Большая Советская энциклопедия

    (23.2.1873, уезд Синьхой, провинция Гуандун, — 19.1.1929, Пекин)

    китайский политический деятель, писатель, философ, историк. Один из руководителей реформаторского движения в Китае в конце 19 века. После поражения реформаторов (1898) создал в эмиграции (Япония) совместно с Кан Ю-вэем (См. Кан Ю-вэй) конституционно-монархический Союз защиты императора (смотри Баохуанхой), выступал против революционно-демократического движения, руководимого Сунь Ят-сеном. После Синьхайской революции (1911—13) входил в правительство реакционера Юань Ши-кая, однако в 1915—16 активно противодействовал плану Юань Ши-кая реставрировать монархию. Писал стихи и патриотические драмы («Новый Рим», 1902, и другие), провозгласил «революцию в области прозы», положив ей начало романом «Будущее нового Китая» (1902) — одной из немногих утопий среди обличительной китайской прозы начала 20 века. Его статьи о литературе («Предисловие к переводам политических романов», 1898; «О связи прозы с народоправством», 1902; «Порицание прозаикам», 1915) явились важными вехами в развитии китайской просветительской эстетики. Л. Ц.-ч. — один из идеологов китайского буржуазного национализма, философ-неокантианец, популяризатор социального дарвинизма в Китае.

    Соч.: Инь бин ши хэ цзи, т. 1—40, Шанхай, 1936; в русском переводе — Лихунчжан, или Политическая история Китая за последние 40 лет, СПБ. 1905.

    Лит.: Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959; Петров Н. А., Патриотическая драматургия Лян Ци-чао, в сборнике: Китай и Япония, М., 1960; Levenson J. R., Liang Ch’i-ch’ao and the mind of modern China, Camb., 1959.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Лян Ци-Чао

    ЛЯН ЦИ-ЧАО (также Лян Жень-гун) (1873—1929) — китайский публицист, общественный деятель и историк. Родился в уезде Синхуй, пров. Гаундун. Выступление Л. Ц.-ч. на общественную арену относится к 90-м гг. XIX в., когда возникает движение раннего китайского либерализма. Во главе его стал Л. Ц.-ч. со своим учителем Кан Ю-веем. Основные общественные слои, стоявшие за движением, были тесно связаны с феодализмом; однако, выдвигая программу буржуазных преобразований и европеизации страны и смыкаясь с теми группами радикальной интеллигенции, которые впоследствии шли за Сунь Ят-сеном, китайский либерализм на этом своем этапе имел прогрессивное значение. Не являясь демократическим движением, либерализм все же должен был обращаться к более широкому общественному кругу, создавая новые формы публицистики и вводя в оборот множество новых понятий и форм, почерпнутых из европейской науки и жизни.

    Старая китайская литература носила сословный характер; она отличалась крайней условностью и окаменелостью стилей и форм; ее содержание, так же как и формы, было приспособлено исключительно к потребностям господствующей феодальной знати. Эпоха раннего китайского либерализма, выступившего против феодальной литературы, смогла поставить в этой области лишь задачу приспособления старой литературы к изменившимся требованиям. Значение Л. Ц.-Ч. относится именно к этому предреволюционному периоду китайской литературы. Его литературное и просветительное влияние было очень велико; оно не уменьшилось и в период между поражением либералов (1898) и революцией 1911, распространяясь на огромные круги интеллигенции. Л. Ц.-Ч. явился создателем так наз. «нового литературного стиля». В молодости он брал за образец литературу эпохи II—IV вв. христ. эры и обращал, по его словам, особое внимание на изысканность стиля. Л. Ц.-Ч. определился как художник после 1904. «К этому времени, — говорит Л. Ц.-Ч., — я достиг самоосвобождения; я стал обращать внимание на простоту и бодрость стиля; часто я перемежал речь народными поговорками с рифмованными вставками — вплоть до использования иностранных оборотов; я не стеснял кисть, следуя ее движениям. Этому наперебой стали подражать, дав название нового литературного стиля; старшее же поколение относилось к нему с озлоблением». Л. Ц.-Ч. сломал перегородки различных стилей и форм старого яз. и — несколько расширив словарь, придав архитектонике своих статей стройность и логичность, применяя иностранные (японские) формы речи, пользуясь китайским буддийским словарем для передачи философских религиозных понятий — создал значительно более легкий и эмоциональный стиль, пригодный как орудие полемики и вместе с тем могущий служить для передачи огромного нового содержания, привнесенного из европейской науки и жизни. Эти достоинства «нового стиля» однако были ограничены довольно узкими рамками, поскольку Л. Ц.-Ч. по существу оставался в пределах старого мертвого яз. Под влиянием «нового литературного стиля» Л. Ц.-Ч. появились попытки применения его в беллетристике и поэзии, однако они не оставили в китайской литературе заметных следов. После революции 1911 влияние Л. Ц.-Ч. стало быстро падать; этому способствовало то, что сам он превратился в спутника китайских милитаристических клик, занимая ряд постов в пекинском «правительстве». Хотя Л. Ц.-Ч. одобрительно отзывался о разгоревшемся в 1917 движении в пользу живого яз. в литературе, само это движение прошло мимо него; Л. Ц.-Ч. продолжал писать в своем прежнем литературном стиле, к-рый был в эту эпоху уже анахронизмом. В последний период жизни (с 1920) Л. Ц.-Ч. сосредоточил свое внимание на исследовательской работе (история китайской культуры). Литературное наследство Л. Ц.-Ч. огромно, однако это почти исключительно публицистика или исторические работы; художественная литература представлена редкими произведениями. И сам Л. Ц.-Ч. считал себя по призванию не литератором, а историком. Л. Ц.-Ч. занимает крупнейшее место в истории китайской печати; уже в 1896 он издает газету «Шиу-Пао» и в дальнейшем редактирует в разное время в Китае и в эмиграции многие периодические издания, как напр. «Син Мин Цунь Бао». Полного собр. сочин. Л. Ц.-Ч. не существует.

  3. Источник: Литературная энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    (23.II.1873 - 19.I.1929) - кит. политич. деятель, историк, педагог, журналист. Уроженец пров. Гуандун. Ученик и последователь Кан Ю-вэя, активный участник движения за реформы 1895-98, редактор органа реформаторов журн. "Ши у бао" ("Современные задачи"). После дворцового переворота 1898 эмигрировал в Японию, где издавал органы конституционно-монархич. партии Баохуанхой, совершал поездки в США, Европу и страны Юго-Вост. Азии, агитируя кит. эмигрантов за восстановление власти императора Гуансюя и поддержку партии реформ против руководимого Сун Ят-сеном революц. движения. После Синьхайской революции 1911 возвратился в Китай. Принимал участие в парл. деятельности, возглавив партию Цзиньбудан (Прогрессивная партия), на к-рую опирался Юань Ши-кай в борьбе с партией гоминьдан (Национальная партия). С конца 1913 по начало 1914 занимал пост министра юстиции пекинского пр-ва, в 1914 - глава Бюро ден. обращения, член Гос. совета. В 1915 - один из организаторов общенац. движения протеста против монархич. планов Юань Ши-кая. После смерти последнего - министр финансов в кабинете Дуань Ци-жуя (1916-17). В конце 1918 - начале 1919 посетил Европу в качестве неофиц. советника МИД Китая, выступая за возвращение Китаю иностр. концессий, отмену права экстерриториальности иностранцев, пересмотр неравноправных договоров. По возвращении в Китай посвятил себя научно-педагогич. работе в Шанхае и Пекине, специализируясь в области истории кит. культуры и философии. Последние годы жизни отдавал нек-рое предпочтение буддизму перед конфуцианством, страстным пропагандистом к-рого выступал до этого. Л. Ц.-ч. - один из ведущих идеологов кит. бурж. национализма, философ-идеалист. Как историк известен работами по древней истории Китая, популярными книгами по всемирной истории и книгой о Ли Хун-чжане, в к-рой в общем осуждал деятельность Ли Хун-чжана.

    Соч.: Лихунчшан, или политическая история Китая за последние 40 лет, СПБ, 1905.

    Лит.: Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959; Levenson J. R., Liang Ch'i-cháo and the mind of modern China, Camb., 1959.

    С. Л. Тихвинский. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия