Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Ян) — предшественник Гуса, родом из Моравии. Был секретарем и вице-канцлером императора Карла IV, затем архидиаконом в Праге; по поручению пражского архиепископа не раз визитировал приходские церкви и монастыри. В эти поездки М. имел случай ознакомиться и с клиром, и с положением чешского народа. Бедствия народа побудили М. в 1363 г., несмотря на уговоры членов капитула и самого архиепископа, удалиться в небольшой городок пилзенского округа для церковной службы и проповеди. Через полгода М. с той же целью перешел в Прагу. М. — не реформатор-теоретик; он еще привязан к церковному авторитету. Его роль — будителя совести и внутреннего религиозного интереса в обществе. До аскетизма строгий к самому себе, М. требовал и от других такого же поведения. Своими "огненными словами" он смело обличал до крайности испорченные нравы светской знати и духовенства того времени. Влияние проповеди М., кроме его личного примера, обуславливалось еще ее народным направлением: М. говорил к простому народу, соболезнуя о его нуждах и страданиях на его родном языке. Невозможность немедленно помочь народу, уничтожить торжествующее зло вызывало в Миличе недовольство собой, мистическую веру в приближение конца мира. Его проповедь нажила ему массу врагов; ему пришлось ехать для объяснений с папой в Авиньон. Здесь, не дождавшись конца своего дела, М. умер в 1374 г. Сочинения его были сожжены в 1410 г.; сохранились лишь "Postilla a wýklady na Ewangelia weyročnj" и "Knihy о zarmoucenjch welikých cjrkwe swatè, o Antikristowi a gehosedmi ranach" (напечатана в первый раз в Праге, 1542). Позднейшие чешские реформаторы (Матвей Яновский, Фома Штитный и др.) признавали, что М. имел на них огромное влияние.

    Биографию М. см. Balbini, "Miscellan. hist. regni Bohemiae" (Прага, 1662, dec. I, кн. IV, ч. II); Палацкий, в 3 т. 1 ч. "Истории Чехии" (по-чешски); Jordan, "Vorläufer d. Hussitenthums in Böhmen" (Лейпциг, 1846.).

    А. Л—ий.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    из Кромержижа (Milič z Kroměřiže) Ян (г. рождения неизвестен — умер 1.8.1374, Авиньон), чешский проповедник, представитель бюргерской оппозиции, предшественник Я. Гуса.В 1358—62 на службе в королевской канцелярии, в 1362 каноник, в 1363 отказался от должности, доходов, привилегий и стал священником-аскетом. В страстных проповедях (преимущественно на чешском языке) М. обличал паразитизм, стяжательство, симонию (См. Симония), упадок нравов духовенства (особенно монашества, предлагал закрыть монастыри). Выдвинул идею секуляризации церковного имущества и требование общей реформы церкви. Но М. полагал, что со злом можно бороться, не порывая с церковно-католической иерархией. Неоднократно подвергался гонениям, был заключён (1374) в темницу в Авиньоне.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    МИЛИЧ

    из Кромержижа (Milí č z Kroměř íže) (ум. в 1374) - чешский идеолог и писатель, подготовивший идейную почву для гуситского революц. движения. Будучи прелатом, отказался от сана и стал проповедником аскетически- морализирующего направления в гусизме. Не расходясь теоретически с учением римско-католич. церкви, М. объективно содействовал подготовке революц. движения, обличая беззакония и проповедуя обмирщение церкви. Несмотря на преследования, М. выступал за созыв всеобщего церк. собора для реформы церкви. Учениками и последователями М. были Матвей из Янова и Фома Штитный.

    Соч.: Libellus de Antichristo, 1367, опубл. в "Věstnik Kralovskte ] Cěsk [e ] společnost [i ] nauk", Tř ída filosoficko-historicko-jazykozpytna, 1890, S. 325-36; list k papeži Urban [u ] V, 1367, опубл. там же, стр. 318-25; нов. изд.- Poslání papeži Urbanu V. Spisek о Antikristovi, přeložil F. Loskot, Praha, 1948.

    Лит.: Palacký F., Dějiny narodu českého..., dl 3, č. 1, Praha, 1850; Kybal V., Miličuv sen, в кн.: Sborník prací historických. К šedesátým narozeninám J. Golla, Praha, 1906; Novotny V., Nábozenské hnutí české ve 14. a 15. stol., č. 1, Praha, [1915 ]; Machovec M., Husovo učení a význam v tradici českého národa, Praha, 1953.

    M. Маховец. ЧССР.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    из Кромержижа (Milíc z Kromeríze), Ян (ум. 1.VIII.1374) - чеш. проповедник, представитель бюргерской оппозиции, предшественник Я. Гуса. В 1358-62 - на службе в королевской канцелярии, в 1302 - каноник, в 1363 отказался от должности, доходов, привилегий и стал священником-аскетом. В страстных проповедях (преим. на чеш. яз.) М. обличал паразитизм, стяжательство, симонию, упадок нравов духовенства (особенно монашества, предлагал закрыть монастыри). Богатству и упадку нравов современного ему духовенства М. противопоставлял бедность и простоту первоначального христианства. Требовал критич. подхода к Библии. Выдвинул идею секуляризации церк. имущества и требование общей реформы церкви. М. полагал, что со злом можно бороться личным примером, ведя аскетич. образ жизни и не порывая с церк.-католич. иерархией. Возлагал надежды в деле всеобщего исправления на папу и созыв церк. собора. М. неоднократно подвергался гонениям, был заключен (1374) в темницу в Авиньоне.

    Лит.: Мацек Й., Гуситское революц. движение, пер. с чеш., М., 1954; Machovec M., Husovo ucení а význam v tradici ceského národa, Praha, 1953.

    Б. Т. Рубцов. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия