованное классовое действие подменялось заговором, диалектика революции — отвлеченными принципами, заимствованными из сокровищницы буржуазных идей. Эта шаткость идеологии и проявилась в деятельности В. и его героев во время Коммуны.

    У Валлеса есть книга, с которой пожалуй удобнее начать обзор его художественных произведений, настолько она определяет психологический и духовный облик писателя. Это — «Лондонская улица», где автор закрепил в ряде беглых отметок, летучих характеристик и сценок жизнь этого мирового города в эпоху расцвета английского капитализма. Лондон во всякое время дня и ночи, праздный и трудовой, на улице и дома, на работе и на отдыхе, порочный, унижающий и униженный, сдавленный стальным спрутом еще крепкого, гибкого, уверенного в себе капитализма — вот тема очерков В. Но автор-революционер слишком подавлен этой мощью для нас уже «старой Англии», устойчивостью ее быта и социально-политических форм, патриотизмом, охватывающим массы ее населения, и ему кажется, что «века и века» просуществует этот строй нищеты внизу и чудовищной роскоши наверху. В. не увидел ростков будущего, «новой Англии», подмеченные им общественные противоречия не проявляют у него своей революционной силы, «не ведут вперед». В «Лондонской улице» нет рабочего движения, нет сознательного пролетариата, есть только униженный и порочный, пресмыкающийся перед бичующей его рукой. Но В. не только далек от марксизма, от диалектики. Он — интеллигент и эстет. Извне пришел он к пролетариату, отдал ему свою жизнь, но не преодолел своей психологии, не разгадал его судеб, и печать отчуждения иногда довольно явственна на его талантливых страницах. Он порвал с буржуазным обществом не потому, что познал его закон, а потому, что созданная капитализмом жизнь для него не только нравственно оскорбительна, но и эстетически неприемлема. Эстетическая точка зрения часто является у него преобладающей. Вот отчего в его произведениях мало объективного познания темы, но много субъективизма, много оценок произвольных и пристрастных. Отрицатель «вечных ценностей искусства», смелый разрушитель эстетики сам был под ее властью. Внутренне еще чуждый рабочему классу, этот член I Интернационала не справился и с националистическими предубеждениями. Так «Лондонская улица» проникнута антипатией к англичанам и ко всему английскому. Чувство безнадежной реакционности Англии времен королевы Виктории, вера в революционные силы своей Франции, эстетизм — вот что питает и обостряет национализм В., еще не изжитый этим интеллигентом-коммунаром.

    Все им написанное — автобиографично. И его Жак Вэнтра и другие его «отщепенцы» — интеллигенты, вышедшие из крестьянства или же выросшие в семьях мелких ремесленников, несмотря на свой бродячий образ жизни, еще крепко связаны с землей. Они — инсургенты, но и патриоты, даже националисты. И это характерно для их психологии, еще не порвавшей с собственностью, еще подвластной «своей земле», «своей мастерской», «своему верстаку».

    Социальная природа В. выразилась в его художественной манере. Язык В. обилен народными оборотами, но не лишен подчас и изысканности, даже вычурности сравнений и метафор — привкус недостаточно ассимилированной городской культуры и школьной риторики. Стиль В. — стиль сатирика, агитатора и борца. Он подчеркивает, утрирует, он явно тенденциозен, но остается художником. Выручают большой темперамент и свирепый юмор, жгучий и колючий от избытка желчи. С этой беспощадностью языка, когда речь идет о врагах, беспощадностью автора, которому перо заменяет не кисть, а меч, уживается сентиментальность, когда Валлес говорит о друзьях, о жертвах ненавистного строя. И здесь Валлесу нехватает изобразительных средств. Сильное чувство выражается у него не только сентиментально, но даже и риторично.

    В.-художник остался журналистом, как и В.-журналист не переставал быть художником. Для его творчества характерна фрагментарность, преодолеваемая единым устремлением автора. Композиция его произведений примитивна. Некоторые из них составились из газетных статей и корреспонденций на одну основную тему («Отщепенцы», «Улица», «Лондонская улица»). Мастерство архитектоники заменяет в его сотканной из эпизодов трилогии естественная, временная последовательность художественной автобиографии. «Ж. Вэнтра» — своеобразнейший «Bildungsroman» — история развития и формирования не мыслителя, не художника, а революционера. Примитивная в основном композиция осложняется здесь вводными сценами, отступлениями, остроумными тирадами, записями дневника или памятной книжки, своего рода словесными арабесками, не нарушающими единства стиля, мозаичного и отрывочного по существу.Библиография:

    Русанов Н. С. (Кудрин Е.), Социалисты Запада и России (ст. о Валлесе), СПБ., 1909; Горнфельд А. Г., Вступительная статья к «Инсургенту», П., 1921; Гимельфарб Б., Ж. Валлес, сб. «Иностранные писатели в школе», Гиз, 1927; Richepin J., Les Etapes dun refractaire, P., 1872.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Vallès), Жюль (10.VI.1832 - 14.II.1885) - франц. политич. деятель, писатель. Сын провинциального учителя. С 1849 жил в Париже, участвовал в респ. движении сопротивления гос. перевороту 2 дек. 1851. В годы Второй империи активно выступал против бонапартистского режима, за что подвергался тюремному заключению (в 1853, 1868, 1869 и 1870). В 1867 начал издание еженедельника "La Rue", к-рый в янв. 1868 был запрещен цензурой. В 1869 издавал газ. "Le Peuple". Был чл. 1-го Интернационала. После революции 4 сент. 1870 - командир батальона нац. гвардии. Участвовал в восстании 31 окт. 1870, а затем в революции 18 марта 1871. Чл. Коммуны от 15-го округа Парижа, входил в состав Комиссии просвещения и Комиссии внеш. сношений; принадлежал к "меньшинству" Коммуны. Возобновил издание газ. "Le Cri du Peuple" (запрещенной 12 марта). После падения Парижской Коммуны 1871 эмигрировал в Англию; с 1879 жил в Бельгии. После амнистии 1880 возвратился в Париж. В окт. 1883 возобновил издание газ. "Le Cri du Peuple", к-рую широко использовали гедисты. Лучшее среди многочисл. лит. произв. В. - автобиографич. трилогия "Жак Вентра" ("Jacques Vingtras", 1878-86), 3-я часть к-рой - "Инсургент" ("L'insurgé", рус. пер. 1949) - посвящена предыстории и истории Парижской Коммуны.

    Соч.: Oeuvres, (v. 1-6), R., (1950-53); в рус. пер. - Coáp. соч., (М.-Л.), 1936.

    Лит.: Протоколы заседаний Парижской Коммуны 1871 г., тт. 1-2, М., 1959-60; Gilie G., Jules Vallès (1832-1885), (R., 1941); Rouchon U., La vie bruyante de J Vallès, v. 1-2, Saint-Etienne, 1935-37.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия