«Узбекский театр оперы и балета»

Узбекский театр оперы и балета в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Узбекский театр оперы и балета»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    академический Большой им. А. Навои, открыт в Ташкенте в 1939. Работал с 1929 как Узбекский музыкально-драматический театр, с 1939 — как оперы и балета; с 1948 — им. А. Навои, с 1959 — академический., с 1966 — Большой. В 1939 поставлена первая узбекская опера «Буран» Ашрафи и Василенко, в 1940 — балет «Гуляндом» Брусиловского и опера «Лейли и Меджнун» Глиэра и Садыкова. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 были поставлены оперы «Улугбек» Козловского и «Махмуд Тораби» Чишко, а также (на узбекском языке) «Кармен» Бизе. В 1948 коллектив получил новое здание (архитектор А. В. Щусев) и объединился с Ташкентским русским оперным театром им. Я. М. Свердлова (основан в 1918). В этот период поставлены: оперы — «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского (на узбекском языке ), «Гюльсара» Садыкова и Глиэра, балеты — «Коппелия» Делиба, «Дон Кихот» Минкуса, «Красный мак» Глиэра, «Балерина» Мушеля. В 50—70-е гг. репертуар театра значительно расширился: ставились произведения русских и западноевропейских классики и советских композиторов. Особое внимание уделяется созданию национального репертуара. Среди постановок: национальные оперы — «Дилером» (1958) и «Сердце поэта» (1962; 1967 — на русском языке) Ашрафи, «Проделки Май-сары» Юдакова (1959), «Хамза» (1961) и «Ерилтош» (1971) С. Бабаева, «Песнь о Хорезме» Юсупова (1964), «Свет из мрака» (1966) и «Перед зарёй» (1972) Р. Хамраева, «Двенадцатая ночь» (1968) и «Русские люди» (1970) Зейдмана, «Ойджамол» И. Хамраева (1969), «Бессмертие» Мусаева (1974); балеты — «Мечта» Акбарова (1959), «Человек, который смеется» Зейдмана (1962), «Сорок девушек» Фейгина (1967), «Сухайль и Мехри» Левиева (1968), «Амулет любви» (1969), «Тимур Малик» (1970) и «Любовь и меч» (1974) Ашрафи.

    Развитию театра способствовали композиторы и дирижёры М. А. Ашрафи, Т. С. Садыков, дирижёры Н. А. Гольдман, Б. А. Иноятов, Ф. Шамсуддинов; режиссёры — З. Кабулов, С. У. Мухамедов, М. Мухамедов, М. Таджи-заде (Таджиев); балетмейстеры — Усто Алим Камилов, Тамара Ханум (Петросян); певцы — Н. Ахмедова, М. Кари-Якубов, Х. Насырова, Н. Хашимов. В труппе театра (1976): певцы — народные артисты СССР Х. Насырова, С. Кабулова, народные артисты Узбекской ССР С. Беньяминов, В. А. Гринченко, М. Д. Давыдов, К. Закиров, Р. Б. Лаут, Д. Низамходжаев, Г. Г. Ханеданьян, Р. Юсупова, Э. Юлдашев, С. Ярашев, солисты балета — народные артисты СССР Г. Измайлова, Б. Кариева, М. Тургунбаева, народные артисты Узбекской ССР В. А. Васильев, Х. Камилова, К. Юсупова, Р. Тангуриев, заслуженные артисты Узбекской ССР С. Тангуриева, Г. Хамраева и др., главный дирижёр — народный артист Узбекской ССР Д. Абдурахманова, главный режиссёр — заслуженный артист Молдавской ССР Г. М. Геловани, художественный руководитель балетной труппы — заслуженный артист Каракалпакской АССР К. Сагатов, главный художник — заслуженный артист Каракалпакской АССР Т. Шарахимов. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1937).

    Лит.: Корсакова А. Ф., Узбекский оперный театр, [Таш., 1961]; Пеккер Я., Узбекская опера, М., 1963; История узбекской советской музыки, т. 2, Таш., 1973.

    Г. А. Юлдашбаева.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Узбе́кский теа́тр о́перы и бале́та

    Большой им. А. Навои, создан в 1939 в Ташкенте на базе Музыкального драматического театра (1929). С 1948 им. Навои, с 1959 академический, с 1966 Большой. Спектакли на узбекском и русском языках.

