Словарь Брокгауза и Ефрона

    при помощи проволочного каната, для замены ременного привода, применена в первый раз французским инженером Гирном в 1850 г. В настоящее время этот способ передачи механической силы без значительной потери на большие расстояния весьма часто применяется, как наиболее дешевый. Канат перебрасывается через два или большее число шкивов, причем необходимое натяжение для правильного действия передачи производится собственною тяжестью каната. Если же передача длинная, то приходится подпереть канат в промежуточных точках. На фиг. 1 изображена К. передача для расстояния между шкивами до 120 м.

    Фиг. 1.

    Фиг. 1.

    От шкива а движение передается при помощи проволочного каната r шкиву b, а для уничтожения провеса канат подпирается в трех точках поддерживающими шкивами с, с1и с2. Для простой К. передачи диаметр каната исчисляется по формуле: d = 8δ, где δ — толщина одной проволоки, предполагая, что канат составлен из 6 прядей с пеньковым сердечником посредине, а каждая прядь из 6 проволок, которые в свою очередь окружают тонкую пеньковую сердцевину; диаметр же проволоки δ может быть определен из формулы:

    δ = 1,60√[(1/m)(P/k)]

    где P — передаваемое усилие, отнесенное к окружности шкива, в килограммах, m — число проволок каната (36) и k — натяжение проволок, соответствующее провесу верхней половины каната. Скорость движения каната наиболее выгодная: для больших усилий от 25 до 32, а для малых от 5 до 10 м в секунду. Диаметр шкивов не должен быть меньше 1666δ. Если необходимо передать движение на расстояние более 120 м, то приходится употребить сложную передачу, помощью системы нескольких канатов, изображенной на фиг. 2.

    Фиг. 2.

    Вместо поддерживающих шкивов здесь применяются двойные шкивы, т. е. с двумя желобами по окружности обода, так что передача составляется из ряда отдельных коротких канатных передач. На фиг. 2 показаны четыре передаточные станции: а, b, с и d. Желобы шкивов соответствуют толщине каната и часто выкладываются деревом, кожей, гуттаперчей или просмоленными нитками. Концы каната соединяются в сплетень, т. е. каждый конец несколько разматывают и, вырезав часть пенькового сердечника, сплетают взаимно все проволоки.

    А. Т.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    устройство для передачи вращательного движения от одного вала другому при помощи замкнутого каната, охватывающего шкивы, сидящие на ведущем и ведомом валах. В условиях современного производства К. п. вытеснены более удобным и экономичным Электроприводом. К. п. применялись при межосевых расстояниях более 12 м (в К. п. до 25 миспользовали пеньковые канаты, до 125 м и более — стальные). К. п. обеспечивали распределение момента от одного ведущего вала на несколько ведомых валов.

    Лит.: Ретшер Ф., Детали машин, пер. с нем., т. 1—2, М. — Л., 1933—34.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    rope transmission

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Большой энциклопедический политехнический словарь

    устройство для передачи врашат. движения между валами при помощи канатов, охватывающих шкивы с направляющими канавками. К. п. имеют низкий кпд, в совр. технике применяются ограниченно.

  7. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  8. Русско-английский политехнический словарь

    rope transmission

  9. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  10. Dictionnaire technique russo-italien

    trasmissione a fune [con funi]

  11. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  12. Русско-украинский политехнический словарь

    коді́льна переда́ча, ли́нвова переда́ча

  13. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  14. Русско-украинский политехнический словарь

    коді́льна переда́ча, ли́нвова переда́ча

  15. Источник: Русско-украинский политехнический словарь