Словарь Брокгауза и Ефрона

    известный актер и писатель (1760—1812), род. в Москве в купеческой семье; учился в гимназии при Моск. университете, в 1776 г. "произведен в студенты". По окончании курса вместе с П. И. Страховым (см.) П. устроил при университете театр, на котором в первый раз сыграли "Дмитрия Самозванца" Сумарокова. В год окончания курса в унив. (1779) П. был принят на службу дирекции Имп. театров на "первые роли и характеры". П. прослужил 32 года, до 1793 г. в СПб., затем до кончины в Москве. П. преподавал также в Академии худож. и Первом кадетском корпусе русскую словесность "по собственному своему начертанию", в Горном корпусе — риторику "своего собственного сочинения", в Москве учил декламации в Благородном пансионе при Моск. унив., заведовал частными театрами тогдашних вельмож П. М. Волконского и А. Н. Дурасова (в его имении Люблине). Более всего П. удавались цари трагедии и вообще лица, исполненные достоинства и нравственного величия, к чему подходила и его высокая фигура, благородное, выразительное лицо, и великолепные голосовые средства. Свои досуги П. посвящал литературе. В 1816 г. изданы в СПб. "Сочинения П.". Избранный в члены вновь учрежденного (1811) Общества любителей российской словесности, П. один из первых ответил на предложенную обществом тему: "Почему трагедии древних греков основаны не на любовной страсти и лучше ли они французских". В своих статьях П. ратует за русскую народность, хотя и не отрицает значения и важности для нас зап. образованности; он убеждает лишь не класть в основу русской образованности чужие начала. Русская жизнь, по мнению П., — неисчерпаемый источник для произведений искусства; он пропагандирует самобытное искусство, народную музыку и, вообще, самостоятельное развитие России. П. смотрит на театр, как на "забаву, исправляющую нравы" ("Театр"). Из драматических произведений П. были поставлены на сцену трагедия "Рюрик", "Ермак — покоритель Сибири" (М., 1806), "Тахмас Кулыхан". Большим успехом пользовались его комедии "Бобыль" (СПб., 1815) и "Мельник и Сбитеньщик — соперники" (СПб., 1793, 2 изд., 1815). Другие драматич. произведения П.: трагедия "Дружество" (СПб., 1783), драмы "Барский проступок", "Граф Вальтрон или воинская подчиненность" (СПб., 1816), "Ленса или дикие в Америке", комедии "Братья Своеладовы" (СПб., 1816), "Чистосердечие", "Парик", "Сговор Кутейника" (СПб., 1779; 2-ое изд., 1821). Более всего выдаются "Бобыль" и "Сиделец" (СПб., 1807), как попытки самобытной драмы. "Бобыль" еще в 1850-х гг. шел на московской сцене. Ср. Ильин, "О П." ("Вестник Европы", 1816, № 10); П. В. Победоносцев, "Воспоминания о П." (М., 1818); А. Сиротинин, "П. — актер и писатель прошлого века" ("Исторический вестник", 1891, авг.); И. Ф. Горбунов, "П. А. П." ("Русский вестник", 1892, март); "Архив дирекции Имп. театров" (отд. III, СПб., 1892); М. Н. Макаров, "П. А. П." ("Репертуар", 1841, кн. XI); Ф. Кони, в "Репертуаре и Пантеоне" (1850, П); в ст. "Я. Е. Шушерин" ("Семейная хроника" С. Т. Аксакова); "Записки" С. Н. Глинки (СПб., 1895) и С. П. Жихарева (М., 1891); "Вчера и сегодня", сборник гр. Соллогуба (в ст. Г. П. Каменева, СПб., 1845); "Русская Талия", альманах на 1825 г. Ф. Булгарина; А. Ярцев, в биографии Волкова (в "Биографич. библиотеке" Ф. Павленкова).

    Ум.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Плавильщиков Петр Алексеевич [24.3(4.4).1760, Москва,‒ 18(30).10.1812, с. Хонеево, ныне Бежецкий район Калининской области], русский актёр и драматург. Окончил Московский университет (1779). В 1779‒1793 был актёром Петербургского театра (в 1787‒1793 инспектор труппы). Затем перешёл на московскую сцену. Исполнял роли в трагедиях: Ярб («Дидона» Княжнина), Эдин («Эдип в Афинах» Озерова). С успехом выступал в бытовой комедии и мещанской драме: Правдин и Скотинин («Недоросль» Фонвизина), Беверлей («Беверлей» Сорена) и др. П. призывал к изображению в искусстве «третьего сословия» ‒ мещанства, купечества (программные статьи в журнале «Зритель», 1792, издание П. совместно с И. А. Крыловым). Лучшие комедии П.‒ «Бобыль» (постановка 1790), «Сиделец» (постановка 1803), посвящена крестьянскому и купеческому быту. Ему принадлежат также трагедии «Рюрик» (под названием «Всеслав» постановки 1791), «Ермак, покоритель Сибири» (1803) и др.

