Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Charles-Marie-René Leconte de Lisle) — выдающийся франц. поэт, член франц. акд., основатель "парнасской" школы (1818-94). Детство Л. провел на о-ве Бурбон, где отец его был военным врачом, а в молодости много путешествовал по Индии и Востоку, что наполнило его воображение блестящими красками тропического Юга. Первое его стихотворение "La Vénus de Milo" произвело сенсацию и сделалось исходным пунктом парнасского движения. В 1848 г. он приветствовал отмену рабства в колониях, хотя это разорило его семью, владевшую плантациями на о-ве Бурбоне. Рассорившись из-за этого с семьей, Л. лишился всякой денежной помощи от родных и долго бедствовал. Позже его материальное положение улучшилось, особенно благодаря месту библиотекаря сената. В 1852 г. появились его "Poèmes antiques", восторженно встреченные В. Гюго, в 1854 г. — "Poèmes et poésies", в 1659 г. — "Le Chemin de la Croix", в 1862 г. — "Poèmes Barbares". В своих переводах греческих классиков (Феокрита, Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида и др.) Л. сохранял архаичность текста, чтобы точнее передать колорит подлинника. Критика очень нападала на буквальную передачу греческих имен — Ахиллеус, Клитаймнестра и т. д. — и недостаточно оценила вследствие этого оригинальность и силу самых переводов. Трилогию Эсхила "Орестию" Л. переделал под заглавием "Les Erinnyes" (1872). Творчество Л. вышло из реакции против романтизма. Все то, что романтизм внес разнузданного и беспочвенного в поэзию, парнасцы, и во главе их Л., старались вытеснить возвращением к классическим идеалам. Ярче, чем кто-либо, Л. воплотил это стремление в "Poèmes Classiques", где он воспевает богов и героев в их неприступной, возвышающейся над земными страстями красоте. Другая черта, характеризующая творчество Л., — это его "невозмутимость" (impassibilité), составляющая резкий контраст с лиризмом романтиков. Романтизм выдвинул на первый план в поэзии отражение личной жизни, индивидуальных отношений; Л. понимал поэзию как искусство отвлекаться от себя и предаваться культу чистой красоты. Ни одно личное чувство, ни одно индивидуальное настроение не нарушает строгого тона его поэм и коротких стихотворений, где героем является все человечество с его идеалами и верованиями. Л. сходится с Ренаном в мнении о том, что каждая нация, каждая форма интеллектуальной, религиозной и нравственной жизни народов оставляет при своем исчезновении краткую формулу, "сокращенный тип", который навсегда делается представителем миллионов людей, давно сошедших со сцены. "Poèmes Barbares" являются попыткой поэта воссоздать в искусстве эти кристаллизовавшиеся типы человечества. "Qaïn", "Vigne de Naboth", "Néferou Ra" и другие поэмы посвящены отдельным фазисам человеческого существования и воспроизводят внутреннюю красоту каждого из типов человечества. Это тоже своего рода "Légende des Siècles", в которой романтический произвол Гюго заменен глубокой эрудицией, не вполне свободной от педантизма. В объективном творчестве Л. есть несомненно большая красота, близкая по духу к греческой скульптуре, — но есть в нем и неподвижность, вызвавшая в последнее время возврат к романтизму, хотя и непохожему на романтизм предшественников Л. Творчество последнего представляет, таким образом, звено между старым романтизмом, чуждым философии, и новым, вышедшим из научных и философских идей. Из непосредственных последователей Л. самый замечательный — Гередиа (см.). См. Paul Bourget, "Essais de psychologie contemporaine"; Jules Lemaître, "Les Contemporains"; Ferd. Brunetière, "L'évolution de la poésie lyrique au XIX s.".

    З. Венгерова.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Leconte de Lisle)

    Шарль (22.10.1818, Сен-Поль, о. Реюньон — 18.7.1894, Лувесьенн, близ Версаля), французский и реюньонский поэт и общественный деятель-республиканец. С 1886 — член Французской академии. Сын французского фельдшера, эмигрировавшего после Реставрации, и креолки. Учился в Бретани, работал в суде на Реюньоне. Участник революции 1848, Л. де Л. был инициатором закона об отмене рабства в колониях. Стихи в сборнике «Античные стихотворения» (1852) отмечены спокойной величественностью, законченностью в духе античной пластики («Венера Милосская»). Л. де Л. — основоположник эстетики «Парнаса», но без её холодного академизма. В книге «Варварские стихотворения» (1862, дополненное издание 1872) поэт, опираясь на достижения науки, стремится точно воссоздать картины истории. Он отвергает религию, особенно католицизм — «зверя в пурпуре», — как нравственное оправдание буржуазного общества («Каин» и др. стихи). Создаёт величественно-статичные и красочные стихи, утверждающие силу и красоту природы, особенно тропической («Слоны», «Девственный лес»), поэтизирующие первобытных варваров («Сердце Хиальмара»), даже зверей («Ягуар»), в противоположность ничтожным буржуазным варварам («Современникам»). Пессимистические картины торжества реакции («Тоска дьявола») перемежаются в книге с гордыми призывами к борьбе во что бы то ни стало («Ultra coelos»). Значения Парижской Коммуны 1871 Л. де Л. не понял, но выступил с памфлетами против версальской реакции: «Народный республиканский катехизис», «Популярная история христианства». Л. де Л. принадлежат трагедия«Эринии» (1873), сборники «Трагические стихотворения» (1884) и «Последние стихотворения» (1895, посмертно).

    Соч.: Ceuvres, [t. 1—6], P., [1881—1925]: в рус. пер. — Эринии, пер, М. Лозинского, П., 1922; Из четырёх книг. Стихи, пер. и прим. И. Поступальского. [Вступ. ст. Н. И. Балашова], М., 1960.

    Лит.: История французской литературы, т. 2, М., 1956; Плеханов Г. В., Искусство и литература, М., 1948; Рыкова Н., Леконт де Лиль, в кн.: Писатели Франции, сост. Е. Г. Эткинд, М., 1964; Flottes P., Leconte de Lisle, P., 1954; Priou J.-M., Leconte de Lisle..., [P., 1967] (имеется библ.).

    Н. И. Балашов.

    Ш. Леконт де Лиль.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    ЛЕКОНТ ДЕ ЛИЛЬ (Leconte de Lisle) Шарль (1818 - 94), французский поэт, глава группы "Парнас". В сборнике "Варварские стихотворения" (1862) утверждал красоту первобытной природы, противопоставляя ее ничтожеству современных "варваров". Сборник "Трагические стихотворения" (1884).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Литературная энциклопедия

    Леконт де Лиль

    ЛЕКОНТ ДЕ ЛИЛЬ Шарль Мари Рене (Charles Marie Rene Leconte de Lisle, 1818—1894) — франц. поэт. Р. на острове Бурбона, в тропической франц. колонии. Образование получил в Реннском университете, вовлечен был в романтическое литературное движение того времени. Романтизм привлекал Л. де Л. не своим реакционным крылом, а наиболее прогрессивным и демократическим. Сильное воздействие на Л. де Л. оказал Ламенне, надолго внушивший ему симпатии к мнимодемократическому и мнимосоциалистическому христианству.

    В 1845 в связи с этими воззрениями Л. де Л. становится сотрудником журналов фурьеристского направления («Фаланга», газ. «Мирная демократия»). К этому времени относятся его не лишенные сильного мистического привкуса стихи («Helene», «La Robe du Centaure»). Л. де Л. полагает, что фурьеризм — «научная реализация христианских заповедей». Неохристианские увлечения у Л. де Л. уживаются с все более и более восторженным отношением к античности. Молодой поэт считает себя социалистом и республиканцем. Он полон уважения к прогрессу, надежд на радикальное улучшение жизни человека на земле, считая, что предпосылки для этого создаются в окружающей действительности.

    Леконт де Лиль написал несколько популярных брошюр, в которых несмотря на путаницу понятий ярко выражается его острый, почти революционный демократизм. На этой почве поэт порывает самым решительным образом все связи со своей аристократической семьей. Но эта нота республиканизма, социализма, к-рая являлась одной из определяющих черт личности и творчества Л. де Л., была сорвана тяжело сложившимися историческими условиями.

    Революция 1848, ее быстрое крушение, разгром пролетариата наносят страшный удар оптимистическим упованиям поэта. Леконт де Лиль пережил поражение революции 1848 как непоправимую социальную катастрофу. Надо однако отметить, что старые симпатии к идее осуществления правды, братства, равенства на земле все же сохранились у Л. де Л. и он нередко выражал их с большой силой в лучших своих произведениях («Niobé», «Cain» и др.). В таких своих поэмах, как «Cain» или «La tristesse du diable», Л. де Л. поднимается до грозных пророчеств по адресу мира угнетения и несправедливости. И хотя пророчества эти чаще всего облечены в форму романтического богоборчества, пафос протеста в них все же достаточно глубок и высоко поднимает Л. де Л. над остальными парнасцами. Однако сочувствие к революционному протесту сочетается у Л. де Л. с полным неверием в возможность действительно революционных перемен. В целом эволюция Л. де Л. отражает движение определенных мелкобуржуазных групп от расплывчато-социалистических и демократических идеалов в 1848 к своеобразному примирению с торжествующим буржуазным порядком, — не к прямой защите этого порядка и слиянию с ним, а именно к вынужденному примирению с ним как с чем-то подлым и варварским, но непобедимым и естественным, как сама жизнь. В этом глубочайшая основа трагизма творчества Л. де Л.

    С 50-х гг. оформляется физиономия поэта как вождя «парнасцев». Парнасская поэзия в отличие от романтики гордилась своей объективностью и бесстрастием. Леконт де Лиль сам излагает основы этого направления в своих сборниках «Современный Парнас» (1866—1876).

    Куда же отступил Л. де Л. от своих юношеских оптимистических мечтаний? Романтизм сменяется у него «научным» миросозерцанием. Буржуазный позитивизм, насыщенный элементами механистического материализма, становится базой миросозерцания поэта. Но этот, казалось бы, освещенный светом науки мир представляется Л. де Л. особенно мрачным и безнадежным. «Научность» мировоззрения поэта явилась в данном случае формой краха романтических иллюзий. Буржуазная наука демонстрировала тут свое бессилие справиться с противоречиями буржуазного общества. Объективность Л. де Л. есть лишь признание бесчеловечности природы и тщеты человеческих усилий. Признание это гордое. Патетические жалобы на заброшенность человека, на неудачность, неприемлемость всего мироздания занимают у Л. де Л. небольшое место. Он замыкается скорее в беспощадном художественном изображении жизни природы и общества, в ее безмерном богатстве, но и в ее безжалостности, и призывает стоически уйти в себя, противопоставить чувства мужественности и достоинства этому враждебному миру и искать разрешения жизненной скорби в искусстве.

    Л. де Л. стоит на точке зрения фаталистического детерминизма и в биологии и в социологии. Этими положениями проникнуты его «Античные поэмы» (1852), «Варварские поэмы» (1862), «Трагические поэмы» (1884) и наконец изданные после его смерти «Последние поэмы» (1895). В целом ряде как бы изваянных из базальта стихотворений Л. де Л. рисует природу и общество как «царство священного голода, взаимного истребления», постоянного умирания, таковы: «Le secret de la vie», «In excelsis», «Dies irae», «La joie de Civa», «La mort de Valmiki». Лучшим исходом Л. де Л. признал бы полное исчезновение мира в пучинах Нирваны: «La Maya», «Midi», «Bhagavata», «Ĉinaĉepa», «La Vision de Brahma». Отметим также стихотворение Леконт де Лиля «Тоска дьявола», глубоко проникнутое тем же настроением.

    Естественно, что пессимистически-горделивая муза Л. де Л. не могла найти материала для вдохновения непосредственно в плоской буржуазной современности. Свою безнадежную оценку этой последней Л. де Л. заключал в романтическую, легендарную, мифологическую оболочку образов античной и всякой иной древности, тем более, что и там, в веках, он находил все новые и новые подтверждения своей философской концепции («Neferon Ra», «Nurmahal», «L’apotheose de Monca al Kebyr», «Massacre de Mona», «Le cOur de Hialmar», «La mort de Sigurd»).

    Совершенно очевидно, что так наз. бесстрастие Л. де Л. — иллюзия. Вождь «Парнаса» был человеком чрезвычайно страстным, с могучей эмоциональной жизнью, но пафос Л. де Л. благодаря социальным условиям должен был замереть. Его образы поэтому статичны и кажутся холодными, выражая бессилие человека, безнадежность его стремлений. Но эти величественные фигуры полны чувств, выраженных монументально. Тут и отчаяние, и тихая гордая скорбь, и напрасная жертва, и страстное негодование.

    Пластичность, скульптурность произведений Л. де Л. бросаются в глаза. Он высекает свои поэмы из камня, льет их из бронзы. Однако Л. де Л. является и замечательным живописцем. Не вдаваясь в красочные детали, чуждый всякому импрессионизму, он любит пряную, острую нарядность. Он ведет читателя в экзотические страны, чудесные и далекие во времени и пространстве. Стиху Л. де Л. не свойственна романтич. напевность. Он звучит, как траурный марш.

    Поэзия Л. де Л. принадлежит к числу лучших созданий французской литературы и буржуазной литературы вообще. Пережив крах романтических мелкобуржуазных иллюзий в социальной борьбе и не найдя реального выхода из этого кризиса, Л. де Л. не пожелал полностью капитулировать перед буржуазной действительностью, но и не смог объявить ей активной войны.

    Буржуазная критика прекрасно уловила реакционную тенденцию Л. де Л. и вознесла его на пьедестал, ибо пессимистический пассивизм бывшего социалиста был как нельзя более на-руку буржуа с их боязнью и ненавистью к революции. Однако марксистское исследование должно вскрыть до конца противоречия, породившие трагедию Л. де Л., и показать, что эта трагедия обращена также и против буржуазии, против ее культуры, искусства, науки.Библиография:

    I. Русск. перев.: Из «Poemes tragiques», перевод О. Михайловой, «Вестник Европы», 1895, I; Эриннии, Античная трагедия, перев. О. Чюминой, Москва, 1908 (последний перев. «Эринний» — М. Лозинского, П., 1922. В 1909 «Эриннии» были поставлены в Ленинграде, в Михайловском театре); Слоны, Дремота кондора, перевод В. Брюсова, в Полном собрании сочинений и перев., т. XXI, СПБ, 1913. Стихи также переводили: И. Анненский, Ф. Сологуб («Новый журнал иностранной литературы», 1904), С. Пинус и др.; Poemes et poesie, 1854; Le chemin de la Croix, 1859; Le catechisme populaire republicain, 1871; Poemes tragiques, 1886; Речь при приеме во Французскую академию, 1877; L’Apollonide, 1888; Derniers poemes, 1895 (посмертный сборник); Ouvres, ed. Lemerre; Premieres poesies et lettres intimes, pref. de Guinandeau, 1902; Contes en prose, pref. Dornis.

    II. Фришмут M., Леконт де Лиль. Из современной французской литературы, «Вестник Европы», 1889, III—IV (перепеч. в его «Критических очерках и статьях», СПБ, 1902); Деген Евг., Новейшая французская литература, «Новое слово», 1896, IX (июнь); Брюсов В., Французские лирики, изд. 2-е, СПБ, 1913 (и в Полном собр. сочин. и перев., т. XXI, СПБ, 1913); Dornis J., Leconte de Lisle intime, 1895; Leblond M. A., Leconte de Lisle d’apres les documents nouveaux, 1906; Calmettes F., Leconte de Lisle et ses amis; Vianey, Les sources de Leconte de Lisle, 1907; Dornis J., Essai sur Leconte de Lisle, 1909; Whiteley J. H., etude sur la langue et le style de Leconte de Lisle, 1910; Avalle, Leconte de Lisle, «Studio Letterario», Cremona, 1920; Esteve Ed., Leconte de Lisle, l’homme et l’Ouvre, 1922.

  7. Источник: Литературная энциклопедия