(«Го юй»)
древнекитайский исторический труд, в котором собран ценный материал по истории 8 царств (Чжоу, Лу, Ци, Цзинь, Чжэн, Чу, У, Юэ) Древнего Китая в период между 962 (либо 947) — 453 до н. э. Состоит из 21 главы (цзюаня). Официальная кит. историография уже с эпохи Хань (3 в. дон. э. — 3 в. н.э.) приписывала авторство «Г. ю.» историографу царства Лу — ученику Конфуция (См. Конфуций) — Цзо Цю-мину (5 в. до н. э.). Современная историография считает «Г. ю.» не творением одного человека, а собранием записей из анналов разных царств, прошедших определенную историографическую обработку.
Публ.: Го юй (с комментариями Вэй Чжао), Шанхай, 1958.
ГО ЮЙ (кит. речи царств) - древнекитайское историческое сочинение 4-3 вв. до н. э. Излагает историю Китая 10-5 вв. до н. э.
Речи царств (Рассказы о царствах, Поучения царям). Первый в Китае неофициальный исторический трактат, отразивший процесс зарождения философской мысли и содержащий высказывания государственных деятелей о природных явлениях и общественных событиях в восьми древнекитайских царствах ("владениях" - го: Чжоу - домене номинально правящей династии, Ци, Лу, Цзинь, Чжэн, Чу, У, Юэ) в 10-5 вв. до н.э. Бань Гу (1 в.) и ряд других китайских историков и мыслителей (Ван Чун - 1 в., Вэй Чжао - 7 в.) рассматривали Го юй как "внешний", т.е. вспомогательный, комментарий к первой канонической Летописи Чунь цю: Чунь цю вай чжуань. Он приписывается ученику Конфуция Цзо Цюмину (Цзоцю Мину), который считается также автором типологически и хронологически близкой Го юй Цзо чжуани (являющейся "внутренним", т.е. основным, комментарием к Чунь цю), где тем не менее иначе трактуются отдельные упомянутые в Го юй события. По современным данным, трактат составлен в 4-3 вв. до н.э. на основе более древних летописей и, вероятно, впервые опубликован в редакции Лю Сяна и его сына Лю Синя. (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.). Современный текст, состоящий из 21 цзюаня ("свитка"), восходит к печатному изданию 1033. В "речах" Го юй, традиционно датируемых временным интервалом от 967 до 453 до н.э., высказаны положения, лежащие в основе учений различных философских школ - конфуцианства, моизма, даосизма, легизма, инь-ян цзя и др. Существует также мнение, что в Го юй представлена главным образом конфуцианская политическая теория. Вместе с тем в трактате содержится, например, древнейшее изложение основополагающего для китайской философии учения о силах инь ян, своим взаимодействием определяющих порядок "пневм (ци1) Неба и Земли", то есть единую цепь природных и социальных процессов. Продуктивная гармония (хэ1) разнородных факторов, подобных инь1 и ян1, противопоставлена бесплодному единству "однородного" (тун1). В Го юй, как и в Цзо чжуани, отражена одна из ранних форм учения о "пяти элементах" (у син1) - почве, металле, дереве, воде, огне, - лежащих в основе образования и упорядоченного существования всех вещей и явлений. Представления об инь ян, "трех светоносах" (солнце, луне и звездах), "пяти элементах" и т.п. синтезированы в образе "культуры" (вэнь), которая мыслится и в качестве совокупности главных человеческих достоинств: "осторожности" (си), "верности" (чжун2), "благонадежности" (синь2), "гуманности" (жэнь2), "должной справедливости" (и1), "мудрости" (чжи1), "мужества" (юн1), "просвещенности" (мин3), "сыновней почтительности" (сяо1), "великодушия" (шу3), "уступчивости" (жан). В Го юй подчеркнута роль людей (народа - минь) как важнейшей общекосмической силы и наряду с верой во всемогущее "небесное предопределение" утверждается, что "Небо следует за людьми, совершенномудрый - за Небом". В целом, чтобы быть успешными, "человеческие дела должны составлять триаду с Небом и Землей". В обществе и государстве главным условием этого является управление с помощью этико-ритуальных норм (ли2) и "благодати/добродетели" (дэ1).
ЛИТЕРАТУРА
Древнекитайская философия, т. 1. М., 1972 Васильев К.В. Некоторые вопросы изучения памятников древнекитайской историографии. - В кн.: Письменные памятники Востока Историко-филологические исследования. 1975. М., 1982 Го юй (Речи царств). Перевод с китайского, вступление и примечания В.С.Таскина. М., 1987 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
ГО ЮЙ
ГО ЮЙ (кит. речи царств), древнекитайское историческое сочинение 4—3 вв. до н. э. Излагает историю Китая 10—5 вв. до н. э.
("Речи царств") - древний кит. ист. труд, в к-ром собран ценный материал по истории 8 царств (Чжоу, Лу, Ци, Цзинь, Чжэн, Чу, У, Юэ) Др. Китая в период между 967-453 до н. э. Офиц. кит. историография уже с эпохи Хань (3 в. до н. э. - 3 в. н. э.) приписывала авторство "Г.ю." историографу царства Лу - ученику Конфуция Цзо Цю-мину (5 в. до н. э.). Совр. историография считает "Г. ю." не творением одного человека, а собранием записей из анналов разных царств, прошедших определенную историогра-фич. обработку примерно в ту эпоху, когда жил Цзо Цю-мин. Из комментариев к "Г. ю." наиболее полно сохранился комментарий ученого 3 в. В эй Чжао, с к-рым обычно и издается книга. Часть сохранившихся комментариев ученых 1-3 вв. Цзя Куя, Юй Фаня и Тан Гу была собрана Ван Юань-сунем в нач. 19 в. и выпущена под назв. "Го юй сань цзюнь чжуцзицунь" ("Собрание трех сохранившихся комментариев к "Го юй"). В последующем изучение "Г. ю." продолжалось: Дун Цзэн-мин составил "Го юй чжэн и", Ван Юань-сунь - "Го юй фа чжэн", Хуан Mo - "Го юй бу-Вэй", У Цзэн-ци - "Го юй Вэй цзе бу чжэн" и т. д. Самыми ранними печатными копиями Г. считаются издания "Мин-дао бэнь" и "Гун-сюй бэнь", увидевшие свет в 30-х гг. 11 в. (Мин-дао - назв. годов правления 1032-33, а Гун-сюй - прозвище ученого Сун Яна, подготовившего труд к печати). Они послужили эталоном для последующих перепечаток. Между указанными двумя ксилографами имеются разночтения, несколько лучшим признается первый. "Г. ю." публикуется обычно с предисловиями двух видных ученых 18 - нач. 19 вв. Цянь Да-синя и Дуань Юй-цая. Полный текст "Г. ю." с комментариями Вэй Чжао был переиздан в КНР в 1958. Переводов Г. на европ. языки мало, имеется лишь перевод первых трех глав на франц. яз. Шарля де Арле, осуществленный в кон. 19 в.
Издания: Го юй (с коммент. Вэй Чшао), Шанхай, 1958; Го юй сюань ("Избранное из "Го юй"). Отобрано и прокомментировано Фу Тэн-шэном; Жэньминь вэньсюэ, Пекин, 1959.
Переводы: Harter С h. de, Koue-Yü (Discours de Royaumes), "Journal Asiatique", 1893, serie IX, t. 2, p. 373- 419, 1894, t. 3, pp. 5-91.
Лит.: Лю Цзун-юань, Фэй Го юй (Критика "Го юя"), в кн.: Лю Хэдун цзи, Пекин, 1958; Фу Гэн-шэн, Цянь-янь (Предисловие), в кн.: Го юй сюань, Пекин, 1959; Судзуки Рюити, Кокуго сакуин ("Индекс к "Го юй"), Киото, 1934.
Р. В. Вяткин. Москва.