    * * *

    УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

    УЗБЕ́КСКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА Большой им. А. Навои, создан в 1939 в Ташкенте на базе Музыкального драматического театра (1929). С 1948 им. А. Навои, с 1959 академический, с 1966 Большой. Спектакли на узбекском и русском языках.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Музыкальная энциклопедия

    (Ордена Трудового Красного Знамени академический Большой театр оперы и балета Узб. ССР им. А. Навои) - ведущий муз. т-р Узб. ССР. Открыт в Ташкенте в 1939. Начало т-ру положил узб. конц.-этнографич. ансамбль под рук. М. Кари-Якубова (1926), в 1929 преобразованный в Узб. муз.-драм. т-р (в составе - певцы X. Насырова, Л. Сарымсакова, Б. Мирзаев и др.). В 1939 реорганизован в т-р оперы и балета (первыми солистами балетной труппы были M. Тургунбаева, Р. Каримова, Ф. Джалилова и др.), с 1948 - им. А. Навои, с 1959 - академический, с 1966 - Большой. В 1939 пост. первая узб. опера "Буран" Ашрафи и Василенко, в 1940 - балет "Гуляндом" Брусиловского и опера "Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 пост. оперы "Улугбек" Козловского и "Махмуд Тараби" Чишко, балет "Акбиляк" Василенко. В 40-е гг. т-р впервые обратился к произв. мировой классики, осуществив на узб. яз. Пост. опер "Кармен" (1944), "Пиковая дама" (1947), "Евгений Онегин" (1948). В этот же период пост. опера "Гюльсара" Глиэра и Садыкова и балеты "Коппелия", "Красный мак"; "Балерина" Мушеля. В 1947 коллектив получил новое здание (арх. А. В. Щусев), в 1948 объединился с Ташкентским рус. оперным т-ром. В 50-х - сер. 70-х гг. труппа пополнилась новыми исполнит. кадрами, репертуар т-ра значительно расширился. Ставились рус. и зап.-европ. классич. оперы и балеты, произв. сов. композиторов др. республик, в т. ч. оперы "Кёр-оглы" У. Гаджибекова (1950), "Алмаст" Спендиарова (1953), "У подножья Саян" Ряузова (1953). Среди пост. балетов - "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Жизель"; "Шехеразада" на музыку Римского-Корсакова, "Болеро" на музыку Равеля, "Франческа да Римини" на музыку Чайковского и др.

    Становлению и развитию т-ра способствовали композитор и дирижёр М. А. Ашрафи, композитор Т. С. Садыков, дирижёры Н. А. Гольдман, Б. А. Иноятов, режиссёры 3. Кабулов, С. У. Мухамедов, М. Мухамедов, М. Таджи-заде (Таджиев), балетмейстеры Тамара Ханум (Петросян), Усто Алим Камилов, М. Тургунбаева, певцы Г. Абдурахманов, Н. Ахмедова, К. Закиров, М. Кари-Якубов, Н. Хашимов.

    Особое внимание т-р уделяет созданию нац. репертуара, среди многочисл. пост.: оперы - "Дилором" (1958) и "Сердце поэта" (1962; 1967 - на рус. яз.) Ашрафи, "Проделки Майсары" Юдакова (1959), "Хамза" (1961) и "Ерилташ" (1971) С. Бабаева, "Песнь о Хорезме" Юсупова (1964), "Ойжамол" (1969) и "Перед зарёй" (1972) Хамраева, "Бессмертие" Мусаева (1974), "Буран" Ашрафи и Василенко (1979); балеты -"Мечта" Акбарова (1959), "Сорок девушек" Фейгина (1967), "Сухайль и Мехри" Левиева (1968), "Амулет любви", "Тимур Малик" (1970) и "Любовь и меч" (1974) Ашрафи.

    В труппе т-ра (1979): певцы - нар. арт. СССР В. А. Гринченко, С. К. Кабулова, X. Насырова, нар. арт. Узб. ССР А. Азимов, С. Т. Беньяминов, Т. Давыдов, Р. Б. Лаут, Д. Низамходжаев, Э. Юлдашев, С. Ярашев, засл. арт. Узб. ССР Д. Касымов, Р. Юсупова и др., солисты балета - нар. арт. СССР Г. Г. Измайлова, Б. К. Кариева, нар. арт. Узб. ССР К. Джандарбекова, X. А. Камилова, К. Ю. Юсупова, засл. арт. Узб. ССР Р. С. Тангуриев, Г. А. Хамраева и др., гл. дирижёр - нар. арт. СССР Д. Г. Абдурахманова, дирижёр - нар. арт. Узб. ССР Ф. Шамсудинов, гл. режиссёр - Ф. С. Сафаров, гл. балетмейстер - нар. арт. СССР Г. Г. Измайлова, гл. художник - засл. деят. иск-в Каракалп. АССР Т. Ш. Шарахимов, гл. хормейстер - засл. деят. иск-в Узб. ССР С. А. Шадманов. В 1937 театр награждён орденом Трудового Красного Знамени.

    Литература: Соколов Н. Б., Театр оперы и балета в Ташкенте, М., 1949; Корсакова A., Узбекский оперный театр, Таш., 1961; Pеккер Я., Узбекская опера, М., 1963.Т. А. Юлдашбаева.

  5. Источник: Музыкальная энциклопедия