Большая Советская энциклопедия

    см. Рай Раммохан.

    Раммохан Рай.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    РАММОХАН Рай - см. Рай Р.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    РАММО́ХАН РАЙ

    Рам Мохан Рой (Rammohan Roy) (22 мая 1772 – 1833), – инд. религ. и социальный реформатор, идеолог неоиндуизма, основоположник светского образования и бенг. нац. лит-ры. Религ.-филос. взгляды Р. сформулированы в трактатах "Дар монотеистам", "В защиту индусского теизма", комментариях к "Краткому изложению Веданты", предисловии и комментариях "Упанишад" и других др.-инд. текстах. Р. выступил как критик индусской ортодоксии (хотя и признавал непогрешимость Вед) с ее политеизмом, идолопоклонством и религ. неравноправием. Р. развил идею рациональной, последовательно монотеистич. религии, в к-рой синтезировались элементы индуизма, ислама и нек-рых этич. принципов евангелич. христианства. В основе этой религ. системы – представление о едином неперсонифицированном божестве, управляющем универсумом и являющемся его единств. первопричиной. Но филос. позиции Р. не были последовательны: вступая в противоречие с развиваемой им объективно-идеалистич. концепцией, Р. утверждал несотворимость материального мира; он заявлял, что нематериальное божество не "могло быть материальной причиной" атомов (ану), из к-рых состоит материя. Р. выражает уверенность в существовании природных закономерностей и причинных связей, к-рые познаваемы.

    Философия и религия, согласно Р., должны служить социальному идеалу – преобразованию действительности на основе разума и справедливости. Он выражал сочувств. отношение к зап.-европ. революц. движениям и был глубоко убежден в том, что "народные движения" в конечном счете одержат победу над "врагами свободы, приверженцами самодержавия". Борьба Р. против индусской реакции, проповедь единобожия и религ. универсализма, выступление против кастового неравноправия и разделения людей, против дикости ср.-век. традиций способствовали пробуждению нац. самосознания инд. народа.

    Соч.: The English work, Allahabad, 1906.

    Лит.: Комаров Э. H., Рам Мохан Рай – просветитель и провозвестник нац. движения Индии, в сб.: Общественно-политич. и филос. мысль Индии, М., 1962, с. 5–65; Singh J., Rammohum Roy, v. 1, Bombay, 1958; Collet S. D., The life and letters of raja Rammohum Roy, Calcutta, 1962.

    С. Кедрова. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Раммо́хан Рай

    см. Рай Раммохан.

    * * *

    РАММОХАН РАЙ

    РАММО́ХАН РАЙ, см. Рай Р.(см. РАЙ Раммохан)

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (1772 или 1774-1833) - инд. просветитель. Сын знатного бенг. сановника-индуса. Окончил Высшую мусульм. школу в Патне, где изучал араб. и перс. языки и догматы ислама. В дальнейшем изучил санскрит, др.-евр., др.-греч. и англ. яз. В течение 10 лет в качестве фискального чиновника находился на службе англ. Ост-Индской компании. В 1814 вышел в отставку и посвятил свою жизнь обществ. и лит. деятельности. Умер в Англии, куда в 1830 отправился представителем Великого Могола.

    Лит. наследие Р. Р. включает религ.-филос. трактаты и гимны единому богу, юридич., экономич. исследования и публицистич. произведения по общественно-политич. вопросам, переводы на бенг. яз. философ. произведений Др. Индии (Упанишады) и христ. священных книг, учебники по геометрии, астрономии, географии, грамматику бенг. яз.

    Свою гл. задачу Р. Р. видел в приобщении отсталого индийского общества к совр. науке и культуре бурж. Европы. С этой целью он разработал на рационалистич. основе универсальную религ.-филос. систему, утверждавшую равенство людей и отвергавшую установления и обычаи, увековеченные индуизмом, - кастовое деление общества, самосожжение вдов, детские браки и др. Осн. средством обществ. прогресса Р. Р. считал просвещение. Он призывал к распространению светского образования. По инициативе Р. Р. была открыта в 1817 в Калькутте первая в Индии светская школа ("Индус. колледж"). В 1821-22 Р. Р. основал две газеты - "Луна новостей" ("Шомбад коумуди") на бенг. яз. и "Зеркало новостей" ("Мират-уль-акхбар") на перс. яз. Р. Р. впервые стал широко пользоваться бенг. яз. в прозаич. произведениях, он считается родоначальником совр. бенг. прозы. Р. Р. публично выступал в защиту свободы печати, свободы слова, за равенство людей перед законом. К 1815 Р. Р. сплотил группу своих единомышленников в кружок, члены к-рого составили костяк об-ва Брахмо самадж, основанного па в Калькутте в 1828.

    Р. Р. не связывал создание подлинно просвещенной Индии с борьбой за политич. независимость родины, но объективно его деятельность была направлена как против феодализма, так и против колон. гнета в Индии.

    Соч.: The English works, Allahabad, 1906.

    Лит.: Комаров Э. H., Рам Мохан Рай - просветитель и провозвестник нац. движения в Индии, в сб.: Общественно-политич. и философ. мысль Индии, М., 1962; Паевская Е. В., Рам-Мохан Рой - предшественник буржуазного национального движения в Бенгалии, в сб.: Уч. зап. Тихоокеанского ин-та, т. 2, М.-Л., 1949; Raja Rammohun Roy and progressive movements in India, Calc, 1941; The father of modern India. Commemoration volume of the Rammohun Roy.., Calc, 1935.

    E. В. Паевская. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

    РАММОХАН РАЙ
    РАММОХАН Рай - см. Рай Р.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: