Грузовместимость в словарях и энциклопедиях
транспортного средства (вагона, автомобиля, судна, самолёта), объём его грузовых помещений. Г. — одна из основных эксплуатационных характеристик транспортного средства. Отношение занятого грузом объёма к Г. называется коэффициент использования Г.
У судов различают Г.: зерновую (для сыпучих грузов) и киповую (для штучных грузов). Киповая Г., исключающая объёмы грузовых помещений, которые не могут быть использованы для укладки грузов, меньше зерновой Г. на 6—10%.
Важное значение имеет удельная Г. (объём грузовых помещений, приходящийся на единицу грузоподъёмности). Удельная Г. современных крытых ж.-д. вагонов составляет 1,94—2,0 м3/т, полувагонов — 1,08—1,16 и цистерн — 1,02—1,14 м3/т, автомобилей-самосвалов — 0,6—0,7 м3/т.
Морские и речные суда в зависимости от назначения имеют различную удельную Г. Например, рудовозы 0,5—1,0; суда для навалочных грузов и танкеры 1,2—1,4; суда для генеральных грузов 1,4—2,2. Удельная Г. самолёта Ан-22 — 7,0—7,5 м3/т.
Для транспортных средств открытого типа (ж.-д. платформы, автомобили с бортовой платформой) удельную Г. выражают отношением площади грузовых помещений к грузоподъёмности (См. Грузоподъёмность). Этот показатель для ж.-д. платформ составляет 0,58—0,94 м2/м, а для автомобилей общего назначения 1,2—6,0 м2/т.
Е. С. Сергеев.
жен. shipload, tonnage
- общий объем помещений судна, предназначенных для перевозки грузов. Различают зерновую Г. (общая вместимость трюмов при перевозке любых грузов "навалом", "насыпью") и киповую Г. (общая вместимость трюмов при перевозке генеральных грузов). Разница между ними колеблется в пределах от 5 до 10%.
ГРУЗОВМЕСТИ́МОСТЬ -и; ж. чего. Предельный объём, который можно использовать для размещения груза.
транспортного средства - суммарный объём помещений, используемых для перевозки грузов. У судов различают Г. теоретич., зерновую (для сыпучего груза), киповую (для штучного груза) и для жидкого груза. Теоретич. Г. определяют по теоретич. обводам; зерновая Г. меньше теоретич. на объём корпусных конструкций и оборудования (набора, трубопроводов, дерев. настила, обшивки и пр.); при определении киповой Г. исключают также объём между элементами набора, примыкающий к палубам, переборкам и бортам. Г. для жидкого груза равна зерновой за вычетом объёма, соответствующего тепловому расширению груза.
грузовмести́мость ж.
(cubic) cargo-carrying capacity; tonnage
зернова́я грузовмести́мость — grain capacity
ки́повая грузовмести́мость — bale capacity
* * *
cargo capacity
ж.
capacità f di carico
техн.
вантажомі́сткість, -кості
техн.
вантажомі́сткість, -кості