Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Иосиф Иванович) — публицист, более известный под псевдонимом Юзова; род. в 1848 г., происходил из дворян Ковенской губернии, по вероисповеданию лютеранин, получил образование в Киевской гимназии и в Киевском университете, где, однако, не окончил курса. Увлеченный студенческими волнениями конца шестидесятых и начала семидесятых годов, он сделался одним из самых убежденных представителей народничества, как особого общественно-политического направления, одинаково враждебного либерализму и бюрократии. Свои молодые годы он провел в самоотверженных попытках осуществить свои идеалы в жизни; он участвовал в "хождении в народ", скитался по разным местам России, в качестве простого сельского работника, и должен был в течение нескольких лет скрываться под разными именами, подвергаясь всевозможным приключениям и опасностям. Выступив в литературе в конце 70-х годов под псевдонимом Юзова, он обратил на себя внимание своей настойчивою проповедью народнических идей в газете "Неделя"; наибольший успех имела его статья об "Уме и чувстве, как факторах прогресса". где он впервые пытался теоретически обосновать принципы народничества. В 1881 г. он издал отдельной книгой свои этюды о "Русских диссидентах" (раскольниках), напечатанные раньше в "Слове" и в других журналах. В этой небольшой книге, богатой фактическими сведениями, он проводит ту мысль, что между народом и государственной властью существовал антагонизм, который и выразился в расколе, и что до сих пор еще значительная часть населения упорно отвергает начала, положенные в основу современного общественного строя. Раскол является, по его мнению, "протестом русского народа против татарско-немецких нововведений, не соответствовавших ни характеру, ни благу народа". В 1882 г. вышла его кн. об "Основах народничества", составившаяся из переработанных им публицистических, философско-критических и полемических статей, помещенных в "Неделе". В этом сочинении К. восстает главным образом против предполагаемых притязаний интеллигенции "мудрить над народом", навязывать ему новые формы быта, независимо от желаний и мнений народной массы. Элемент чувства играет более важную роль в народной жизни и истории, чем знание и понимание; в области чувства простой народ сильнее и богаче интеллигенции, так как в нем крепко держатся инстинктивные влечения к правде и справедливости; поэтому — заключает К. — образованные классы не должны претендовать на руководительство народной жизнью. После издания этой книги Каблиц получил возможность принять свое настоящее имя: его прежние политические увлечения были забыты, ввиду его спокойной и безобидной литературной деятельности, не представлявшей ничего предосудительного с официальной точки зрения. В 1885 году он выпустил новую книжку, под заглавием: "Интеллигенция и народ в общественной жизни России"; позднее он переработал и значительно дополнил эту книгу, в виде второй части "Основ народничества" (1893), после того как первое сочинение под этим заглавием дождалось второго издания (1888). В последние годы своей жизни К. состоял на службе, по ведомству государственного контроля; он умер 4 августа 1893 г.

    Труды Каблица грешат отчасти отсутствием системы, односторонностью некоторых взглядов и выводов, избытком полемики, направленной по неверному адресу, но зато проникнуты замечательной горячностью и убежденностью тона. Каблиц олицетворял собою интересный тип "народника" семидесятых годов, и литературная деятельность его представляет любопытный материал для характеристики умственного движения целой эпохи, недостаточно еще освещенной в нашей печати. По своему темпераменту, по складу ума и характера, К. был прежде всего человек борьбы, и таким он оставался и в литературе. В первом трактате о народничестве нападки на мнимых врагов народа занимают еще сравнительно мало места; полемика становится резче в книжке "Интеллигенция и народ", еще более усиливается во втором издании "Основ" и доходит почти до болезненной страстности в последнем труде его — второй части "Основ". По мере того как отодвигается в прошлое период юношеских надежд и порывов, все сильнее выступает потребность заменить чем-нибудь былые увлечения и создать себе хотя бы иллюзию борьбы во имя прежних идеалов. — Каковы бы ни были недостатки рассуждений К., нельзя, однако, не признать, что он создал особую доктрину народничества (см.) и из стихийного тяготения к народной массе вывел общие принципы, которые разрабатывал и защищал до конца своей жизни.

    Л. Слонимский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (литературный псевдоним — Юзов)

    Иосиф Иванович [30.6 (12.7).1848, Требишкис, ныне Радвилишкского района Литовской ССР, — 4 (16).10.1893, Петербург], русский публицист, народник. Из дворян. В 1-й половине 70-х гг. участвовал в народнических кружках, в «хождении в народ» (См. Хождение в народ). Организовал в Петербурге кружок «вспышкопускателей» (1874), который ставил своей задачей возбуждение местных крестьянских восстаний с целью революционизирования масс. С конца 70-х гг. сотрудничал в журналах «Неделя», «Слово», «Мысль». В 80-х гг. отрекся от своего революционного прошлого. Основные труды — «Основы народничества» (1882, 2-е изд. 1888) и «Интеллигенция и народ в общественной жизни России» (1885, 2-е дополненное и переработанное изд. вышло в 1893 как 2-й том первого труда). Смыкаясь в ряде выводов с откровенными реакционерами, К. занимал в народничестве (См. Народничество) крайне правую позицию, не разделявшуюся большинством народников.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Советская историческая энциклопедия

    (лит. псевд. - Юзов), Иосиф Иванович (1848 -4.VIII.1893) - рус. народник. Из дворян Ковенской губ. В нач. 70-х гг. участвовал в работе народнич. кружков, ходил в народ. От нелегальной антиправительств. деятельности эволюционировал к крайне правому крылу либерального народничества. В печати выступал с кон. 70-х гг. Гл. работы К. - "Основы народничества" (1882) и "Интеллигенция и народ в общественной жизни России" (1885), составившая в переработанном виде вторую часть "Основ народничества" (ч. 1-2, 2 изд., 1888-93). Лит. трудам К. свойственны крайний национализм, антисемитизм, ненависть к революц. интеллигенции и науч. прогрессу. Взгляды К. (Юзова) были подвергнуты уничтожающей критике В. И. Лениным. Работы К. имеют ценность лишь как источник по изучению истории обществ. мысли в России и эволюции народничества.

    Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 251); Фигнер В., Полное собр. соч., 2 изд., т. 1, М. 1932.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия