Словарь Брокгауза и Ефрона

    выходила под ред. барона А. Дельвига, а после его смерти — О. М. Сомова, в СПб., с 1830 по июль 1831 г., каждые пять дней. Служила органом литературного кружка Пушкина и кн. Вяземского. Несмотря на блестящий состав сотрудников (Языков, Крылов, Козлов, кн. А. И. Одоевский, Хомяков, Гоголь, Кольцов и др.), газета большого успеха не имела; она была бледна и безжизненна. Кроме отдела чисто литературного, "Л. Газета" давала место вопросам художественным, по полит. экономии, по этнографии и по естествознанию. Главным сотрудником последнего отдела был М. Максимович. В № 61 за 1830 г. было помещено четверостишие Казимира Делавиня на предполагавшийся памятник жертвам июльских дней; бар. Дельвиг получил строжайший выговор от гр. Бенкендорфа, и газета была временно приостановлена. В 1840 г. "Л. Газета" возродилась под новою редакциею как вестник наук, искусств, литературы, новостей, театров и мод. Выходила сначала 2 раза в неделю, в 1841 г. — три раза в неделю, с 1842 по 1846 гг. — еженедельно. За 1846 г. вышли №№ 1-7. В "Л. Газете" принимали участие, между прочим, Белинский, Гребенка, H. Некрасов, Даль, гр. Соллогуб, В. Бенедиктов, Кольцов. С 1814 г. программа "Л. Газеты" значительно расширена; главное внимание обращено на отделы наук, словесности и художеств. Были введены политипажные рисунки. В виде особенного еженедельного прибавления к газете издавались "Записки для хозяев" (1844-45). Ред. — А. А. Краевский (1840, 1844-45); Ф. А. Кони (1841-1843); H. А. Полевой (1846). В 1847-1849 гг. "Л. Газета" издавалась еженед., под ред. А. А. Краевского; литературным отделом заведовал Вл. Р. Зотов. С 1849 г. ред.-изд. был В. Зотов. См. "Пантеон" (1853, т. X, кн. 7, стр. 39); "Русс. Архив" (1882, III, 124-125); "Современник" (1854); статью Гаевского о Дельвиге, "Историч. Вестник"(1886, XXVI, 369).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Литерату́рная газе́та («Литерату́рная газе́та»)

    1) русская газета, выходившая в Петербурге в 1830—31. Редакторы-издатели — А. А. Дельвиг, затем О. М. Сомов. Участвовали А. С. Пушкин, П. А. Вяземский. «Л. г.» публиковала произведения русских (Н. В. Гоголь, Е. А. Баратынский, А. В. Кольцов, В. К. Кюхельбекер и др.) и зарубежных (В. Скотт, П. Мериме, В. Гюго и др.) писателей, критические и теоретические статьи; вела полемику с «Северной пчелой» (См. Северная пчела) и «Московским телеграфом» (См. Московский телеграф). Отчасти следуя традициям декабристской журналистики, снискала репутацию оппозиционного издания.

    2) Русская газета, издававшаяся в Петербурге в 1840—49. Была преобразована из «Литературных прибавлений к “Русскому инвалиду”» (1831—1839). Имела подзаголовок: «Вестник наук, искусств, литературы, новостей, театров и мод». Редакторы в разные годы: А. А. Краевский, Ф. А. Кони, Н. А. Полевой и др. Сотрудничали В. Г. Белинский, авторы «Отечественных записок» (См. Отечественные записки), что обусловило прогрессивную направленность газеты.

    Лит.: Сборник материалов к изучению истории русской журналистики, в. 1, М., 1952; Блинова Е. М., «Литературная газета» А. А. Дельвига и А. С. Пушкина, М., 1966.

    И. И. Подольская.

