Словарь Брокгауза и Ефрона

    архиепископ ростовский, родился в начале XV столетия в Волоколамске и был сродник препод. Иосифу Волоколамскому. Еще юношей он пришел в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию и был любимым его учеником, написал потом и житие его (Чет. Мин. 1 мая). Затем был в 1465 г. игуменом Троице-Сергиевского монастыря, а в 1466 г. архимандритом московского Новоспасского, откуда и был рукоположен во епископа в Ростов. В. по красноречию считался "Демосфеном" своего времени. В 1479 г. в Сергиевском монастыре он крестил у вел. кн. Иоанна III сына Василия. Государь заставлял его быть посредником при раздоре с братьями своими Борисом Волоколамским и Андреем Суздальским. Два раза он ездил к ним, но без успеха. В особенности известно его красноречивое послание к вел. кн. Иоанну на Угру (напечат. в Степен. кн., т. II, стр. 140 — 149) и распорядительная грамота ("Акт. арх. эксп.", т. I, № 85). В Ростове В. занимался благоустройством церквей. Он был, между прочим, защитником хождения посолонь (по солнцу). † 23 марта 1481 г. По ростовской летописи, место рождения В. означено в Ростовской области, в 19 верстах от города при р. Луше, где и теперь стоит деревня Рылова. Будучи архиепископом, он там устроил пустынь, где проводил время в посте и молитве; прозвание "Рыло" он получил, будто бы потому, что имел страсть рыть большие пруды. По рукописным святцам он считается святым под 23 марта.

    А. Т.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (г. рождения неизвестен — умер 23.3.1481)

    русский церковный и политический деятель, публицист. В молодости постригся в монахи Пафнутьева-Боровского монастыря. В 1455—66 игумен Троице-Сергиева монастыря. Участник посольства в Литву (1458—61). С 1467 ростовский архиепископ. В 1480 во время «Великого стояния на Угре», узнав об отступлении великого князя Ивана III в Кременец и переговорах с ханом Золотой Орды Ахматом, В. Р. написал Ивану III в начале октября 1480 «Послание на Угру», в котором призывал окончательно уничтожить Золотую Орду в большом сражении. Послание В. Р., пронизанное патриотическими идеями, в 16 в. стало образцом для жанра посланий церковных деятелей царям.

    Лит.: Кудрявцев И. М., «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в., в сборнике: Тр. Отдела древнерусской литературы, т. 8, М., 1951; Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI вв., М. — Л., 1960.

    С. М. Каштанов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большая биографическая энциклопедия

    — архиепископ ростовский, родился в начале XV столетия в Волоколамске и был сродник преподобному Иосифу Волоколамскому. Еще юношей он пришел в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию и был любимым его учеником, написал потом и житие его (Чет. Мин. 1 мая). Затем был в 1465 г. игуменом Троице-Сергиевского монастыря, а в 1466 г. архимандритом московского Новоспасского, откуда и был рукоположен во епископа в Ростов. В. по красноречию считался "Демосфеном" своего времени. В 1479 г. в Сергиевском монастыре он крестил у вел. кн. Иоанна III сына Василия. Государь заставлял его быть посредником при раздоре с братьями своими Борисом Волоколамским и Андреем Суздальским. Два раза он ездил к ним, но без успеха. В особенности известно его красноречивое послание к вел. кн. Иоанну на Угру (напечат. в Степен. кн., т. II, стр. 140 — 149) и распорядительная грамота ("Акт. арх. эксп.", т. I, № 85). В Ростове В. занимался благоустройством церквей. Он был, между прочим, защитником хождения посолонь (по солнцу). † 23 марта 1481 г. По ростовской летописи, место рождения В. означено в Ростовской области, в 19 верстах от города при р. Луше, где и теперь стоит деревня Рылова. Будучи архиепископом, он там устроил пустынь, где проводил время в посте и молитве; прозвание "Рыло" он получил, будто бы потому, что имел страсть рыть большие пруды. По рукописным святцам он считается святым под 23 марта.

    А. Т.

    {Брокгауз}

    

    Вассиан Рыло

    святитель, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белоезерский.

    † 1481, память 6/19 июля в Соборе Радонежских святых и 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых.

    Родился в XV веке в Волоколамске (по Ростовской летописи — родился в 19 верстах от Ростова при р. Луше).

    Был родственником преподобного Иосифа Волоцкого († 1515, память 9/22 сентября и 18/31 октября).

    В юношеские годы он пришел в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию († 1478, память 1/14 мая) и стал его любимым учеником, а впоследствии написал его житие.

    С 1455 года — игумен Троице-Сергиева монастыря. Вскоре по избрании своем он был отправлен святым митрополитом Московским Ионою для утверждения в Православии Киевской княгини Анастасии с детьми Симеоном и Михаилом. Свою миссию он выполнил с большим успехом.

    В 1466 году был архимандритом Московского Новоспасского Спасо-Преображенского монастыря.

    13 декабря 1467 года хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан архиепископа.

    Скончался 23 марта 1481 года.

    Современники характеризовали архиепископа Василия как архипастыря энергичного, образованного, начитанного и красноречивого. По красноречию архиепископ Вассиан считался "Демосфеном" своего времени.

    Преосвященный Вассиан известен и литературной деятельностью. В 1480 году он отправил в стан великого князя Ивана III Васильевича на реку Угру пространное и убедительнейшее Послание о мужественном стоянии против татар, приводя ему многие примеры из Священного Писания и отечественных летописей. Это Послание по важности содержания занимало первое место из всех посланий духовных лиц в литературе времен правления Ивана III.

    Как человек деятельный и образованный, архиепископ Вассиан занимал видное место в политической жизни своего времени. Он воодушевлял князей на борьбу с татарами. Отличаясь характером миролюбивым, архиепископ Вассиан всегда стремился примирить между собой враждующих князей и, пользуясь своим большим авторитетом, достигал в этом деле успеха.

    Труды:

    Житие преподобного Пафнутия Боровского // Четьи-Минеи 1 мая.

    Послание к великому князю Иоанну на Угру // Полное собрание русских летописей: в 24 т. — СПб., 1841—1921, т.6, с. 225—230; т. 8, с. 207—213; т. 20, с. 340—344; М.; Л., 1925, т.4, с. 517—523; Л., 1959, т. 26, с. 266—273. Распорядительная грамота // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии Наук: в 4 т. — СПб., 1836, т. 1, №85.

    Литература:

    Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 1, с. 1396—1398; 1426—1430; 1544—1545, 1575, 1578, 1699, прим. 2.

    Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 4, с. 126.

    Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891, 1883, с. 129.

    Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской духовной академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. — М., 1890, ч. 1, с. 71—72. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 398. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 138,142, 331—332. Исторический вестник. — 1891, февраль, с. 598.

    Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 3, с. 228. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 458. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 4, с. 445.

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 5-а, с. 628.

    Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 23.

    

    Вассиан Рыло

    — Архиепископ Ростовский, ученик Преподобного Пафнутия, Игумена Боровского и сродник Иосифу Волоколамскому, посвящен из Новоспаских Архимандритов во Архиепископа Ростовского 1468 года Декабря 31; а скончался в Ростове 1481 года Марта 23. Сей Пастырь между современниками своими был просвещеннейший и вместе Церкви и отечества ревностнейший поборник; а потому-то как Митрополитом, так и Великим Князем Иоанном Васильевичем и вообще народом был уважаем. Великий Князь часто употреблял его посредником в раздорах с братьями своими, но когда в 1480 году сам он, устрашась нашествия Татарского Хана Ахмата, готовился уже оставить ему на жертву войско и Москву и бежать со всем Двором к Белоозеру и к Океану, то сей Архиепископ, будучи тогда в Москве, один противустал сей постыдной робости Его и Воевод. Он отправил к нему в стан пространное и убедительнейшее Послание о мужественном стоянии против татар, приводя ему многие примеры из Писания и отечественных Летописей. А когда Великий Князь, приведенный в робость не столько Татарами, как трусостью своих Бояр, несмотря на увещание Вассианово, прибежал уже в Москву, то Вассиан встретил его строгими напоминаниями. "Вся кровь падет на тебе Христианская, — сказал он ему, — что выдал ты их бежать прочь, а бою с Татары не поставил и не бився с ними: аще ли боишися смерти? Но веждь, яко небезсмертен еси, человек смертен; а без року смертного нету ни человека, ни птицы, ни зверя. Дай сии в руку мою вои: хотя аз и стар но не пощажу, ниже отвращу лице мое противу Татар," — и проч. Великий Князь не мог быть выведен из робости своей и сими сильными упреками; однакож по многократных и беспрестанных потом увещаниях Вассиановых, чрез две недели едва ободрился и возвратился к войску своему, оставленному на Оке, и вскоре Татары были прогнаны; а чрез то и Москва и половина России спасены.

    Вышеупомянутое достопамятное Послание Вассианово к Великому Князю все напечатано в Степенной книге и в Летописце Русском, изданном 1792 г. в 5 частях в С.-Петербурге. Сей же Пастырь сочинил обстоятельное Житие учителя своего Пафнутия Боровского, которое помещено в Четьих Минеях под числом 1 Мая.

    {Болховитинов}

    

    Вассиан Рыло

    8-й игумен Троицко-Сергиевского мон. 1455—66 г.; † 23 марта 1481 г. архиеп. Ростовский с 13 дек. 1467 г.

    {Половцов}

  5. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Вассиа́н Ры́ло

    (? — 1481), церковный и политический деятель, писатель, ученик Пафнутия Боровского, архиепископ Ростовский (с 1467). Автор послания Ивану III в период «Стояния на Угре» с призывом к решительной борьбе с Большой Ордой.

    * * *

    ВАССИАН Рыло

    ВАССИА́Н Рыло (ум. 23 марта 1481), русский церковный и политический деятель, писатель, ростовский архиепископ. В молодости постригся в монахи Пафнутьева-Боровского монастыря(см. БОРОВСКИЙ ПАФНУТЬЕВ МОНАСТЫРЬ). В 1455—1466 годах — игумен Троице-Сергиева монастыря(см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА); участник посольства в Литву (1458—61). С 1467 года — ростовский архиепископ. В 1480 году во время «Великого стояния на Угре», узнав об отступлении великого князя Ивана III в Кременец и переговорах с ханом Большой Орды Ахматом, Вассиан в начале октября 1480 года написал Ивану III «Послание на Угру», в котором призывал уничтожить Орду в решающем сражении. Это послание, пронизанное патриотическими идеями, в 16 веке стало образцом для жанра посланий церковных деятелей царям.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (ум. 23.III.1481) - рус. церк. и политич. деятель, публицист. В молодости постригся монахом в Пафнутьев-Боровский монастырь. Игумен Троице-Сергиева монастыря в 1455-66; значительно расширил его владения. Участник посольства в Литву (1458-61). С 1467 - ростовский архиепископ. В 1480, узнав об отступлении вел. кн. Ивана III в Кременец и переговорах с Ахматом, В. Р. написал ему в нач. окт. 1480 свое знаменитое "Послание на Угру", в к-ром выступил как патриот и идеолог укрепления централизов. Рус. гос-ва. В. Р. призывал Ивана III окончательно уничтожить Золотую Орду в большом сражении, упрекал его в нерешительности и трусости и особенно остро клеймил корыстолюбие бояр, отговаривавших вел. кн. от битвы.

    А. А. Шахматов и Я. С. Лурье приписывают В. R. также и повесть об Угорском стоянии, впервые появившуюся в Ростовской летописи. Это мнение отвергает И. M. Кудрявцев, к-рый считает, что В. R. в "Послании" содействовал укреплению позиции вел. князя, несмотря на его критику, а составитель "Повести" развенчивает Ивана III. Послание В. R. в 16 в стало образцом для жанра посланий церк. деятелей царям.

    Источн.: ПСРЛ, т. 6, АСЭИ, т. 1-2.

    Лит.: Кудрявцев И. М., "Послание на Угру" Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в., в сб.: Тр. ОДРЛ, т. 8, M., 1951; Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеод. еретич. движения на Руси XIV - нач. XVI вв., M.-Л., 1955; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI вв., M.-Л.,1960.

    С. М. Каштанов. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия