Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Семен Соломонович) - талантливый писатель. Род. в 1868 г., в зажиточной одесско-еврейской семье. Окончил в Париже медицинский факультет. Дебютировал в печати рассказом "Портной" в "Русском Бог." 1897 г. В 1895 г. написал рассказ "Распад", но ни одна редакция не решалась его печатать. Между тем именно этот рассказ, помещенный, наконец, в 1902 г. в "Восходе", создал Ю. известность. После этого он помещал свои беллетристические и драматические произведения в "Мире Божьем", "Журнале для всех", "Образовании", сборниках "Знания" и др. Некоторые произведения Ю. переведены на немецкий и древнееврейский языки, а товариществом "Знание" изданы два тома его рассказов (СПб., 1906). В рассказе "Распад" Ю. показал, как разлагаются устои старой еврейской жизни, городской и буржуазной, распадается прежняя общественная жизнь, теряя сдержку внешней организации, еще оставшуюся от былой внутренней спайки: распадается и сильная до сих пор своим единством, своей моральной устойчивостью еврейская семья, не связанная никаким духовным верховным началом, исковерканная бешеной борьбой за жизнь. Образы этой борьбы - кошмар Юшкевича. В "Ите Гайне", "Евреях", "Наших сестрах" он развернул потрясающую картину мира городских подонков, с его беспредельным горем, голодом, преступлениями, сутенерами, "фабриками ангелов", вошедшей в быт проституцией. Ю. любит находить здесь образы возвышенные, чистые среди облипшей их грязи, романтически приподнятые. Эта приподнятость и надуманность - враг его реализма. Многие его произведения, в общем недурно задуманные (драмы "Голод", "Город", рассказы "Наши сестры", "Новый пророк") местами совершенно испорчены манерностью, которая в погоне за какой-то особенной правдой жизни отворачивается от ее элементарной правды. Но даже в этих произведениях есть просветы значительной силы и подкупающей нежности. Особенно характерен для внутренних противоречий дарования Юшкевича язык его действующих лиц, то грубо переведенный с "жаргона", на котором говорит еврейская народная масса, то какой-то особенный, риторически высокопарный. В драмах Юшкевича слабо движение, а действующие лица, характеризуемые не столько поступками, сколько однообразно-крикливыми разговорами, индивидуализированы очень мало. Исключение составляет последняя драма Юшкевича "Король", имеющая сценические и идейные достоинства. Писатель национальный по преимуществу, Юшкевич по существу далеко не тот еврейский бытописатель, каким его принято считать. Его сравнительно мало интересует быт, он, в сущности, не наблюдатель внешних житейских мелочей и охотно схватывает лишь общие контуры жизни; оттого его изображение бывает иногда туманно, грубо и безвкусно, но никогда не бывает мелко, незначительно. С другой стороны, чувствуется, что изображение еврейства не является для него этнографической целью: еврейство Юшкевича - только та, наиболее знакомая ему среда, в которой развиваются общие формы жизни.

    А. Горнфельд.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Василий Александрович [16(28).2.1897, Вильнюс, — 15.3.1951, Москва], советский военачальник, генерал-полковник (1945). Член КПСС с 1919. В 1915 призван в армию. Участвовал в 1-й мировой войне 1914—18 (командир взвода, роты). В Гражданскую войну 1918—20 командовал стрелковой ротой, батальоном, полком. Окончил курсы усовершенствования высшего начсостава при Военной академии им. М. В. Фрунзе (1926 и 1928), командовал стрелковой дивизией и корпусом. В 1937 был советником в Испании; участвовал в Гражданской войне на стороне республиканского правительства. В начале Великой Отечественной войны 1941—45 командовал 44-м стрелковым корпусом, затем с 28 августа по 19 октябрь 1941 — 22-й армией, с 19 октября 1941 по 19 марта 1942 — 31-й армией, затем в апреле 1942 — апреле 1944 снова 22-й армией, в апреле — августе 1944 — 3-й ударной армией. Участвовал в боях на Западном, Калининском, Северо-Западном и 2-м Прибалтийском фронтах. С октября 1944 командовал войсками Одесского, с июля 1946 по ноябрь 1950 Приволжского военных округов. Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Награжден 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова и Кутузова 1-й степени, орденом Красной Звезды и медалями.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    ЮШКЕ́ВИЧ

    Павел Соломонович (1873–1945) – рус. философ. Участник с.-д. движения, впоследствии меньшевик. В годы реакции выступил с ревизией марксистской философии, пытаясь заменить ее одной из разновидностей махизма – эмпириосимволизмом. После Октябрьской революции Ю. сотрудничал на Украине в меньшевистском журн. "Объединение". После 1919 отошел от политич. деятельности и занимался в основном филос. переводами (до 1930 – в Ин-те Маркса и Энгельса).

    Согласно эмпириосимволизму Ю., данные "чистого опыта" (ощущения), как и конструкции "чистого разума", суть эмпириосимволы. Объективного материального мира не существует, ибо нет реального пространства и времени. Следовательно, нет и познания в традиц. смысле; оно возможно только в виде накопления эмпириосимволов – от простейших (ощущения) до высших ("вещь в себе", реальность, время, пространство, масса и т.п.). Сам по себе "поток данного", по Ю., лишен к.-л. упорядоченности и смысла – их вносит в "поток данного" наше сознание. Стремясь избегнуть солипсизма, Ю. рядом с разумом человека ставит сверхчеловеч. разум – Логос – носитель "предельных эмпириосимволов" (законов природы). Филос. взгляды Ю. подвергались резкой критике со стороны Ленина, к-рый назвал их "...плодом незнания диалектики" (см. Соч., т. 14, с. 249).

    Соч.: Материализм и критич. реализм, СПБ, 1908, Совр. энергетика, в сб. Очерки по философии марксизма, СПБ, 1908, Новые веяния, СПБ, 1910, Мировоззрение и мировоззрения, СПБ, 1912

    Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14 (см. Именной указат.)

  5. Источник: Философская энциклопедия