    II

    Литерату́рная газе́та («Литерату́рная газе́та»)

    орган правления СП СССР. Издаётся с апреле 1929 с различной периодичностью. Вначале являлась органом Федерации объединений советских писателей (ФОСП). После 1-го Всесоюзного съезда писателей (1934) «Л. г.» — орган правления СП СССР. В 1942—44 издавалась под названием «Литература и искусство» (орган правления Союза советских писателей СССР, Комитета по делам искусств при СНК СССР и Комитета по делам кинематографии при СНК СССР). В 1947 преобразована в литературную и общественно-политическую газету (выходила 2, а с 1950 3 раза в неделю); с 1967 — еженедельник, значительно увеличена в объёме (16 газетных полос). На страницах «Л. г.» публикуются литературно-критические и публицистические выступления, отрывки из художественных произведений, статьи по вопросам коммунистического строительства, экономики, социологии, морали, быта, научно-технического прогресса, дискуссионные материалы; много внимания уделяется международной жизни, борьбе с буржуазной идеологией. Награждена орденом Ленина (1971). Тираж (1973) 1550 тыс. экз.

    В. А. Калашников.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    "ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА" - Санкт-Петербург, 1840-49. Редакторы разновременно: Ф. А. Кони, Н. А. Полевой, А. А. Краевский и др. Выступала против консервативной журналистики. В числе сотрудников - В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Литературная энциклопедия

    "Литерату́рная газе́та"

    выходила в Петербурге раз в 5 дней с 1 января 1830 г. по 30 июня 1831 г., включала художественную литературу, библиографию, научные статьи; официальные редакторы – А. А. Дельвиг, с осени 1830 г. – О. М. Сомов, прозаик и критик. Большое участие в составлении газеты принимал А. С. Пушкин, которому власти тогда не давали разрешения иметь собственное периодическое издание. С «Литературной газетой» связано формирование нового писательского облика Пушкина в 1830-е гг. – журналиста, литературного критика, прозаика. В издании сотрудничали П. А. Вяземский, А. Погорельский, В. А. Жуковский, печатались без подписи сосланные декабристы (А. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер), здесь впервые выступил Н. В. Гоголь.

    «Литературная газета» была малотиражной, жёстко критиковала массовую литературу (прежде всего романы Ф. В. Булгарина) и модные эстетические теории (напр., в «Размышлениях и разборах» П. А. Катенина – романтическую теорию драмы), осуждала сложившуюся при Николае I официозную журналистику. Между «Литературной газетой» и конкурентами (Н. А. Полевой, Н. И. Надеждин и др., в основном разночинцы) завязалась т. н. «война аристократов и демократов»: говорили о дворянском снобизме «Литературной газеты», а её публицисты были убеждены в социальной необходимости дворянства, аристократии как свободного сословия, способного влиять на власть и ограничивать деспотию.

  7. Источник: Литературная энциклопедия



  8. Литературная энциклопедия

    Литературная газета

    ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА. — К Л. г. причисляется разряд газет, посвящающих свои столбцы целиком или преимущественно литоратуре и лит-ой критике. Не связанные обычно ежедневным выходом, издающиеся по широкой и разносторонней программе, Л. г. приближаются вплотную к журналам, иногда переходя в них: не всегда можно провести грань между Л. г. и журналом. Таковы, к примеру, издания XVIII века: выходящие дважды в неделю в качестве приложения к «Московским ведомостям» листки «Чтение для вкуса, разума и чувствований» (М., 1791—1793, ред. В. С. Подшивалов) и последовательно сменявшие их — «Приятное и полезное препровождение времени» (М., 1794—1798, ред. В. С. Подшивалов и П. А. Сохацкий), «Иппокрена или утехи любословия» (М., 1799—1801, ред. П. А. Сохацкий), «Новости русской литературы» (М., 1802—1805, ред. П. А. Сохацкий, затем П. В. Победоносцев), «Минерва» (М., 1806—1807, еженед., ред. П. В. Победоносцев). Существо этих изданий, по определению самой редакции, «состояло в том, чтобы они заключали в себе все благонравное, наставительное и невинно приятное» («Новости русской литературы», 1802, № 1). Аналогичные приложения находим и у других газет; достаточно упомянуть известные в истории русской литературы приложения к «Русскому инвалиду», издававшиеся А. Ф. Воейковым и В. И. Козловым «Новости литературы» (СПБ, 1822—1826, еженед., с 1824 — ежемесячно) и «Литературные прибавления к Русскому инвалиду » (СПБ, 1831—1839, дважды в неделю, с 1837 — еженед., ред. А. Ф. Воейков, с 1837 — А. А. Краевский), развившиеся позже в самостоятельную Л. г. («Литературные прибавления» были частным предприятием Воейкова, лишь номинально связанным с «Русским инвалидом»). Однако все эти издания являются скорее литературными страничками газет, хотя и отдельно от них выходящими, чем собственно Л. г. Содержание ранних изданий сводилось за редкими исключениями к так называемой «словесности», т. е. одам, эпиграммам и т. п. мастерству отечественных «сочинителей», а еще больше переводной литературе. «Прибавления» добавили к «словесности» новые отделы: «пересмешник» (сатира и юмор), театр, шарады и моды.

    Вопреки распространенному представлению, связывающему первую Л. г. с именами Дельвига и Пушкина, ею следует считать «критическую и Л. г.» «Рецензент», издаваемую В. Олиным (СПБ, 1821, еженедельная, всего 20 номеров: 1—10, 17—26). Содержание «Рецензента» типично для листков своего времени: на первом плане «словесность», т. е. стихи и рассказы, затем критические статьи, научно-популярные заметки, анекдоты, театр, некрологи и т. п. «смесь». Главной опорой газеты был сам редактор, статьи и стихи к-рого преобладали в газете; кроме него участвовали Баратынский, Вяземский, Давыдов, Жуковский и др. Чрезвычайно широко газета пользовалась переводами из иностранной прессы, — черта, общая почти всей русской печати до начала XIX века включительно. Литературно-политическая позиция «Рецензента» лежит целиком в пределах консервативно-дворянской литературы, не отличаясь ни глубиной ни блеском.

    С гораздо большей яркостью выступает «Л. г.» (СПБ, 1830—1831, №№ 1—72, 1—37, через 5 дней, редактор А. А. Дельвиг, с № 65 — О. Сомов), издаваемая бароном Дельвиг (см.) при ближайшем участии Пушкина и кн. Вяземского. Позиции «Л. г.» целиком обусловлены идеологией капитализирующихся слоев русского дворянства. «Л. г.» явилась средоточием определенной лит-ой группы, так наз. «лит-ой аристократии», поборников «чистого» искусства. «Л. г.» активно боролась как с реакционно буржуазной группой Булгарина — Греча, так и с прогрессивно-буржуазной критикой Полевого и Надеждина. Формалисты видят здесь столкновение «литературных аристократов» с «литературными промышленниками»; в действительности же здесь столкновение классово-враждебных лагерей. «Л. г.» собрала вокруг себя крупные силы: в ней участвовали — кроме перечисленных выше — Баратынский, Глинка, Гоголь (через нее вошедший в литературу), Денис Давыдов, Крылов, Козлов, А. И. и В. Ф. Одоевские, Плетнев, Погорельский, Подолинский, Станкевич, Хомяков и др. После Июльской революции 1830 усиление цензурных репрессий отозвалось в первую голову на «Л. г.»: за помещение в № 61 заметки с четверостишием К. Делавиня на предполагавшийся памятник жертвам июльских дней она была закрыта. Строгость кары по отношению к консервативно настроенной газете была столь очевидна, что правительство вскоре разрешило возобновить газету при условии перемены редактора-издателя. Последним сделался О. М. Сомов (см.), но удержать престиж газеты ему не удалось, и летом 1831 она прекратила существование. После закрытия «Л. г.» Пушкин проектировал приступить к изданию собственной литературной и политической газеты «Дневник», но несмотря на открывавшиеся возможности его попытка не увенчалась успехом.

    Обе другие Л. г., существовавшие в Петербурге наряду с дельвиговской, были недолговечны. Первой из них был «Колокольчик» (СПБ, 1831, №№ 1—69, дважды в неделю), издаваемый известным нам по «Рецензенту» В. Олиным вместе с В. Я. Никоновым. «Колокольчик» строился по тому же типу, что и «Рецензент», и имел не лучшие результаты: не встретив отклика, «Колокольчик» умолк через несколько месяцев. Полный титул второй газеты был следующий: «Северный Меркурий, литературная газета на 1832 год, составляемая из новостей, анекдотов, статей о нравах, разных литературных отрывков, библиографических и театральных статей и других произведений изящной словесности, в стихах и прозе, издаваемая Михаилом Бестужевым-Рюминым» (СПБ, 1830—1832, трижды в неделю; 1830, №№ 1—149; 1831, №№ 1—77; 1832, №№ 1—4). В «Северном Меркурии» принимали участие преимущественно второстепенные литераторы, как А. Булгаков, В. Бурнашов, Ф. Дьячков, Карлгоф, Ольхин, бар. Розен, Трилунный, Хвостов и др. Газета вела постоянную полемику с воейковскими «Прибавлениями», причем обе стороны не стесняли себя в выражениях.

    В 1840 старое заглавие Л. г. принимают арендуемые А. А. Краевским (см.) «Прибавления к Русскому инвалиду ». Однако новая «Л. г.» (СПБ, 1840—1849; 1840 — 2 раза в неделю, ред.-издатель А. Краевский; 1841—1843, ред.-изд. Ф. А. Кони, с 1844 — изд. А. И. Иванов, ред. — Краевский, затем Н. А. Полевой, еженед. В 1846, со смертью Полевого, «Л. г.» закрылась на № 7; в 1847 — возобновлена Краевским, литературный редактор — Вл. Р. Зотов, к к-рому в 1849 переходит и издательство газеты) ничего общего с пушкинской не имеет. «Л. г.» представляет собой серенькие тетрадки, состоящие гл. обр. из переводных материалов; ее мнения не отличаются самостоятельностью, и она не играет крупной роли. Редактор Ф. Кони характеризовал ее назначение следующим образом: «Л. г. — журнал специальный, чисто литературный, доступный только образованнейшему кругу читающих, для которого дороги интересы литературы, искусств и художеств» (1834, № 50). В действительности газета никогда не поднималась выше художественных запросов и вкусов мещанской среды. Довольно бесцветная по содержанию, она составлялась различными псевдонимами и анонимами, в большинстве мелкими и начинающими журналистами; одно время в ней сотрудничали молодой Некрасов (Перепельский) и известный позже революционно-разночинский поэт М. Л. Михайлов.

    Л. г. считала себя и «Молва» (М., 1857, еженед., ред. С. Шпилевский), боевой славянофильский орган, руководимый Константином Аксаковым (см.) при сотрудничестве Ознобишина, Чижова, Хомякова и др. Однако литературные вопросы не занимают большого места в газете, в ней преобладают материалы историч. и бытовые; из литературных материалов заслуживает быть отмеченным «Список русских писательниц», составленный Н. Голицыным — ценная библиографическ. работа.

    Наряду со столицами Л. г. проникает и в провинцию; одесская газета выпускает приложением «Литературные листки» (1833—1834), в 1864 регулярно выходит «Литературный листок» при тифлисской газете и т. д.

    В 60—90-х гг. Л. г. в русской журналистике почти отсутствует. Это объясняется, с одной стороны, количественным и качественным ростом ежедневных газет, на столбцах которых уделяется достаточно внимания вопросам литературы и критики, с другой — охватом читателя устойчивой сетью «толстых» журналов, ежемесячников и сборников, в к-рых литература если не доминирует, то играет весьма существенную роль. Постоянную Л. г. не удается организовать и позже: в 1901 появляется листок «Ежедневник искусств и литературы» (СПБ, ред.-изд. Э. Борман), не просуществовавший и полугода; в 1907 — Л. г. «Рцы» (СПБ, 1907—1913; нерегул., №№ 1—19; ред.-изд. Ив. Ф. Романов), орган откровенного обскурантизма типа «Земщины», выходивший под лозунгом «христианизация семьи и труда», никакого отношения к литературе не имевший и скончавшийся за отсутствием читателей; в 1908 — «Литература и жизнь» (СПБ, 1908, ежедн., изд. С. Худолей, ред. А. Корсуновский), также быстро заглохшая. В эти годы Л. г. заменяет понедельничная газета (по понедельникам, как дням послепраздничным, газеты обычно не выходили), наряду с общественно-политической тематикой дающая литературный фельетон, стихотворения, отрывки и т. п. Образцом такой газеты является «Понедельник», типичный продукт реакции, наступившей после поражения революции 1905. Бойким фельетонным зубоскальством, политической трескотней передовичек, полуприкрытой и откровенной порнографией в прозе и стихах — на все лады старается услужить «Понедельник» торжествующему буржуа. Оскар Норвежский, Петр Пильский и другие превращают критику «Понедельника» в бесплатное объявление на видном месте. Под флагом эстетизма Корней Чуковский поносил отгремевшую революцию: «революция всегда, везде и во всем вредна литературе». Пильский объявляет истинной революцией «бунт плоти»: «Мы ищем не только освобождения масс, но и освобождения чувств и совестей... Жизнь пола, его тайны и его воля — вот что связало сейчас нас и завладело нашими думами». Буржуазная Л. г. полностью усваивает характерные черты «желтой прессы», необходимого спутника капиталистической «цивилизации».

    После Октябрьской революции Л. г. появляется сначала как издание отдельных лиц и групп — «Л. г.» (П., 1918, редактор Д. Андерсон), «Газета футуристов» (М., 1918, ред. Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Маяковский), «Ирида» (П., 1918, ред. А. Фомин) и др. Для большинства этих газет характерно подчеркивание своей аполитичности, беспартийности; например «Ирида», определяя свою программу, отмечает, что «не собирается быть проповедником каких-либо истин, — религиозных, философских, моральных, эстетических или иных, от к-рых она ждала бы обновления нашей жизни» (№ 1). Конечно, эти фразы не могут затушевать буржуазной природы газеты, и век ее короток. В 1922 за издание Л. г. берется Государственное изд-во. Из однодневки «Литературный понедельник» (М., 1922) вырастает еженедельная газ. «Московский понедельник» (М., 1922, №№ 1—15; ред. П. И. Лебедев-Полянский), переименованная затем в «Новости», с отделом телеграмм и хроники (М., 1922, по понедельникам, ред. П. И. Лебедев-Полянский); как убыточное, издание было скоро закрыто. В 1928 возникает еженедельник литературы и искусств — «Читатель и писатель» (Москва, 1928, ред. С. Ф. Васильченко, с № 36 — Я. Д. Янсон); газета не имела строгой принципиально-выдержанной линии в вопросах литературы. Желая стать «парламентом мнений», «Читатель и писатель» становился подчас рупором враждебных пролетарской литературе элементов. Газета не оказалась на уровне требований, выдвигаемых реконструктивным периодом, и, закончив первый год издания, не возобновлялась. Пробел, ощущавшийся в системе нашей прессы после закрытия «Ч и П», восполняет издаваемая с апреля 1929 Федерацией писателей «Л. г.» (М., 1929, еженед., с № 25 1930 — через 5 дней; ред. С. И. Канатчиков; с № 3 (1930) — Б. Ольховый). Во время дискуссии с Литфронтом (см.) «Л. г.» разделяет позиции последнего, превращается на деле в фракционный орган, в качестве к-рого ожесточенно нападает на литературно-политическую линию РАПП. После смены редакции (с № 41 (1930) газету редактировал С. Динамов) газета изменяет направление и проводит линию РАПП. С № 58 (1931) редактирование «Л. г.» перешло к А. Селивановскому.

    В наше время редкая советская газета, вплоть до районной, не имеет лит-ой странички, а иногда и отдельного издания. Равным образом издаются Л. г. на местных яз. в союзных республиках, как напр. украинская «Л. г.» (первоначально выходила в Киеве, в последние годы — в Харькове (см. литературу соответствующих народностей)).

    За границей Л. г. имеются почти во всех крупных странах либо как приложения к газете, напр. «Books» при «New York Tribune» (Нью Иорк) или «Literary Supplement» при «Times» (Лондон), либо самостоятельно. Важнейшие из последних: «Die Literarische Welt» (Берлин), «Les nouvelles litteraires» (Париж), «L’Italisa letteraria» (Рим), «Wiadomosci literackie» (Варшава). Все они разумеется насквозь буржуазны.

    Качественное, принципиальное отличие пролетарской Л. г. от аналогичных буржуазных газет чрезвычайно велико. Пролетарская Л. г. отлична от буржуазной не только по классовому генезису, но и по типу, характеру и функциям. «Буржуазные газеты, — говорил Ленин, — капиталистические предприятия, орудие наживы для богачей, информации и забавы для них, орудия обмана и одурачивания для масс трудящихся». Отсюда вытекают все характерные черты буржуазной Л. г. — крикливая сенсационность, беспринципность, продажность, сводящая ее подчас к рекламному листку, и т. д. Сплошь и рядом помещение статей о том или ином произведении искусства обусловлено не интересом, представляемым последним, а гонораром, полученным редактором за согласие напечатать статью (так например Метерлинк заплатил за хвалебную статью о своей первой книге 5 000 франков). Являясь изданием той или иной книжной или книготорговой фирмы, буржуазная Л. г. становится органом данной группы капиталистов, интересы которой проводит, лестно отзываясь о контролируемой ею продукции и отрицательно — об изданиях конкурирующих групп. Однако все буржуазные Л. г. находят общий яз., когда дело идет о пролетарской литературе. Она либо пренебрежительно игнорируется (особенно это сказывается в отношении к пролетарской литературе данной страны) либо освещается так. обр., что из нее выхолащивается ее классовое существо (особенно заметно это по отношению к советской литературе).

    Полною противоположностью буржуазной является пролетарская Л. г. «Мы сломали орудие наживы и обмана, — говорит Ленин. — Мы начали делать из газет орудие просвещения масс и обучения их, жить и строить свое хозяйство без помещиков и капиталистов». Пролетарская Л. г. — прежде всего боевой, партийный орган, коллективный агитатор, пропагандист и организатор. В то время как буржуазная Л. г. делается ограниченным кругом литераторов-профессионалов для узкого круга читателей, пролетарская Л. г. есть не только орган для масс, но и самих масс: в ней непосредственно участвуют сотни и тысячи рабочих-ударников, рабселькоров, находящихся на фабриках, заводах, совхозах, колхозах и т. д. Пролетарская литературная газета в СССР является не информационным листком, а организатором масс на дело социалистического строительства.

    Конечно пролетарские Л. г. еще очень молоды и далеко не полностью решили поставленные перед ними историей задачи. Так, в 1929—1931 московская «Л. г.» безусловно отставала от темпов социалистической реконструкции страны, не оказалась на высоте положения. На этом этапе развития ей был присущ целый ряд ошибок, характеризовавших литературно-политическую линию б. рапповского руководства. Важнейшими из этих ошибок были недоучет классовой диференциации попутничества, разрешение труднейшей задачи перевода попутчиков на рельсы пролетарской идеологии явно механистическим образом (левацкий лозунг «или союзник или враг»). Освещение, даваемое «Л. г.» пролетарскому литературному движению, часто было не свободно от кружковщины. После исторического постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 о перестройке литературно-художественных организаций «Л. г.» признала эти свои ошибки. Редактором ее вместо А. Селивановского с мая 1932 назначен С. Динамов.Библиография:

    Полевой П. Н., Листки из архива «Литературной газеты», «Исторический вестник», 1886, кн. XI; Замков Н., К истории «Литературной газеты» бар. А. А. Дельвига, «Русская старина», 1916, кн. V; Иванович Ст., Пресса модерн, сб. «Литературный распад», М., 1908, I; О Литературной газете, «На лит. посту», 1930, № 13—14.

    Ср. Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, Л., 1924.

  9. Источник: Литературная энциклопедия



  10. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    (Россия) 文学报

  11. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  12. Энциклопедический словарь

    Литературная газета

    I

    Санкт-Петербург, 1 января 1830 — 30 июня 1831, 1 раз в 5 дней. Редакторы-издатели: до ноября 1830 А. А. Дельвиг, затем О. М. Сомов. Ближайшее участие принимал А. С. Пушкин. В 1929 воссоздана в Москве, до 1990 издавалась как орган правления СП СССР. Учредитель — Трудовой коллектив редакции «Литературная газета». Выходит еженедельно.

    II

    Санкт-Петербург, 1840—49. Редакторы (в разное время): Ф. А. Кони, Н. А. Полевой, А. А. Краевский и др. Выступала против консервативной журналистики. В числе сотрудников — В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Лермонтовская энциклопедия

    «ЛИТЕРАТ́́УРНАЯ ГАЗ́́ЕТА», изд. в Петербурге в 1840—49. Преобразована из «Литературных прибавлений к «Русскому инвалиду»». Под ред. А. А. Краевского (1840, 1844 и 1847) и сменившего его в 1841—43 Ф. А. Кони придерживалась того же направления, что и журн. «ОЗ». В «Л. г.» было опубл. стих. Л. «И скучно и грустно» (1840, № 6). Здесь же появилась одна из первых рец. на роман Л. «Герой нашего времени», в к-рой говорилось, что он содержит «самое поэтическое и при этом самое верное изображение Кавказа» (1840, № 42). В рец. на сб. Л. «Стихотворения» (1843, № 9) подчеркивался самобытный характер его поэзии. Авторы рец. и полемич. статей писали в «Л. г.» о Л. как о наследнике А. С. Пушкина, «могущественном», «крепком и самобытном» таланте. В этом духе написан и некролог Л., скрытый в отделе «Лит. и театр. новостей» (1841, № 89, с. 356). Газета отмечала появление новых стихов Л. в журналах и альманахах, вела полемику с «Сыном Отечества» о значении Л. в рус. поэзии. В годы редакторства Н. А. Полевого (1844—46) и В. Р. Зотова (1847—49) количество отзывов о Л. сократилось.Соч. Лермонтова, опубл. в «ЛГ»: «И скучно и грустно» [поправка к первому стиху], 1840, № 7, стлб. 167.«ЛГ» о Лермонтове: Одесский альм. на 1840 г. [Рец.], 1840, № 23, стлб. 544—45 [об «Узнике» и «Ангеле»]; 1840, № 34, стлб. 805 и № 36, стлб. 847. [Сообщение о продаже романа «Герой...»]; Журналистика, 1840, № 43, стлб. 995—1003 и № 54, стлб. 1236—237 и 1243 [Полемика с «СО»]; Кони Ф., Утренняя заря. Альм. <...>, 1841, № 18, стлб. 72 [о стих. «К портрету»]; 1841, № 111, стлб. 443 [о стих. «Последнее новоселье»]; Утренняя заря. Альм. <...>, 1842, № 1, стлб. 12 [цит. «Любовь мертвеца»]; Стихотворения Ап. Майкова. [Рец.], 1842, № 6, стлб. 118; Комары. Всякая всячина Фаддея Булгарина, 1842, № 18, стлб. 365—66 [упоминается «Герой...»]; Последний Хеак. Поэма В. Зотова. [Рец.], 1842, № 40, стлб. 820; Журнальная амальгама, 1842, № 45, стлб. 925, № 49, стлб. 1008; Утренняя заря. Альм. <...>, 1843, № 1, стлб. 15 [о «Валерике»]; Стихотворения Михаила Лермонтова, СПБ, 1843. [Рец.], 1843, № 9, стлб. 176—78; Взгляд на главнейшие явления рус. лит-ры в 1843 г. [Ст. 1-я], 1844, № 1, стлб. 13—14 [о «Стихотворениях» Л., 2 изд.; о стихах Л. в «ОЗ»; сравнение его с И. С. Тургеневым]; Новые книги. Герой нашего времени. Соч. М. Лермонтова, 3 изд., СПБ, 1843, 1844, № 11, стлб. 197—98; Падающие звезды, 1844, № 12, стлб. 219—20, № 22, стлб. 385 [Полемика с «СО» о стих. «Тамара»; полемика с «Бдч»]; Молодик на 1844 г. <...>, 1844, № 17, стлб. 300; Для избранных. Стихотворения Варвары Анненковой <...>, 1844, № 20, стлб. 350 [о стих. «Югельский барон»]; Стихотворения М. Лермонтова, ч. 4, СПБ, 1844, № 44, стлб. 742; Кар...вский Ив., Мнение по поводу разных мнений о Пушкине, 1845, № 20, с. 347; Сочинения Лермонтова. Изд. Смирдина, т. 1—2, СПБ, 1847. [Рец.], 1847, № 44, стлб. 697.

  15. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: