Большая Советская энциклопедия

    Перуджино (Perugino; собственно Ваннуччи, Vannucci) Пьетро (между 1445 и 1452, Читта-делла-Пьеве, Умбрия,‒ февраль ‒ март 1523, Фонтиньяно, там же), итальянский живописец. Представитель умбрийской школы позднего кватроченто. Испытал влияния Пьеро делла Франческа, нидерландских мастеров, а также Верроккьо, в мастерской которого во Флоренции работал с 1470. Живопись П., проникнутая созерцательным настроением, отличается плавностью композиционных ритмов и лиризмом пейзажных фонов, изображающих холмистые дали Умбрии. Чертами, роднящими творчество П. с классическим искусством Высокого Возрождения, являются ясность и уравновешенность пространственных построений, придающие его произведениям (фреска «Передача ключей св. Петру» в Сикстинской капелле Ватикана, 1481‒82; «Оплакивание Христа», около 1494‒95, Галерея Уффици, Флоренция; фреска «Распятие» в церкви Санта-Мария Маддалена деи Пацци во Флоренции, 1496) особую гармоничность. Поздним произведениям П. свойственны некоторая монотонность и вялость исполнения. Глубокое воздействие П. оказал на своего ученика Рафаэля.

    Лит.:

    Canuti F., Il Perugino, v. 1‒2, Siena, [1931].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Perugino)

    (ок. 1450-1523), итальянский живописец раннего Возрождения, представитель умбрийской школы. Его настоящее имя - Пьетро Ваннуччи (Pietro Vannucci). Перуджино родился в городке Читта делла Пьеве в Умбрии, близ Перуджи. Вероятно, в молодости он работал в Ареццо вместе с Пьеро делла Франческа, но к 1481 уже находился в Риме и принимал участие в создании фресок Сикстинской капеллы; одна из лучших его композиций - Передача ключей апостолу Петру (1481-1482). Достигнув вершины славы, художник держал собственные мастерские в Перудже и во Флоренции; в 1499 его учеником стал Рафаэль. В 1508 Перуджино расписал свод Станцы дель Инчендио в Ватикане. После этого его популярность стала падать, и он уже не выезжал из Перуджи до самой смерти. Кроме фресок, Перуджино написал большое количество алтарных образов. Среди них: Павийский алтарь (1499, Лондон, Национальная галерея), Пьета из церкви Санта Кьяра во Флоренции (1495, галерея Питти) и Видение св. Бернарда (1490-1494, Мюнхен, Старая Пинакотека).

    ЛИТЕРАТУРА

    Элиасберг Н.Е. Пьетро Перуджино. М., 1966

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Перуджи́но Пьетро

    (Perugino), настоящая фамилия Ваннуччи (Vannucci) (между 1445 и 1452 — 1523), итальянский живописец умбрийской школы Раннего Возрождения. Созерцательное идиллическое настроение, тонкость пейзажных фонов сочетаются с ясностью, уравновешенностью композиций.

    * * *

    ПЕРУДЖИНО Пьетро

    ПЕРУДЖИ́НО (Perugino; наст. имя Пьетро Ваннуччи, Vannucci) (ок. 1450 — февраль, 1523, Фонтиньяно), итальянский художник, один из крупных мастеров ренессансной(см. РЕНЕССАНС) живописи конца 15 — начала 16 в.

    Ранний период

    О юных годах Перуджино почти ничего не известно. Согласно Дж. Вазари(см. ВАЗАРИ Джорджо) учился сперва в Перудже (отсюда и его прозвище — «перуджинец»), а затем во Флоренции, в мастерской А. Веррокьо(см. ВЕРРОККИО Андреа), где познакомился с молодым Леонардо да Винчи(см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ); тот же автор называет и еще одного его учителя — Пьеро делла Франческа(см. ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА), в последнем случае его сотоварищем по учебе должен был быть Л. Синьорелли(см. СИНЬОРЕЛЛИ Лука), влияние которого Перуджино, несомненно, испытал. В 1472 упоминается как член «Компании Св. Луки» (гильдии флорентийских живописцев).

    В 1470-е гг. написал целый ряд алтарных образов («Поклонение волхвов», ок. 1475; и др.). Получив достаточную известность, был приглашен в Рим, где по поручению папы Сикста VI расписывал Сикстинскую капеллу в Ватикане (1478—82). Позднее, в 1535—36, большая часть этих росписей была уничтожена, чтобы освободить место для «Страшного суда» Микеланджело. Единственной сохранившейся сикстинской фреской Перуджино, написанной им целиком собственноручно, является знаменитая «Передача ключей апостолу Петру». Творчески усвоив разнородные влияния, Перуджино выработал свой собственный метод, полный глубоко прочувствованной, умиротворенной гармонии; в «Передаче ключей» эта гармония усилена и просторным городским антуражем, в центре которого, как символ будущей Церкви (первосвященником которой становится Петр), красуется центрический храм, идеально отвечающий архитектурным принципам ренессансного гуманизма.

    Учитель Рафаэля

    Перуджино и впоследствии не раз писал фрески (росписи училища Колледжо-дель-Камбио в Перудже, с 1496; и др.), однако вошел в историю все же, в первую очередь, как мастер алтарной картины. Именно в его творчестве сформировался тот классический тип большого живописного алтаря, который в полной мере именно «классичен», будучи основанным на глубоко композиционно и колористически продуманном, чуждом резких диссонансов, равновесии. Такое равновесие вкупе с мягким, задумчивым лиризмом характерно для лучших его произведений («Богоматерь с младенцем и юным Иоанном Крестителем», 1480-е; «Видение Св. Бернара», 1490—91; и др.). Эта созерцательная задумчивость доминирует даже в предельно драматическом по своему сюжету «Положении во гроб» (1507).

    На рубеже 15—16 вв. (после 1494) в мастерской Перуджино, вероятно, работал молодой Рафаэль(см. РАФАЭЛЬ САНТИ). Впрочем, вполне возможно, что последний был не столько непосредственным учеником Перуджино, сколько его подражателем (в ранние годы) и продолжателем. Предполагают также, что они сотрудничали друг с другом (в том числе в росписях Колледжо-дель-Камбио). Во всяком случае, в историю Перуджино вошел как главный наставник юного Рафаэля, завещавший ему свои творческие принципы (которые и имели вполне самоценное значение, пролагая путь «ренессансному классицизму»).

  5. Источник: Энциклопедический словарь