(греч.) или воздушный шар. Так как воздух сходен с водой в отношении легкой подвижности частиц и подобно воде имеет вес, то каждое тело, находящееся в воздухе, проявляет те же свойства, какие оно проявляет, будучи погруженным в воду, т. е. следует закону Архимеда (см. это сл.). Таким образом, каждое тело должно потерять в воздухе столько веса, сколько весит объем вытесненного им воздуха. Если тело весит меньше, чем объем вытесненного им воздуха, то оно должно, следовательно, подниматься вверх в воздух с силой, которая соответствует разности весов: объема вытесненного воздуха и собственного веса тела. Бумажные фабриканты братья Стефан и Иосиф Монгольфьеры (см. это сл.) в Аннонэ во Франции, устроили в первый раз приспособление (шар), которое было легче вытесняемого им воздуха. Для этой цели они приготовили из бумаги большой шар и наполнили его нагретым воздухом, который, вследствие своего расширения, был легче холодного. Вскоре после этого Шарль в Париже употребил вместо нагретого воздуха (авг. 1783 г.) водородный газ, который около 14 раз легче (в 1836 г.) атмосферного воздуха. Позже, по предложению Грена (Green), стали применять для наполнения воздушных шаров в тех городах, где было введено газовое освещение, светильный газ, который также по удельному весу своему легче атмосферного воздуха, и добывание которого проще и дешевле добывания водорода. Так как воздушный шар поднимается вверх лишь в том случае, когда оболочка его и содержимое весят вместе менее вытесненного воздуха, то, очевидно, чем тяжелее материя его оболочки, чем больше груз шара и чем менее легок газ, которым наполнен шар, тем больше должен быть сделан сам шар. Тонкий шар из коллодиума, наполненный водородом, в состоянии подняться при величине диаметра его в 2 сантиметра. Шар из сусального золота требует для своего поднятия диаметра в 15 см, не отягченный ничем шар из так назыв. шелковой бумаги — 26 см, наконец, шар из вощеной тафты требует уже диаметра в 125 см. Большие шары приготовляются из особой крепкой шелковой тафты (раньше они приготовлялись из китайской шелковой материи); они изготовляются, главным образом, в Париже, фабричным путем. Форма их была прежде шаро— или грушеобразная; в новейшем воздухоплавании им придают овальную, сигаровидную или рыбовидную форму, чтобы уменьшить их сопротивление по направлению их движения. Так как аэростаты в верхних разреженных слоях воздуха раздуваются вследствие уменьшения внешнего давления, то их окружают сетками из крепких веревок для того, чтобы они не лопнули; к концам прикрепляется помещение для воздухоплавателей (у Монгольфьеров они состояло из круглой корзины, у Шарля оно имело вид лодки, или ладьи). Движение аэростата вверх происходит с помощью выбрасывания балласта (песка), который для этой цели берется в лодку при отправлении; опускание аэростата происходит от выпускания газа с помощью особого клапана, от которого веревка проходит в лодку и дает воздухопдавателям возможность управлять им. Управления аэростатом пытались добиться с помощью воздушных винтов, колес, парусов и руля (см. Аэронавтика). Привязанные на крепких канатах (ballons captifs), равно как свободно поднимающиеся аэростаты служат для метеорологических исследований высших слоев воздуха. С помощью малых шаров, привязанных на нитке, измеряют высоты пещер (относительно применения аэростатов в военном деле — см. Аэростьеры и Аэронавтика). В последнее время стали применять А. для фотографирования с птичьего полета. Для этой цели пускают небольшой шар с установленными на нем фотографическим аппаратом на 3 тонких шнурках, которые дают возможность держать шар почти неподвижным. Фотографический аппарат снабжен затвором с особым механизмом, который дает возможность человеку, находящемуся на земле, действовать им. Достигается это или с помощью электрического прибора, от которого проводник спускается вниз, или механическим приспособлением, которое соединено с землей зажигательной ниткой. Лишь только зажженная нитка сгорела, механизм действует автоматически. См Аэронавтика.
(от Аэро... и греч. states — стоящий, неподвижный)
летательный аппарат легче воздуха. Подъёмная сила А. (рис.) создаётся заключённым в оболочке газом (водород, гелий) с плотностью меньшей, чем плотность воздуха (согласно Архимеда закону). Различают А. управляемые (дирижабли (См. Дирижабль)), неуправляемые — свободного полёта с оболочкой в форме шара (сферические А. или воздушный шар, Стратостат) и привязные (змейковые). Изменение высоты полёта свободного А. производится: подъём — уменьшением массы А. сбрасыванием части балласта (обычно песка в мешках), снижение — уменьшением подъёмной силы выпуском части газа через клапан. Подъём и спуск привязного А. производится лебёдкой.
Свободные А. применяют преимущественно для спортивных и исследовательских целей. К ним относят Радиозонды, шары-пилоты (См. Шар-пилот), шары-прыгуны (См. Шар-прыгун), спасательные А., стратостаты и автоматические А. с телеметрическим, метеорологическим и другим оборудованием. Автоматические А. используют для исследования воздушных струйных течений (См. Струйное течение), образования циклонов, фотографирования земной поверхности, установления влияния космической радиации в нижних слоях стратосферы на живые организмы, а также как стартовые площадки для запуска метеорологических ракет и средство подъёма телескопов. Привязные А. используют для метеорологических целей (зондирование атмосферы), при трелёвке леса в труднодоступных горных районах и др.
В военном деле А. заграждения используют для ПВО военных, промышленных и других объектов. В предвидении налёта самолётов А. поднимаются в воздух в определённых боевых порядках («лебёдки в линию», «лебёдки в две линии», «лебёдки по площади»). Их действие рассчитано на уничтожение или повреждение самолётов противника при столкновении с тросами, оболочками аэростатов или с подвешиваемыми на тросах боевыми зарядами взрывчатых веществ. В годы Великой Отечественной войны А. заграждения объёмом 100—400 м3 успешно применяли в системе ПВО Москвы, Ленинграда и др. Одиночные А. заграждения поднимались на высоту до 2500 м, двойные (по 2 А. на одном тросе) — до 4500 м. А. наблюдения применяют для наблюдения за полем боя и корректирования огня артиллерии. Они имеют подвесную гондолу для экипажа, оборудованы телефонной связью с землёй. Объём А. наблюдения 400—1000 м3 и более. Об истории А. см. в ст. Воздухоплавание.
Лит.: Полозов Н. П. и Сорокин М. А., Воздухоплавание, М., 1940; Стобровский Н. Г., Наша страна — родина воздухоплавания, М., 1954.
Сферический аэростат объёмом 1200 м3: об — оболочка из прорезиненной хлопчатобумажной ткани; С — стропы; п — пояс, к которому прикрепляются стропы; СК — строповое кольцо; г — гондола, плетённая из ивовых прутьев; Кл — клапан для выпуска газа; а — аппендикс — патрубок для наполнения аэростата газом и свободного удаления излишков его при расширении газа в полёте; КВ — клапанная верёвка; ПВ — поясная верёвка; РВ — разрывная верёвка; РУ — разрывное устройство.
АЭРОСТА́Т, -а, муж. Летательный аппарат легче воздуха с корпусом, наполненным газом. Привязной а. Управляемый а. (дирижабль).
| прил. аэростатный, -ая, -ое.
-а, м.
Летательный аппарат, наполненный газом легче воздуха (дирижабль, воздушный шар и т. д.).
[От греч. ’αήρ — воздух и στατός — поставленный, стоящий]
АЭРОСТА́Т, аэростата, муж. (от греч. aer - воздух и states - стоящий) (спец.). Воздухоплавательный аппарат; то же, что воздушный шар.
м.
Летательный аппарат (дирижабль, воздушный шар и т.п.) с оболочкой, наполненной газом, который легче воздуха.
АЭРОСТАТ (от аэро... и ...стат) - летательный аппарат легче воздуха. Имеет оболочку, наполненную легким газом (водородом, гелием). Различают привязные, свободные, управляемые (дирижабли) и аэростаты для полетов в стратосферу (стратостаты).
муж. balloon аэростат наблюдения ≈ observation balloon;
sausage воен.;
разг. аэростат заграждениям. balloon.
(объемом 42 тыс. куб. м. и более) blimp
аэростат м Luftballon ( - l O N ] m 1, pl -s аэростат (воздушного) заграждения Sperrballon m привязной аэростат Fesselballon m
м
Luftballon m, pl -s
аэростат (воздушного) заграждения — Sperrballon m
привязной аэростат — Fesselballon m
м.
aérostat m, ballon m
привязной аэростат — ballon captif
аэростат заграждения — ballon de barrage(или de protection)
аэростат наблюдения — ballon d'observation
м.
aeróstato m, globo aerostático
привязно́й аэроста́т — globo cautivo
аэроста́т загражде́ния — globo de barrera
м.
aerostato, pallone
привязной аэростат — pallone frenato
АЭРОСТА́Т -а; м. [от греч. aēr - воздух и statos - неподвижный, стоящий]. Летательный аппарат легче воздуха (дирижабль, воздушный шар и т.п.).
◁ Аэроста́тный, -ая, -ое. А-ые стропы. А-ые заграждения.
* * *
аэроста́т(от аэро... и...стат), летательный аппарат легче воздуха. Имеет оболочку, наполненную лёгким газом (водородом, гелием). Различают привязные, свободные, управляемые (дирижабли) и аэростаты для полётов в стратосферу (стратостаты).
* * *
АЭРОСТАТАЭРОСТА́Т (от греч. aer — воздух и statos — стоящий, неподвижный), летательный аппарат легче воздуха. Имеет оболочку, наполненную легким газом (водородом, гелием). Различают привязные, свободные, управляемые (дирижабли(см. ДИРИЖАБЛЬ)) и аэростаты для полетов в стратосферу(см. СТРАТОСФЕРА) (стратостаты).
(от аэро... и ...стат) - ЛА легче воздуха, использующий аэростатич. подъёмную силу, образующуюся за счёт разности плотностей атм. воздуха и заключ. в оболочку А. (см, рис.) более лёгкого газа (водорода, гелия, светильного газа, тёплого воздуха). Различают А. привязные (для наблюдений, воз д. заграждения и др. целей), свободные (летающие с экипажем или без него в направлении воз д. течений) и управляемые (дирижабли), а по высоте подъёма - субстратостаты и стратостаты.
Наполнение аэростата газом перед полётом
АЭРОСТАТ — летательный аппарат легче воздуха. Поддерживается в воздухе благодаря подъёмной силе заключённого в оболочке А. газа с удельным весом меньшим, чем удельный вес воздуха (водород, гелий). Различают А.: привязные, свободные, управляемые (дирижабли (см.)) и предназначенные для полётов в стратосферу (стратостаты).
(объемом 42 тыс. куб. м. и более) blimp
* * *
аэроста́т м.aerostat, balloon, lighter-than-air aircraft
запуска́ть аэроста́т — launch a balloon
наполня́ть аэроста́т (газом) — inflate a balloon
аэроста́т подде́рживается в во́здухе — an aerostat sustains flight in the atmosphere
привя́зывать аэроста́т — anchor [tether] a balloon
баллоне́тный аэроста́т — ballonnet balloon
беспило́тный аэроста́т — unmanned balloon
зме́йковый аэроста́т — kite balloon
аэроста́т наблюде́ния — observation balloon
привязно́й аэроста́т — captive [tethered] balloon
свобо́дный аэроста́т — free balloon
управля́емый аэроста́т — dirigible balloon, air ship (см. тж. дирижабль)
* * *
aerostat
м. авиац.
aerostato m, pallone m (aerostatico)
- баллонетный аэростат
- аэростат заграждения- змейковый аэростат
- моторизованный аэростат
- аэростат наблюдения
- неуправляемый аэростат
- привязной аэростат
- свободный аэростат
- управляемый аэростат
техн.
аероста́т
- змейковый аэростат
- управляемый аэростаттехн.
аероста́т
- змейковый аэростат
- управляемый аэростат10) "аэростат" - летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные;
Источник: Приказ Министра обороны России № 136, Минтранса России № 42, Росавиакосмоса № 51 от 31.03.2002 "Об утверждении Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.07.2002 № 3615)