Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Мамонт Викторович) — драматический актер. Настоящая фамилия его — Неелов. Род. в 1865 г. Начал артистическую деятельность в провинции с 1885 г. В 1890 г. был принят на сцену Александринского театра, где и выступил в роли Жадова ("Доходное место"), сразу завоевал крупный успех и в течение 10 лет занимал амплуа героя и драматического любовника. Искренность тона, красивый голос, выразительность мимики — вот отличительные черты его крупного дарования. В феврале 1900 г. Д. вышел в отставку и предпринял с собственной труппой ряд гастролей по провинции. Наиболее удачные роли Д.: Жадов ("Доходное место"), Незнамов ("Без вины виноватые"), Рогожин ("Идиот"), Чацкий, Дмитрий Самозванец.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Да́льский (настоящая фамилия — Нестеренко)

    Владимир Михайлович [р. 22(5).5.1912, Никополь], украинский советский актёр, народный артист СССР (1960). В 1930—32 учился в Киевском музыкально-драматическом институте. Работал в Харьковском ТЮЗе, Харьковском драматическом театре им. Т. Г. Шевченко, драматических театрах Советской Армии (Киев, Одесса, Львов). С 1957 в труппе Украинского драматического театра им. И. Я. Франко (Киев). Среди лучших ролей: Шельменко («Шельменко-денщик» Квитки-Основьяненко), Морж, Гроза, Кирилл Сергеевич («Почему улыбались звёзды», «Страницы дневника», «Память сердца» Корнейчука), Минутка («Победители» Чирскова), Крутицкий («Не было ни гроша, да вдруг алтын» Островского), Сиплый («Оптимистическая трагедия» Вишневского), Мартын Боруля («Мартын Боруля» Карпенко-Карого). Д. обладает ярким комедийным дарованием; острая внешняя выразительность сочетается в его сценических образах с психологически углублённой трактовкой роли.

    Лит.: Снегирева Н. Н., Владимир Михайлович Дальский, К., 1965.

    В. М. Дальский.

    II

    Да́льский (настоящая фамилия Неелов)

    Мамонт Викторович (1865, Кантемировка, ныне Полтавской обл., — 21.6.1918, Москва), русский актёр. Родился в семье помещика. С 1885 играл в театрах Вильнюса, Ростова, Новочеркасска. В 1890—1900 актёр Александрийского театра в Петербурге. Игра Д. отличалась стихийным темпераментом и в то же время простотой, естественностью. Особенно близки дарованию Д. были герои, исполненные сильных, необузданных страстей, гонимые обществом и вступающие с ним в резкий, непримиримый конфликт. Лучшие роли: Чацкий («Горе от ума» Грибоедова), Незнамов («Без вины виноватые» Островского), Рогожин («Идиот» по Достоевскому), Гамлет и Отелло («Гамлет», «Отелло» Шекспира), Карл Моор («Разбойники» Шиллера) и др. С 1900 Д. выступал как актёр-гастролёр в различных провинциальных и столичных театрах.

    Лит.: Юрьев Ю. М., Записки, Л. — М., 1948; Ходотов Н., Близкое — далёкое, Л. — М., 1962.

    М. В. Дальский в роли Чацкого. «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Сексологическая энциклопедия

    (наст.фамилия Неелов) Мамонт Викт. (1865-1918), рус. актёр. Яркий представитель петербургской богемы кон. 19- нач. 20 вв.

  5. Источник: Сексологическая энциклопедия