    Лит.: Кулакова Л. И., П. А. Плавильщиков, М.‒ Л., 1952.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ПЛАВИЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич (1760-1812) - российский актер, драматург. В 1779-93 в Санкт-Петербурге, затем в московских театрах. Выступал в трагедиях, в бытовой комедии и мещанской драме. Автор комедий из крестьянского и купеческого быта: "Бобыль" (постановка 1790), "Сиделец" (постановка 1803) и др.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Плави́льщиков Пётр Алексеевич

    (1760—1812), актёр, драматург. Брат В. А. Плавильщикова. В 1779—93 в петербургских, затем в московских театрах. Выступал в трагедиях, с наибольшим успехом в бытовой комедии и мещанской драме. Автор комедий из крестьянского и купеческого быта: «Бобыль» (постановка 1790), «Сиделец» (постановка 1803) и др.

    * * *

    ПЛАВИЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич

    ПЛАВИ́ЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич (1760—1812), российский актер, драматург. В 1779—93 в Санкт-Петербурге, затем в московских театрах. Выступал в трагедиях, в бытовой комедии и мещанской драме. Автор комедий из крестьянского и купеческого быта: «Бобыль» (постановка 1790), «Сиделец» (постановка 1803) и др.

    * * *

    ПЛАВИ́ЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич [24 марта (4 апреля) 1760, Москва — 18 (30) октября 1812, село Хонеево, ныне Бежецкий район Тверской области], русский актер и драматург.

    На петербургской сцене

    Родился в московской купеческой семье; в 1758 поступил в гимназию Московского университета, в 1776 стал его студентом; примерно с 1777 участвовал в любительских спектаклях. В мае 1779 поступил на петербургскую Императорскую сцену актером «на первые роли и характеры в трагедиях, комедиях и драмах»: Росслав — «Росслав» (1784), Секст — «Титово милосердие» (1785), Ярб — «Дидона» (1785), Владисан —»Владисан» (1789) Я. Б. Княжнина(см. КНЯЖНИН Яков Борисович); Оскольд — «Семира» (1791) А. П. Сумарокова(см. СУМАРОКОВ Александр Петрович); Правдин — «Недоросль» (1782) Д. И. Фонвизина(см. ФОНВИЗИН Денис Иванович); Клишин-дядя — «Школа злословия» (1793) Р. Б. Шеридана(см. ШЕРИДАН Ричард) и др.

    В начале 1790-х годов Плавильщиков преподавал в Академии художеств «русскую словесность» и в Горном корпусе «риторику». В 1787 он стал инспектором русской труппы.

    Природные данные и особенности актерской игры

    Плавильщиков обладал «привлекательной» и вместе с тем «мужественной» наружностью; имел «светлый и благозвучный», но одновременно и сильный, голос; уделял большое внимание созданию внешнего облика своего сценического героя, особенно костюму. Игра его отличалась повышенной эмоциональностью, и в то же время он тяготел к «натуральности», то есть пытался отвергать многие приемы классицистского актера, однако, следуя за «натуральным» состоянием своего героя, он иногда в самых сильных сценах терял «равновесие в игре своей» и его герои впадали «в чувственное негодование». В комедиях же и драмах, «когда сбрасывал тогу», Плавильщиков становился «человеком», то есть естественным.

    На московской сцене

    В июле 1793 Плавильщиков оставил императорскую сцену и перешел на первые роли в московский театр Медокса: Клердон — «Безбожный» (1793) И. В. Браве, Добросердов — «Отец семейства» (1794) Н. Н. Сандунова («по расположению» О. Геммингена-Гронберга), Пастор — «Сын любви» (1796) А. Коцебу, барон Мейнау — «Эйлалия Мейнау, или Следствия примирения», (1794) Ф. В. Циглера, Тит — «Титово милосердие» (1794) Я. Б. Княжнина(см. КНЯЖНИН Яков Борисович) и др.

    В начале 19 в. некоторое время опять играл на Петербургской сцене, где самой значительной ролью был Эдип — «Эдип в Афинах» В. А. Озерова(см. ОЗЕРОВ Владислав Александрович).

    Обучал актеров многих домашних театров (Н. П. Шереметева(см. ШЕРЕМЕТЕВ Николай Петрович), П. М. Волконского, Д. Е. Столыпина, Н. А. Дурасова).

    Литературная деятельность

    Литературную деятельность начал с 1782: издавал журнал «Утра», в 1792 совместно с И. А. Крыловым(см. КРЫЛОВ Иван Андреевич) — «Зритель», где помещал свои статьи о театре. Написал несколько трагедий: «Всеслав» (1791, издана под названием «Рюрик» в 1816), «Ермак, покоритель Сибири» (1806); среди лучших комедий: «Бобыль» (1790), «Сиделец» (1804).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: