I
Автоблокиро́вка
автоматическая блокировка, автоматическое изменение режима работы объекта для предотвращения аварии; совокупность автоматических устройств, исключающих возможность ошибочных действий при управлении работой машин, аппаратов и приборов. Например, А. автоматической станочной линии останавливает её при разладке или нарушении режима работы одного из станков. В электрическом реле под А. понимают включение части контактов данного реле, обеспечивающее автоматическое поддержание его нового состояния. См. также Автоблокировка железнодорожная.
IIАвтоблокиро́вка
железнодорожная, система регулирования движения поездов на перегонах и ограждения последних путевыми светофорами, показания которых изменяются автоматически под воздействием самих движущихся поездов. При А. межстанционные перегоны делят проходными, автоматически действующими светофорами на отдельные блок-участки длиной 1—3 км и организуют попутное движение поездов с минимальными по условиям безопасности интервалами между ними. Для автоматического действия проходных светофоров в пределах каждого блок-участка устраивают электрические рельсовые цепи, которые между собой разделяются изолирующими стыками. В каждую рельсовую цепь с одного конца включают источник питания, с другого — путевое реле, которое управляет контактной системой включения светофоров. При свободном блок-участке ток от путевой батареи по рельсам замыкается через обмотку путевого реле, включая цепи разрешающего (зелёного) огня на светофоре. При вступлении первых колёс поезда на рельсовую цепь путевое реле переключает на светофоре разрешающий огонь на запрещающий (красный). С помощью рельсовых цепей контролируют также целость рельсов: в случае лопнувшего или изъятого рельса путевое реле выключается и на светофоре появляется красный огонь.
На железных дорогах СССР внедряют: проводную А. постоянного тока — на участках с тепловозной тягой, и беспроводную, кодовую А. переменного тока — на участках с электрической тягой. В проводной системе связь между перегонными светофорами осуществляют по двухпроводным линейным цепям и включением в них линейных реле. В кодовой А. перегонные светофоры связывают через рельсовые цепи, кодируемые сигнальными кодами (З — зелёного огня; Ж —жёлтого огня; КЖ — красного огня с жёлтым).
Сами по себе устройства А. не устраняют возможности проезда запрещающих сигналов при плохой видимости огней светофоров или потере бдительности машинистом. Поэтому А. дополняют авторегулирующими средствами в виде автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа и Автостопов. Совокупность этих устройств составляет единую авторегулирующую систему, которой оборудуют все крупные магистральные линии железных дорог СССР. Такая система повышает безопасность движения поездов и увеличивает пропускную способность перегонов по сравнению со старыми системами (жезловой системой, телеграфным способом и полуавтоматической блокировкой): однопутных на 20—30% , двухпутных в 2—3 раза. На железнодорожном транспорте А. применяется с 1910 (США), в СССР — с 1930. См. также статью Железнодорожная автоматика и телемеханика.
Лит.: Казаков А. А., Автоблокировка, автоматическая локомотивная сигнализация и автостопы, М., 1964; Путевая блокировка и авторегулировка, М., 1966; Казаков А. А. и Давыдовский В. М., Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте М., 1967.
А. А. Казаков.
АВТОБЛОКИРО́ВКА, -и, жен. Автоматическая система связи для регулирования движения поездов.
| прил. автоблокировочный, -ая, -ое.
-и, ж.
1. ж.-д.
Система автоматической сигнализации для регулирования движения поездов.
2.
Совокупность автоматических устройств, обеспечивающих предотвращение аварий или ошибок при работе машин, аппаратов, приборов.
I
ж.Автоматическое устройство, обеспечивающее предотвращение аварий при работе машин, аппаратов, приборов.
II
ж.Автоматическая система регулирования движения поездов по сигналам светофоров.
АВТОБЛОКИРОВКА - автоматическое изменение режима работы машины, прибора, системы (вплоть до полной остановки), вызванное внезапным нарушением нормальных условий их функционирования; совокупность технических средств, автоматически осуществляющих такое изменение режима. Применяется для защиты персонала при возникновении аварийных ситуаций, для предотвращения выпуска брака при разладке и поломке технологической машины, для обеспечения безопасности движения.
АВТОБЛОКИРОВКА железнодорожная - система регулирования движения поездов по сигналам автоматических светофоров, работающих под воздействием самих поездов (посредством электрических сигналов, проходящих по рельсам).
жен.;
ж.-д. automatic block systemж. ж.-д. automatic block system.
f.automatic block system
ж. ж.-д.
blocage m automatique, block m automatique
ж. ж.-д.
autobloqueo m; sistema bloc de señales
ж.
blocco m automeccanico, chiusura automatica
АВТОБЛОКИРО́ВКА -и; ж.
1. Ж.-д. Система регулирования движения поездов на перегонах по сигналам светофоров, работающих под воздействием самих поездов.
2. Совокупность автоматических устройств, обеспечивающих остановку работы машины, аппарата, прибора в случае какой-л. ошибки или аварии.
◁ Автоблокиро́вочный, -ая, -ое. А-ое устройство.
* * *
автоблокиро́вкаавтоматическое изменение режима работы машины, прибора, системы (вплоть до полной остановки), вызванное внезапным нарушением нормальных условий их функционирования; совокупность технических средств, автоматически осуществляющих такое изменение режима. Применяется для защиты персонала при возникновении аварийных ситуаций, для предотвращения выпуска брака при разладке и поломке технологической машины, для обеспечения безопасности движения.
автоматич. изменение режима работы машины, прибора, системы (вплоть до полной остановки), вызванное внезапным нарушением норм, условий их функционирования; совокупность технич. средств, автоматически осуществляющих такое изменение режима. А. применяется на пром. пр-тиях и на транспорте для защиты рабочих и оборудования при возникновении аварийных ситуаций или неправильных действиях обслуживающего персонала, для предотвращения выпуска брака при разладке или поломке технологии, машин, для обеспечения безопасности движения (см., напр., Автоблокировка железнодорожная) и др.
автоблокиро́вка ж.
1. (автоматическое изменение режима работы или останов в аварийной или предаварийной ситуации) (automatic) lock-out (feature), safety interlock
автоблокиро́вка остана́вливает обору́дование до устране́ния наруше́ния режи́ма — the lockout feature (e. g., a locking-out relay ) shuts down and holds the equipment out of service until the abnormal condition is cleared
автоблокиро́вка сраба́тывает в слу́чае наруше́ния режи́ма рабо́ты — the lock-out feature (e. g., a locking-out relay ) functions on the occurrence of abnormal conditions
2. (в реле)
1) (механическим способом) (automatic) latching
2) (магнитным или электрическим способом) (automatic) locking
встава́ть на автоблокиро́вку — be latched [be locked] in the operated position
3. ж.-д. (automatic) block system
абсолю́тно-разреши́тельная автоблокиро́вка — absolute permissive (automatic) block system
двусторо́нняя автоблокиро́вка — either-direction (automatic) block system
двухпу́тная автоблокиро́вка — double-line [double-track] (automatic) block system
ко́довая автоблокиро́вка — coded current (automatic) block system
непреры́вная автоблокиро́вка — continuous (automatic) block system
однопу́тная автоблокиро́вка — single-line [single-track] (automatic) block system
односторо́нняя автоблокиро́вка — single-direction [single-track] (automatic) block system
полуавтомати́ческая автоблокиро́вка — semi-automatic block system
проводна́я автоблокиро́вка — (automatic) wire block system
то́чечная автоблокиро́вка — intermittent (automatic) block system
* * *
automatic block system
ж.
blocc(aggi)o m automatico, autobloccaggio m
техн.
автоблокува́ння, автоблоко́вання
- двухпутная автоблокировка
- непрерывная автоблокировка- точечная автоблокировка
техн.
автоблокува́ння, автоблоко́вання
- двухпутная автоблокировка
- непрерывная автоблокировка- точечная автоблокировка
автоматическое изменение режима работы объекта для предотвращения аварии, осуществляемое совокупностью автоматических устройств, исключающих возможность ошибочных действий при управлении работой машин, аппаратов и/или приборов.
автоматическое изменение режима работы машины (вплоть до полной остановки), прибора, технической системы, вызванное внезапным нарушением нормальных условий их функционирования; совокупность технических средств, осуществляющих такое изменение режима. А. применяется для защиты персонала при возникновении аварийных ситуаций, для обеспечения безопасности движения.