Большая Советская энциклопедия

    Константин Андреевич [21.5(2.6).1876, хутор Ромашово Харьковской губернии, — 19.5.1945, Москва], русский советский писатель, драматург. В 1903 окончил Петербургский археологический институт и Духовную академию, в 1921 — агрономический факультет Таврического университета. Печатался с 1898. Дооктябрьское творчество Т. (пьеса «Дорогины», 1910; сборник рассказов «Владыка», 1915, и др.), посвященное главным образом художественному анализу социальных противоречий в деревне, развивалось в традициях критического реализма. После 1917 главной темой творчества Т. стала революция. Если в трагедии «Пугачёвщина» (1924), анализируя психологию народного восстания, Т. акцентировал черты стихийности, жертвенности, то пьеса «Любовь Яровая» (1926, поставлена Малым театром, 1926, поставлена МХАТ, 1936, Государственная премия СССР, 1941), посвященная драматическим событиям Гражданской войны 1918—20, отмечена глубоким пониманием исторических закономерностей. В центре пьесы — острый конфликт, в котором проходит проверку и закалку характер героини, её большевистская идейность. Благодаря широте социально-исторических обобщений, колоритности образов, яркости языка пьеса стала классическим произведением социалистического реализма. Нравственное значение революции раскрыто в пьесах «Гимназисты» (1936) и «На берегу Невы» (1937), где создан образ В. И. Ленина. Автор пьес о советской действительности («Жена», 1928; «Анна Лучинина», 1941, и др.), исторических пьес («Навстречу», 1943, и «Полководец», 1945). Награжден 2 орденами.

    Соч.: Избр. произв., т. 1—2. [Вступит. ст. В. Диева], М., 1955; Забытые рассказы, Симферополь, 1959.

    Лит.: Сурков Е., К. А. Тренев, 2 изд., М., 1955 (лит.); Диев В. А., Творчество К. А. Тренева, М., 1960; Файнберг Р., К. А. Тренев. Очерки творчества, М. — Л., 1962; Живой Тренев. Сб. воспоминаний, Ростов н/Д., 1963; История русской советской литературы. 1917—1965, 2 изд., т. 1, М., 1967, с. 596—616; История русской литературы конца XIX — начала XX вв. Библиографический указатель, М. — Л., 1963.

    Л. Н. Клименюк.

    К. А. Тренёв.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ТРЕНЁВ Константин Андреевич (1876 - 1945), русский писатель. В драме о Гражданской войне "Любовь Яровая" (1926) высшие нравственные ценности приносятся в жертву революционной идее. Рассказы. Пьесы.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Тренев

    ТРЕНЕВ Константин Андреевич (1878—) — советский писатель. Р. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы. Впервые выступил в печати с рассказами из жизни дореволюционной украинской и донской деревни. Первый рассказ «На ярмарке» был напечатан в газете «Донская речь» (1898). Крестьянин, сельский учитель, священник, торговец — основные образы в произведениях Т. («Мокрая балка», «По тихой воде»). Лирическая окрашенность бытовых рассказов писателя сочетается нередко с ироническими, социально-заостренными зарисовками обывателей, представителей духовенства («Заблудились», «На хуторе» и др.). Хорошее знание материала, красочное описание быта, мастерская передача языка персонажей, в частности диалогов — таковы достоинства прозы Т. Тонкий мастер пейзажа, Т. с особенной любовью рисует степные просторы, передает аромат степи, приближаясь нередко в своих описаниях к художественной выразительности и лиризму чеховских пейзажей. Решающую роль в творческом развитии Т. сыграл М. Горький, к-рый поддержал молодого автора, внимательно следил за его дальнейшим ростом. Особенно высоко оценивал Горький повесть Т. «Владыка», напечатанную в 1911, и его украинские очерки.

    После революции Т. приобрел известность как драматург. Однако в первой своей пьесе «Пугачевщина» (напеч. в 1924, постав. на сцене Московского Художественного театра в 1925) Т. не дает исторически верного освещения пугачевского движения, не сумев освободиться от традиционной трактовки личности Пугачева и его роли буржуазными историками. Но уже в этой пьесе автор проявил себя как мастер сценического сюжета и живого сочного диалога. Вторая пьеса — «Любовь Яровая» (поставлена впервые в 1926 на сцене Малого театра; напеч. в 1927) — пользуется огромным и заслуженным успехом. Это одна из тех советских пьес, которые не сходят со сцены наших театров уже в течение двенадцати лет. Это единственная советская пьеса, показанная МХАТ в 1937 на Всемирной выставке в Париже. Художественно яркое обобщение героики гражданской войны, острота поставленных проблем, живость действия, драматизм сюжета, типизация характеров, наряду с подчеркиванием своеобразия каждого из них, индивидуализация речи персонажей выделяют эту пьесу среди других произведений советской драматургии.

    Пафос утверждения революции, изображение замечательного героизма людей, выковывавшихся в бурные годы гражданской войны (Любовь Яровая, Кошкин, Швандя), сочетаются в пьесе с резким разоблачением враждебных начал революции, с едким смехом над чуждыми элементами, примазавшимися к великому делу (Дунька Панова).

    В комедии «Жена» (1928), воспроизводящей быт и характеры, сложившиеся в условиях нэпа, образ Веры Грушиной, человека новой формации, противопоставлен целой галлерее бюрократов, карьеристов, спекулянтов, оживших в нэповской обстановке. В противоположность ярким и выразительным зарисовкам отрицательных персонажей — всей этой буржуазной накипи, положительные герои — инженер Грушин и его жена — изображены бледно и неотчетливо. В этом — слабость комедии.

    Пьеса «Опыт», написанная в 1933, ставит в центр внимания героический образ крупного советского ученого, смелого инициатора, труженика науки — Соболева, доводящего необычайный научный опыт до конца, невзирая на все трудности. Пьеса, интересная по своему замыслу, в художественном отношении представляет меньшую ценность, чем «Любовь Яровая».

    Революционным событиям в Петрограде, происходившим в промежуток между февральской и Великой Октябрьской социалистической революцией, посвящена последняя пьеса Т. — «На берегу Невы» (1937), написанная к 20-летию Октябрьской революции. Эта пьеса — о нарастании большевистских настроений среди рабочих и солдатских масс Петрограда, руководимых Лениным, о победоносном ходе революции. Образ великого вождя конкретно ощутим во всей пьесе, несмотря на то, что он только эпизодически появляется в ней. Значение этой пьесы, очень тепло встреченной советским зрителем, — в остроте и выразительности социальных характеристик.

    В 1938 Т. подверг пьесу значительной переработке, добавив ряд дополнительных сцен, в частности создав новую сцену, в к-рой Ленин выступает как непосредственно действующее лицо.

    Из драматургических произведений Т. наибольшей популярностью пользуется пьеса «Любовь Яровая», не только прочно утвердившаяся в репертуаре советского театра, но и являющаяся значительным этапом в развитии советской драматургии.

    За выдающиеся заслуги в этой области Т. в июне 1938 (в связи с 40-летием лит-ой деятельности) был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1939 награжден орденом «Знак Почета».Библиография:

    Собр. соч., 2 тт., ЗиФ, М. — Л., 1928 (т. I — «Владыка», т. II — «Мокрая балка»); Батраки, Рассказы, изд. «Недра», М., 1927; Избранные произведения, ГИХЛ, М., 1933; Рассказы и пьесы, изд. Моск. т-ва писателей (М.), 1933; Пьесы, Гослитиздат, М., 1935; Гимназисты. Пьеса, изд-во «Искусство», М., 1936; то же, Гослитиздат, М., 1937; Любовь Яровая. Пьеса в 5 д. Новый вариант, изд-во «Искусство», М. — Л., 1936; На берегу Невы. Пьеса в 4 д., изд-во «Искусство», М., 1937; Моя работа над «Любовью Яровой», «Литературная газета», 1937, № 1, 5 января.

  5. Источник: Литературная энциклопедия