Большая Советская энциклопедия

    Михаил Александрович [25.5(7.6).1902, с. Хоботово, ныне Мичуринского района Тамбовской обл., — 6.7. 1970, Москва], советский учёный в области теплотехники, академик АН СССР (1953; член-корреспондент 1946). В 1927 окончил Ленинградский политехнический институт. В 1925—34 работал в Физико-техническом институте и других научно-исследовательских институтах Ленинграда. С 1933 в Энергетическом институте им. Г. М. Кржижановского АН СССР; в 1935—54 одновременно профессор Московского энергетического института. Основные труды по проблемам теплопередачи и теплового моделирования. Выполнил ряд исследований, выясняющих физические особенности процессов теплопередачи при свободной и вынужденной конвекции различных теплоносителей. совместно с М. В. Кирпичёвым написал монографию «Моделирование тепловых устройств» (1936, Государственная премия СССР, 1941) и учебник «Основы теплопередачи» (1947, Государственная премия СССР, 1951). Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.

    Соч.: Теплоотдача при турбулентном движении жидкости в трубах, «Изв. АН СССР. Отд. технических наук», 1952, № 10.

    Лит.: Михеев Михаил Александрович, «Вестник АН СССР», 1953, № 12; Михаил Александрович Михеев, М., 1967 (АН СССР. Материалы к биобиблиографии учёных СССР. Серия технических наук. Теплотехника, в, 1).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Михеев

    МИХЕЕВ Василий Михайлович (1859—1908) — поэт и беллетрист. Р. в Иркутске; юность провел в Сибири. Литературную деятельность начал в газ. «Восточное обозрение». М. — писатель второстепенный по таланту, но характерный представитель того крыла революционной народнической литературы 80-х гг., к-рое в специфических условиях Сибири создало особенно резкие по своей обличительной силе художественные полотна (ср. также очерки Н. И. Наумова). В «Песнях о Сибири» (1884) М. с большим сочувствием рисует сибирских туземцев, нещадно эксплоатируемых русскими чиновниками и купцами, политических ссыльных в Забайкалье, сибирских горнорабочих (стихотворения «Запевала», «Старая казарма», «Тяжелая опричина» и пр.). Попытки некоторых исследователей изобразить М. на этом основании «предшественником пролетарской литературы» бесплодны — рабочих он изображает по-народнически, не интересуясь особой их классовой ролью, психологией, растворяя их в общей массе угнетенных низов. С начала 90-х гг. в М. намечается отход от народничества. Его рассказы «Художники» (отдельное изд. — М., 1894) носят на себе отпечаток надрывного самоанализа, характерного для той части мелкобуржуазной интеллигенции, к-рая разуверилась в народничестве. Очерки 90-х гг. написаны им под сильным влиянием Гаршина. В плане стиля указанная политическая эволюция М. выразилась в переходе от гражданской обличительной песни к повести на буржуазные темы, комедии, святочному рассказу и т. п. Натуралистический роман М. «Золотые россыпи» (1894) — характерное звено в истории русского «золяизма».Библиография:

    I. Михайловский Н., Руссифицированный мефистофель, Собр. сочин., т. VI, 1897; А. К., Отзыв о книге Михеева «В семье и вне семьи», «Мир божий», 1895, № 3; Жеребцов, Предшественник пролетарской литературы в Сибири, «Сибирские огни», 1930, № 6.

    II. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетие включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917.

  3. Источник: Литературная энциклопедия