Большая Советская энциклопедия

    транспортного средства (вагона, автомобиля, судна, самолёта), объём его грузовых помещений. Г. — одна из основных эксплуатационных характеристик транспортного средства. Отношение занятого грузом объёма к Г. называется коэффициент использования Г.

    У судов различают Г.: зерновую (для сыпучих грузов) и киповую (для штучных грузов). Киповая Г., исключающая объёмы грузовых помещений, которые не могут быть использованы для укладки грузов, меньше зерновой Г. на 6—10%.

    Важное значение имеет удельная Г. (объём грузовых помещений, приходящийся на единицу грузоподъёмности). Удельная Г. современных крытых ж.-д. вагонов составляет 1,94—2,0 м3, полувагонов — 1,08—1,16 и цистерн — 1,02—1,14 м3, автомобилей-самосвалов — 0,6—0,7 м3.

    Морские и речные суда в зависимости от назначения имеют различную удельную Г. Например, рудовозы 0,5—1,0; суда для навалочных грузов и танкеры 1,2—1,4; суда для генеральных грузов 1,4—2,2. Удельная Г. самолёта Ан-22 — 7,0—7,5 м3.

    Для транспортных средств открытого типа (ж.-д. платформы, автомобили с бортовой платформой) удельную Г. выражают отношением площади грузовых помещений к грузоподъёмности (См. Грузоподъёмность). Этот показатель для ж.-д. платформ составляет 0,58—0,94 м2, а для автомобилей общего назначения 1,2—6,0 м2.

    Е. С. Сергеев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. shipload, tonnage

  3. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  4. Энциклопедический словарь экономики и права

    - общий объем помещений судна, предназначенных для перевозки грузов. Различают зерновую Г. (общая вместимость трюмов при перевозке любых грузов "навалом", "насыпью") и киповую Г. (общая вместимость трюмов при перевозке генеральных грузов). Разница между ними колеблется в пределах от 5 до 10%.

  5. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  6. Энциклопедический словарь

    ГРУЗОВМЕСТИ́МОСТЬ -и; ж. чего. Предельный объём, который можно использовать для размещения груза.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой энциклопедический политехнический словарь

    транспортного средства - суммарный объём помещений, используемых для перевозки грузов. У судов различают Г. теоретич., зерновую (для сыпучего груза), киповую (для штучного груза) и для жидкого груза. Теоретич. Г. определяют по теоретич. обводам; зерновая Г. меньше теоретич. на объём корпусных конструкций и оборудования (набора, трубопроводов, дерев. настила, обшивки и пр.); при определении киповой Г. исключают также объём между элементами набора, примыкающий к палубам, переборкам и бортам. Г. для жидкого груза равна зерновой за вычетом объёма, соответствующего тепловому расширению груза.

  9. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  10. Русско-английский политехнический словарь

    грузовмести́мость ж.

    (cubic) cargo-carrying capacity; tonnage

    зернова́я грузовмести́мость — grain capacity

    ки́повая грузовмести́мость — bale capacity

    * * *

    cargo capacity

  11. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  12. Dictionnaire technique russo-italien

    ж.

    capacità f di carico

  13. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  14. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    вантажомі́сткість, -кості

  15. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  16. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    вантажомі́сткість, -кості

  17. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  18. Орфографический словарь-справочник

  19. Источник: