«Параллелизм»

Параллелизм в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Параллелизм»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толковый словарь Ушакова
  6. Толковый словарь Ефремовой
  7. Большой энциклопедический словарь
  8. Современная энциклопедия
  9. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  10. Англо-русский словарь технических терминов
  11. Русско-английский словарь математических терминов
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  17. Литературная энциклопедия
  18. Биологический энциклопедический словарь
  19. Энциклопедический словарь
  20. Музыкальная энциклопедия
  21. Русско-английский политехнический словарь
  22. Dictionnaire technique russo-italien
  23. Русско-украинский политехнический словарь
  24. Русско-украинский политехнический словарь
  25. Энциклопедия социологии
  26. Толковый словарь по социологии
  27. Словарь лингвистических терминов
  28. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  29. Тезаурус русской деловой лексики
  30. Большой Энциклопедический словарь

    Большая Советская энциклопедия

    I

    Параллели́зм

    парафилия, параллельное развитие, принцип эволюции групп организмов, заключающийся в независимом приобретении ими сходных черт строения на основании особенностей, унаследованных от общих предков. Так, в ходе эволюции непарнокопытных в Северном полушарии и ископаемых южноамериканских копытных — литоптерн, происходящих от общего пятипалого предка, параллельно наблюдается сокращение числа пальцев до одного. В разных группах хищных млекопитающих параллельно возникла саблезубость. П. объясняется сходным направлением естественного отбора (См. Естественный отбор), действующего на первоначально разошедшиеся предковые группы (см. Дивергенция).Иногда П. определяют как конвергенцию (См. Конвергенция)близкородственных групп.

    II

    Параллели́зм

    в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Пример: «Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцветали; Ох, кабы на меня не кручина, Ни о чём-то бы я не тужила...». П. такого рода (образ из жизни природы и образ из жизни человека) распространён в народной поэзии; иногда он осложняется вводом отрицания и др. приёмами («Не былинушка в чистом поле зашаталася — Зашаталася бесприютная моя головушка...»). П. рано был освоен письменной литературой: на нём во многом основан поэтический стиль Библии; разработкой его являются 3 древнейшие фигуры греческой риторики (изоколон — подобие длины членов, антитеза — контраст смысла членов, гомеочелевтон — подобие окончаний в членах). По аналогии с описанным словесно-образным П. иногда говорят о звуковом П. (Аллитерация,Рифма),о ритмическом П. (строфа и антистрофа в греческой лирике), о композиционном П. (параллельные сюжетные линии в романе) и т.п.

    М. Л. Гаспаров.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. параллели́зм;
    2. параллели́змы;
    3. параллели́зма;
    4. параллели́змов;
    5. параллели́зму;
    6. параллели́змам;
    7. параллели́зм;
    8. параллели́змы;
    9. параллели́змом;
    10. параллели́змами;
    11. параллели́зме;
    12. параллели́змах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ, -а, муж. Сопутствие параллельных явлений, действий, параллельность. П. линий. П. в работе.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    1. мат.

    Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей.

    Параллелизм плоскостей.

    2.

    Сопутствие и неизменное соотношение двух явлений, действий.

    Параллельно с историей исканий князя Андрея в романе идет история исканий Пьера Безухова. Параллелизм этот не случаен. Вересаев, «Да здравствует весь мир!»

    ||

    Полное совпадение в чем-л.; повторение, дублирование.

    Параллелизм в работе аппарата.

    3. лит.

    Одинаковое синтаксическое и интонационное построение следующих непосредственно друг за другом предложений, например: Твой ум — глубок, как море, Твой дух — высок, как горы (Брюсов, Твой ум…).

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ, параллелизма, муж. (см. параллель) (книжн.).

    1. только ед. Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей (мат.).

    2. перен., только ед. Неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий. Эти факты указывают на полный параллелизм между повышением успеваемости учащихся и повышением дисциплины.

    || Полное совпадение, соответствие в чем-нибудь между разными предметами, повторение, дублирование чего-нибудь. Параллелизм в работе двух учреждений.

    3. Одинаковое расположение сходных членов предложения в двух или нескольких смежных предложениях (лит.).

    || Поэтическая связь между отдельными образами, мотивами, выражающаяся в их одинаковом, параллельном расположении в двух или нескольких смежных предложениях (лит.), напр.: «Шелкова ниточка к стене льнет, Дунечка матушке челом бьет» (песня).

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    1.

    Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей.

    2.

    перен.

    Неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий.

    отт. Аналогия, сходство, общность характерных черт; повторение, дублирование чего-либо.

    II

    м.

    Одинаковое синтаксическое и интонационное построение нескольких предложений как поэтический прием (в поэтике).

    III

    м.

    Одинаковый интервал в движении голосов при многоголосном пении (в музыке).

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ПАРАЛЛЕЛИЗМ в поэтике - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим, параллелизмом ("В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут" - А. С. Пушкин; см. также Антитеза, Хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ПАРАЛЛЕЛИЗМ в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим, параллелизме ("В синем море волны плещут./В синем небе звезды блещут" - А.С. Пушкин; смотри также Антитеза) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. parallelismм. parallelism;
    (дублирование) duplication, overlapping.

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Англо-русский словарь технических терминов

    concurrency

  19. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  20. Русско-английский словарь математических терминов

    m.parallelism

  21. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Parallelismus m неизм.

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    параллелизм м Parallelismus m неизм.

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. прям., перен.

    parallélisme m

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    paralelismo m (в разн. знач.)

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    parallelismo

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Литературная энциклопедия

    Параллелизм

    I. Термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры — грамматической и семантической. Пример: «Твой ум глубок, что море,|| Твой дух высок, что горы» (Брюсов В., Опыты, М., 1918). П. широко распространен в устных и древнеписьменных лит-pax, во многих системах стихосложения выступая как принцип построения строфы; особенно известен так наз. parallelismus membrorum древнееврейского стихосложения, в котором П. соединяется с синонимической вариацией образов, напр. «Положи меня как печать на сердце твое|| и как перстень на руке твоей» («Песня песней»). Большое место занимает П. в аллитерирующем и даже рифмованном германском стихе средневековья. Не меньшее значение имеет он в финском эпосе «Калевала», где он соединяется с обязательной градацией. Ср. «Шесть он зернышек находит|| семь семян он поднимает». В письменных лит-pax П. приобретает весьма сложный характер, соединяясь с анафорой, антитезой, хиазмом и др. фигурами, напр. «Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог» (Державин). Учение о параллелизме получает большое развитие в античной риторике. См. Риторика, Стилистика, Фигуры.

    II. В русской фольклористике термин «П.» применяется в более узком, специфическом смысле, обозначая особенность поэтической композиции, заключающуюся в сопоставлении одного действия (главного) с другими (второстепенными), наблюденными во внешнем человеку мире.

    Простейший тип П. — двучленный:

    «Летал сокол по небу,

    Гулял молодец по свету».

    Из него вероятно образовались более сложные типы: многочленный (несколько последовательных параллелей); отрицательный (параллель, взятая из внешнего мира, дается в порядке отрицания):

    «Не белая березынька к земле преклоняется —

    Красная девица батюшке кланяется»;

    формальный (утеряна логическая связь между членами П.):

    «Опущу колечко в речку,

    А перчаточку под лед,

    Записались мы в коммуну,

    Пускай судит весь народ».

    О связи П. с хоровым действом см. Амебейная композиция. Из фольклора П. широко проникает в художественную песню (индивидуальную Kunstlied).Библиография:

    Веселовский А., Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля, Собр. сочин., т. I, СПБ, 1911.

  33. Источник: Литературная энциклопедия



  34. Биологический энциклопедический словарь

    ПАРАЛЛЕЛИЗМ

    (от греч. parallelos— идущий рядом, параллельный), независимое развитие сходных признаков в эволю-пии близкородственных групп организмов. В результате П. вторично приобретённое сходство разных групп как бы накладывается на их сходство, обусловленное общностью происхождения. Так возникает особая категория сходства органов у разных видов — гомойология. П. широко распространён в филогенезе разл. групп организмов. Так, по-видимому, путём П. развивались приспособления к водному образу жизни в трёх линиях эволюции ластоногих (моржи, ушастые и настоящие тюлени); у неск. групп крылатых насекомых передние крылья преобразовались в надкрылья; у разных групп кистепёрых рыб развивались признаки земноводных; у неск. групп зверообразных пресмыкающихся (терапсид) — признаки млекопитающих. Признаки покрытосеменных растений независимо и параллельно развивались в разных линиях эволюции их предков — проангиоспермов. Возникновение П.связано с сохранением родственными группами организмов определённой генетич. общности, а также сходства процессов онтогенеза и его регуляции. В генофондах родств. видов закономерно появляются сходные (гомологичные) мутации (закон гомологич. рядов в наследств, изменчивости, установленный Н. И. Вавиловым). При действии на популяции родственных видов сходно направленного естеств. отбора изменения этих популяций идут сходными путями, что и выражается в П. (см. КОНВЕРГЕНЦИЯ).

    .

  35. Источник: Биологический энциклопедический словарь



  36. Энциклопедический словарь

    ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ -а; м.

    1. Матем. Равное на всём протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей. П. плоскостей. П. линий.

    2. Сопутствие и неизменное соотношение двух явлений, действий. П. духовных исканий героев в романе "Война и мир". // Полное совпадение в чём-л., повторение, дублирование. П. в работе прибора, аппарата.

    3. Лит. Одинаковое синтаксическое и интонационное построение следующих непосредственно друг за другом предложений (например: Твой ум - глубок, как море, Твой дух - высок, как горы). Ритмический п. Словесно-звуковой п. Композиционный п.

    * * *

    параллели́зм

    в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим, параллелизмом («В синем море волны плещут. В синем небе звёзды блещут» — А. С. Пушкин; см. также Антитеза, Хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.

    * * *

    ПАРАЛЛЕЛИЗМ

    ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим, параллелизмом («В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут» — А. С. Пушкин; см. также Антитеза(см. АНТИТЕЗА), Хиазм(см. ХИАЗМ (вид параллелизма))) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.

  37. Источник: Энциклопедический словарь



  38. Музыкальная энциклопедия

    (от греч. parallnlos - параллельный, букв. - находящийся или идущий рядом) - движение двух и более голосов многоголосной полифонич. или гомофонной муз. ткани с сохранением между ними того же интервала или интервалов ("открытый" П.), а также нек-рые формы движения голосов в одну сторону ("скрытый" П.). П. следует отличать от удвоения того же голоса в октаву и даже в несколько октав, постоянно используемого в проф. музыке. П. характерен для определённых видов нар. иск-ва нек-рых народов, муз. жанров (напр., рус. и укр. кант). Известен с древнейших времён; самые ранние формы проф. многоголосия строились на параллельном движении голосов, причём применялись П. не только терций, но также квинт, кварт и даже секунд (см. Органум). В последующее время в проф. музыке находил применение гл. обр. П. терций и секст. П. октав и квинт в 13-14 вв. был запрещён муз. теорией как нарушавший самостоятельность движения каждого из голосов. В 18 в. было установлено одно исключение из этого правила - параллельные квинты допускались при разрешении увеличенного квинтсекстаккорда VII ступени в тонику (т.н. "моцартовские квинты"):

    В 17-18 вв. правило запрещения П. октав и квинт было распространено и на случаи "скрытого" П. (исключая т.н. "валторновые квинты") - движения голосов в одну сторону к октаве или квинте, а также такого ведения голосов, при к-ром параллельные октавы или квинты образуются на сильных долях тактов (хотя бы эти интервалы и не выдерживались на протяжении всего такта); был запрещён и переход к октаве или квинте противоположным движением голосов. Нек-рые теоретики (Дж. Царлино) рассматривали как нежелательное и последование двух параллельных больших терций из-за тритона, образуемого нижним тоном одного и верхним - другого:

    На практике, исключая сочинения строгого стиля и учебные работы по гармонии и полифонии, все эти правила соблюдаются гл. обр. применительно к лучше всего слышимым крайним голосам муз. ткани.

    А с 19 в. П. квинт и целых созвучий нередко сознательно используется композиторами для достижения определённого художеств. эффекта (Дж. Пуччини, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинский) или для воссоздания характера нар. музицирования, колорита старины ("Реквием" Верди).

    Литература: Стасов В. В., Письмецо к г. Ростиславу про Глинку, "Театральный и музыкальный вестник", 1857, No 42 (то же в кн.: В. В. Стасов. Статьи о музыке, под ред. В. В. Протопопова, вып. 1, М., 1974, с. 352-57); Tюлин Ю. Н., Параллелизмы в музыкальной теории и практике, Л., 1938; Ambrоs A. W., Zur Lehre vom Quintenverbote, Lpz., 1859; Tappert W., Das Verbot der Quinten-Parallelen, Lpz., 1869; Riemann H., Von verdeckten Quinten und Oktaven, "Musikalisches Wochenblatt", 1840 (то же в сб.: Prдludien und Studien, Bd 2, Lpz., 1900); Lemacher H., Plauderei ьber das Verbot von Parallelen, "ZfM", 1937, Bd 104; Ehrenberg A., Das Quinten und Oktavenparallelenverbot in systematischer Darstellung, Breslau, 1938.

  39. Источник: Музыкальная энциклопедия



  40. Русско-английский политехнический словарь

    concurrency

    * * *

    параллели́зм м.

    parallelism

  41. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  42. Dictionnaire technique russo-italien

    м.

    parallelismo m

  43. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  44. Русско-украинский политехнический словарь

    матем.

    паралелі́зм, -му

  45. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  46. Русско-украинский политехнический словарь

    матем.

    паралелі́зм, -му

  47. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  48. Энциклопедия социологии

    (от греч. paralle-los - идущий рядом) - англ. parallelism; нем. Parallelismus. 1. Неизменное соотношение и сопут-ствие двух явлений, действий. 2. Полное совпадение в ч.-л.; повторение, дублирование.

  49. Источник: Энциклопедия социологии



  50. Толковый словарь по социологии

    (от греч. paralle-los - идущий рядом) - англ. parallelism; нем. Parallelismus. 1. Неизменное соотношение и сопут-ствие двух явлений, действий. 2. Полное совпадение в ч.-л.; повторение, дублирование.

  51. Источник: Толковый словарь по социологии



  52. Словарь лингвистических терминов

  53. Источник:



  54. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  55. Источник:



  56. Тезаурус русской деловой лексики

  57. Источник:



  58. Большой Энциклопедический словарь

  59. Источник: