«Аскетизм»

Аскетизм в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Аскетизм»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толковый словарь Ушакова
  6. Толковый словарь Ефремовой
  7. Большой энциклопедический словарь
  8. Современная энциклопедия
  9. Сексологическая энциклопедия
  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  11. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  17. Энциклопедия Кольера
  18. Философская энциклопедия
  19. Новейший философский словарь
  20. Энциклопедический словарь
  21. Советская историческая энциклопедия
  22. Буддизм
  23. Энциклопедия социологии
  24. Социологический словарь
  25. Толковый словарь по социологии
  26. Большой Энциклопедический словарь

    Большая Советская энциклопедия

    (от греч. asketes — упражняющийся в чём-либо; отшельник, монах)

    ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, А. является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей. Истоки А. обнаруживаются уже в первобытном обществе (где А. обусловливался суровыми условиями существования), например в инициациях (См. Инициации).Значит.развития А. достиг в восточных религиях (Брахманизм, Джайнизм, Индуизм, Буддизм, древнеиудейские секты-терапевты, Ессеи), в религиозно-философских течениях Древней Греции (орфики, пифагорейцы). Мотивация А. в различных религиозно-философских учениях различна. Так, А. киников (См. Киники) определялся их идеей свободы от потребностей и общественных связей; в дуалистических религиозных учениях, рассматривающих тело и материальность как «темницу души», А. выступает как путь преодоления плоти, освобождение от неё (особенно в манихействе (См. Манихейство)). В сущности же, в антагонистическом обществе религиозный А. имеет классовый смысл. Возведение церковью А. в принцип добродетели уводит народные массы от борьбы за улучшение их материального положения, умаляет в их глазах значение собственности, которой обладают господствующие классы в эксплуататорском обществе.

    Наиболее частые формы А.: отшельничество, посты, безбрачие, различные самоистязания. В эпоху первоначального накопления капитала (См. Первоначальное накопление капитала) буржуазные религии отвергали А. (в первую очередь как «отрешение от мира»), в протестантизме (лютеранство, кальвинизм, пуританизм) формируется т. н. мирской А., «... весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости» (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378). Совершенно другим по социальному смыслу был А. плебейский и пролетарский, который «... мы обнаруживаем во всех средневековых восстаниях, носивших религиозную окраску, и в новейшее время на начальной стадии каждого пролетарского движения» (там же, с. 377), — этот А. являлся протестом против эксплуататорского строя. Проповедь А. идеологами ранних революционных крестьянских движений была связана с требованием имущественного равенства, с борьбой против роскоши господствующего классов. С развитием производительных сил и ростом революционности пролетариат постепенно освобождается от религиозно-аскетической идеологии; плебейско-пролетарский А., поскольку он остаётся религиозным, вырождается в мелкобуржуазную идеологию и поддерживается главным образом в сектантстве (См. Сектантство). Проповедь А., которая ведётся сектантскими элементами в революционном движении некоторых стран, отличающихся особенно низким жизненным уровнем населения, противоречит коммунистической морали. Отдавая должное революционной самоотверженности, стойкости и героизму в борьбе за социальный прогресс, за коммунизм, марксистско-ленинская этика отвергает попытки умалить ценность земной жизни, игнорировать задачи достижения полного удовлетворения духовных и материальных потребностей личности на базе социализма и коммунизма. Коммунистические идеологии, ставящей целью всестороннее и гармоничное развитие человека, А. глубоко чужд.

    В. Павлов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. аскети́зм;
    2. аскети́змы;
    3. аскети́зма;
    4. аскети́змов;
    5. аскети́зму;
    6. аскети́змам;
    7. аскети́зм;
    8. аскети́змы;
    9. аскети́змом;
    10. аскети́змами;
    11. аскети́зме;
    12. аскети́змах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    АСКЕТИ́ЗМ, -а, муж. Строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.

    | прил. аскетический, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    Религиозно-этическое учение, проповедующее подавление потребностей человека и «умерщвление плоти» для достижения нравственного совершенства.

    ||

    Крайнее воздержание, отказ от жизненных благ и удовольствий.

    Он был далек от аскетизма и отрешенности от мира. Воронова, Шадр.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    АСКЕТИ́ЗМ, аскетизма, мн. нет, муж. (книжн.). Крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствий, свойственное аскету. Следует воздерживаться от излишеств, но нет необходимости впадать в аскетизм.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Религиозное учение, проповедующее крайнее воздержание, умерщвление плоти как путь к достижению нравственного совершенства, путь к общению с Богом [Бог I]; религиозное подвижничество.

    II

    м.

    1.

    Отказ от жизненных благ и удовольствий; крайнее воздержание во всём.

    2.

    перен.

    Намеренная скупость в использовании изобразительных средств в искусстве.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    АСКЕТИЗМ (от греч. asketes - упражняющийся в чем-либо) - ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (напр., киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение "сверхъестественных способностей" (йога), в христианстве - соучастие в "страданиях" Христа. Нередкий мотив аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы и др.).

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    АСКЕТИЗМ (от греческого asketes - упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п. Характерен для практики различных религий (монашество и т.п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение "сверхъестественных способностей" (йога), в христианстве - соучастие в "страданиях" Христа.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Сексологическая энциклопедия

    ограничение или подавление чувственных желаний; добровольное перенесение физической боли, одиночества, лишений и др., присущее религиозному и философскому мировоззрению. На практике А. выражается в различных формах сектантства, столпничества, принятия схимы, отказа от половой жизни и др.

  17. Источник: Сексологическая энциклопедия



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. asceticism, austerity, sternnessasceticism

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Askese f

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    аскетизмAskese {f}

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    аскетизм м Askese f

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    ascétisme m

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    ascetismo m

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    ascetismo

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Энциклопедия Кольера

    принципы или образ жизни аскета. Термин восходит к греческому слову ascesis, что означает, собственно, тренировку атлетов; стоики применили его к нравственному самосовершенствованию. Аскетическая практика (аскеза) характерна для многих религий и культурных традиций, включая анимизм, ислам, буддизм и др. Часто в ее основе лежит дуалистическое мировоззрение, согласно которому существует непреодолимая пропасть между духом и материей, причем последняя обычно рассматривается как зло и источник зла. Самоистязания, посты, воздержание от определенных видов пищи, отказ от роскоши и от всего, что доставляет радость и удовольствие, соблюдение молчания и пр. являются наиболее распространенными формами аскезы. Христианские аскеты, прибегая к подобного рода умерщвлению плоти, руководствуются стремлением к нравственному и духовному совершенству. Их цель - обуздание человеческой греховности и превращение тела в инструмент, пригодный для жизни в подражании Христу, так что строгость жизни и покаяние рассматриваются ими лишь как средства для достижения этой цели. Чрезмерное умерщвление плоти иногда считалось (и продолжает считаться) особой заслугой или средством искупления греха, однако подобные взгляды представляют собой отклонение от подлинного христианского аскетизма.

    ЛИТЕРАТУРА

    Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

  33. Источник: Энциклопедия Кольера



  34. Философская энциклопедия

    АСКЕТИЗМ

    (от греч. askesis — упражнение, подвиг, asketes — подвижник) — пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. В простых формах А. предполагает ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п.; в более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.п. для обеспечения приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного мира над реальным миром. Понятый широко, А. имеет онтологические основания, поскольку опирается на реально существующее мировоззренческое представление о структуре мира, его частях и их взаимных связях. Возвеличение идеального мира, входящее в суть А., предполагает предельно широкое утверждение основных ценностей этого мира в реальном мире.

    А. представляет собой одну из основных характеристик коллективистических обществ (средневековое общество, коммунистическое общество и т.п.) и коллективистических общностей (армия, церковь, тоталитарная религиозная секта или политическая партия и т.п.) (см. Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество ). В коллективистических обществах А. считается одним из важных средств, обеспечивающих переход от существующего социального строя к гораздо более совершенному обществу, своего рода «раю на небесах» или «раю на земле».

    В А. можно выделить его материальную и духовную составляющие. Материальный А. обычно предполагает отрицание или хотя бы порицание собственности, отрицание семьи или по меньшей мере резкое умаление ее роли в обществе, подразделение потребностей человека на естественные и искусственные и принижение последних и т.п. Духовный аскетизм может включать отказ от многих духовных и интеллектуальных потребностей или даже превознесение нищеты духа, ограничение участия в духовной или интеллектуальной жизни своего времени, отказ от осуществления своих гражданских и политических прав и т.п. Граница между материальным и духовным А. является относительной.

    Платон, создавший первую последовательную и хорошо аргументированную концепцию коллективистического общества (диалоги «Государство», «Законы»), выдвигал умеренность, удовлетворенность своим положением, каким бы оно ни было, в качестве общей добродетели для всех трех классов своего идеального общества. Умеренность, сущность которой в самоограничении, Платон понимал настолько широко, что включал в нее также политическое самоограничение — признание гражданами права государственного органа требовать законопослушания и повиновения управляемых. Самоограничение преследовало цель задержать все перемены и обеспечить простирающуюся неограниченно стабильность общества и тем самым, как думал Платон, справедливость.

    Средневековый А. предполагал принесение в жертву земного ради небесного, сдержанность всех проявлений земной жизни, сведение к минимуму всех земных целей и забот, уменьшение роли человеческой плоти в жизни человека, сдержанность при изображении земной жизни, ее богатства и многообразия в искусстве; постоянное выявление и культивирование того, что является свидетельством иной, более возвышенной духовной жизни. Влечения к наслаждению пищей и вином, запахами, звуками, красками и формами («похоти плоти») опасны, говорил Августин, однако не вообще, а лишь когда они становятся самоцелью и превращаются в самостоятельный источник наслаждения. Произведения человеческих рук прекрасны, но только в той мере, в какой в них присутствуют следы идеальной красоты, заключенной в Боге. Искушение суетным знанием даже более опасно, чем плотские вожделения. Страсть к исследованию окружающего мира («похоть очей»), жадное любопытство, рядящееся в одежду познания и науки, не может быть одобрено, если оно не служит религиозным целям и не сочетается с верой в Бога.

    Презрение к земному миру, предполагаемое А., не означает тотальной неприязни и тем более ненависти к нему. «Человек может и должен любить свое тело, но не ради него самого, а ради здоровья; но и заботиться о своем здоровье он должен не ради самого здоровья, а ради того, чтобы телесные недуги не мешали ему совершенствовать свою душу и делать добрые дела; и душу свою он должен любить не ради нее самой, а ради блага, в ней заключенного, которое, по Августину, есть Бог» (Г.Г. Майоров).

    Средневековый А., требовавший направленности всех помыслов к высшему благу и презрения ко всему, что мешает такой направленности, вовсе не был мрачной, отсекающей все земные радости доктриной, как это иногда представляется (Г. Эйкен, Л. Шестов и др.). Другое дело, что в крайних своих проявлениях, у особенно ревностных своих последователей А. мог доходить до умерщвления плоти и отрицания всякой ценности земной красоты. Но и «нормальный» А., требовавший презрения к земной жизни ради жизни небесной, распространялся не только на искушения плоти или неумеренную любознательность, но и на благие дела. Сдержанность, диктовавшаяся им, касалась всех сторон земной жизни, всех видов человеческой деятельности.

    Коммунистический А. основывался на убеждении в приоритете будущего, совершенного общества над существующим обществом, призванным служить лишь ступенькой на пути к коммунизму. А. этого типа требовал, прежде всего, полного отказа от собственности и отведения на второй план роли семьи. «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности»; «коммунистов можно упрекнуть разве лишь в том, что они хотят поставить официальную, открытую общность жен на место лицемерно скрываемой» (К. Маркс, Ф. Энгельс). Идейному обоснованию коммунистического А. служило разделение потребностей человека на естественные и искусствен н ые. Предполагалось, что только первые должны удовлетворяться, поскольку вторые навязаны человеку несовершенным обществом и должны быть отброшены. Важным доводом в поддержку А. являлось и различение низшей ступени коммунизма (социализма) и высшей его ступени (полного коммунизма). А.А. Зиновьев называет это разграничение чисто умозрительным и вместе с тем очень удобным для коммунистической идеологии: «Все дефекты реальной жизни в коммунистических странах можно отнести за счет того, что еще не достигли полного коммунизма».

    Можно отметить, что рус. революционная интеллигенция втор. пол. 19 в., имевшая очевидный коллективистический уклон, также была проникнута духом А. Это нашло, в частности, отражение в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и во многом способствовало успеху романа. «Прежде всего, это книга аскетическая, — говорит Н.А. Бердяев. — Герой романа Рахметов спит на гвоздях, чтобы приготовить себя к перенесению пытки, он готов во всем себе отказать... Мораль «Что делать» очень чистая и отрешенная».

    А., пронизывающий жизнь коллективистических обществ, не имеет социальных корней в индивидуалистических обществах. Социолог В. Парето характеризовал проявления А. в капиталистическом обществе как патологическую форму дисциплины желаний, гипертрофию чувства социальности. «У людей наблюдается особый род чувств, не имеющий подобия у животных. Они побуждают индивидов налагать на себя лишения, воздерживаться от удовольствий без какой-либо личной пользы, поступать наперекор инстинкту, подталкивающему живые существа стремиться к приятному и избегать неприятного. Такова сущность феномена, известного под именем А.». Люди вынуждены подавлять многие свои желания, будучи не в состоянии удовлетворить их все. Природа вложила в человека столько желаний, что средства для их удовлетворения всегда недостаточны. Чувства, подчиняющие желания дисциплине, подобные склонности к самоотверженности и самопожертвованию, общественно полезны. Но когда эти чувства получают чрезмерное развитие, они приводят к А. Согласно Парето, последний уже не полезен человеку, а вреден.

    Иногда А. понимается как стиль не социальной, а индивидуальной жизни, предполагающий существенное ограничение чувственных желаний ради достижения более высоких, как кажется, духовных ценностей. А. в этом смысле был присущ практике некоторых философских школ (напр., киников) и особенно различных религиозных течений (отшельничество, монашество и т.п.). Освобождение от чувственных потребностей может быть средством для достижения сосредоточенности духа, подготовки к экстатическим состояниям, обретения «сверхъестественных» способностей.

    В условиях социального неравенства мотивом А. может являться нежелание пользоваться кажущимися неоправданными привилегиями (нищенствующие религиозные ордена, толстовство и др.).

  35. Источник: Философская энциклопедия



  36. Новейший философский словарь

    АСКЕТИЗМ (греч. aske - упражнение в чем либо) - техника телесных и ментальных практик, служащих средством к достижению сверхчувственных целей: этического идеала, мистического совершенства и т.д., а также соответствующая им система ценностей. В религиозно-философских учениях Древней Греции (орфизм, пифагореизм) А. часто называли упражнение в добродетели и особенно в подчинении своей воли. В раннем христианстве А. стал началом монашества. Аскеты свершали пост и молитвенные подвиги, однако не налагали на себя обетов, как впоследствии это делали монахи, и не обязательно принимали службу в клире. Аскетами также иногда называли жертвовавших своими достатками на бедных. В христианском протестантизме под А. понимается необходимость неутомимой деятельности в рамках своей профессии в целях личного спасения, - так называемый «мирской А.».

  37. Источник: Новейший философский словарь



  38. Энциклопедический словарь

    АСКЕТИ́ЗМ -а; м.

    1. Жизненный принцип, заключающийся в строгом воздержании, отказе от земных благ и удовольствий во имя достижения нравственного совершенства (основа многих философских и религиозных учений: школы киников, христианства, йоги, толстовства, ранних крестьянских движений с уравнительным принципом распределения благ). Проповедовать а.

    2. Образ жизни, основанный на таком принципе.

    3. Намеренная ограниченность в использовании изобразительных средств в произведениях искусства.

    * * *

    аскети́зм

    (от греч. askētēs — упражняющийся в чём-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение «сверхъестественных способностей» (йога), в христианстве — соучастие в «страданиях» Христа. Нередкий мотив аскетизма — отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы и др.).

    * * *

    АСКЕТИЗМ

    АСКЕТИ́ЗМ (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (напр., киников(см. КИНИКИ)) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение «сверхъестественных способностей» (йога(см. ЙОГА)), в христианстве — соучастие в «страданиях» Христа. Нередкий мотив аскетизма — отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы(см. ТОЛСТОВЦЫ) и др.).

  39. Источник: Энциклопедический словарь



  40. Советская историческая энциклопедия

    (от греч. askntns - приобретший навыки). Стал известен в древности как воздержание, полное или частичное, от удовлетворения нек-рых потребностей человека - в пище, одежде, сне, половой жизни, отказ от развлечений, опьяняющих напитков и т. д. В Др. Греции такое воздержание широко практиковалось атлетами в период состязаний в целях воспитания большей физич. выносливости организма. В дальнейшем аскетич. требования часто выдвигались угнетенными классами в их борьбе против богатых, эксплуататоров. Требование подавлять те или иные жизн. стремления во имя определ. социальных идеалов, во имя активного участия в революц. борьбе выдвигались также мн. революционерами. В религиозно-этич. значении А. - это мистич. воззрение, признающее необходимым подавление чувственных влечений, "умерщвление плоти" как путь к "нравственному совершенству" и "приближения к божеству". А. проповедовал привычку к лишениям и физич. страданиям (посты, телесные истязания и т. д.). Сначала был жертвоприношением богам (в форме самопожертвования), а затем следствием противопоставления "греховной" плоти - духу (материя - источник зла). Уже в условиях первобытнообщинного строя обряды инициаций носили аскетич. характер (изоляция, пост, физич. увечье (обрезание) и пр.). А. - существенный элемент ряда вост. религий (брахманизма, индуизма, джайнизма и буддизма), проповедующих идею "слияния души" с божеством. В нек-рых др.-иудейских сектах (терапевта, ессеи) были сильны элементы А.: жизнь в изолированных общинах, длит. Изнурит. посты и т. п. В эксплуататорском обществе, когда возможности удовлетворять свои элементарные физич. и духовные потребности у нар. масс чрезвычайно ограничены, господств. класс глубоко заинтересован в воспитании в массах смирения и покорности, презрения к "земным благам". В этих условиях проповедь А. - веры в то, что безрадостное и бесправное, полуголодное существование трудящихся - лучший путь к достижению фантастич. загробного потустороннего "рая", в к-ром душа якобы получает награду за земные страдания, - чрезвычайно выгодна эксплуататорам. Эта глубоко реакц. идея стала основой христ. вероучения, широко использовавшего А. и сделавшего его прямым выводом осн. догмы христианства о "греховности плоти", к-рую необходимо умерщвлять, чтобы подготовить душу к "вечному спасению". Практика А. в раннем христианстве была попыткой оправдать массовое обнищание населения Римской империи и ее провинций. Вместе с тем пропаганда А. была средством подавления протеста нар. масс и отвлечения их от борьбы за улучшение условий жизни.

    Яркое выражение А. получил в монашестве, широко распространившемся на З. и В. в ср. века. Поскольку все же А. не мог стать реально-действующей нормой обществ. жизни даже и для церкви (как хоз. и социально-экономич. организации), он использовался в качестве идеологич. прикрытия неприглядной жизни монахов. Со времен Возрождения и Реформации, когда складывавшейся бурж. религией А. был отвергнут, возникает "мирской А.", получивший свое выражение в учении Кальвина, а позднее - в лютеранском пиетизме. Этот А., требовавший отказа от жизн. удовольствий (театр, музыка), соблюдения строгой регламентации быта (пища, одежда), возводил в нравств. добродетель бурж. бережливость и скаредность.

    В эпоху империализма проповедью А. нек-рые христ. религ. группировки прикрывают изуверские формы физич. и нравств. воспитания, направленного на вытравление в человеке гуманных чувств и превращение людей в бездумных исполнителей чужой воли, объявляемой "велением божьим" (методисты, бухманисты, движение "духовные упражнения", направляемое иезуитами и др.).

    Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Зарин С., Аскетизм по православно-христианскому учению, (т.) 1, (ч.) 1-2, СПБ, 1907; Zöckler O., Kritische Geschichte der Askese, Frankf./M., 1863; его же, Askese und Mönchtum, 2 Aufl., Bd 1-2, Frankf. M., 1897; Mutz F., Christliche Aszetik, 2 Aufl., Paderborn, 1909; Troeltsch E., Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen, Tübingen, 1919; Hall T. G., Zöскler O., Asceticism - Encyclopaedia of religion and ethics, ed. by J. Hastings, v. 2, Edinb., 1927; Rourrat R., La spiritualité chrétienne, t. 1-4, P., 1926-28; Schjelderup K., Die Askese, B.-Lpz., 1928; Buonaiuti E., Le origini dell ascetismo cristiano, Pinerolo, 1928; Weber M., Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, Tübingen, 1934; Hengstenberg H. E., Christliche Askese, Hdlb., 1948; Campenhausen H. F., Die Askese im Urchristentum, Tübingen, 1949; Egenter R., Die Aszese des Christen in der Welt, Ettal, 1956.

    Б. Я. Рамм. Ленинград.

  41. Источник: Советская историческая энциклопедия



  42. Буддизм

    — практика отказа от всяких желаний ради достижения духовного идеала или религ. цели. В Индии появляется еще в поздневедийский период (ок. 1500 — 1200 до н. э.). Практика А. была внедрена почти во всех школах брахманизма и индуизма (в ведийской религии, в йоге и джайнизме). Будда под влиянием существовавшей традиции тоже пробовал прибегнуть к А., но его надежды на аскетич. практику как способ достижения просветления не оправдались, и в первой своей проповеди Будда осудил чрезмерный А. как недостойный и бесполезный, советовал следовать «срединным путем» (см. Восьмеричный путь), пролегающим между самоумерщвлением и чувственными обольщениями. В буддизме считается, что А. как форма поведения, направленная на приобретение сверхъестеств. способностей и умилостивление божеств, служит эгоистич. интересам. Единств, вид А., к-рый буддизм поощрял, это самоконтроль за физич. состояниями тела как средство к достижению самоконтроля над сознанием, т. с. самоотречение от временных удовольствий ради вечного блаженства. Для этих целей существовали 5 заповедей и 3 дополнительных правила для мирян, для монахов — 10 заповедей и 227 предписаний. Идеалом буддизма был не аскет, предающийся аскезе ради личного блага, а бодхисаттва, пекущийся о благе других. — Н. А. Канаева

  43. Источник: Буддизм



  44. Энциклопедия социологии

    (от греч. asketes - упражняющийся в ч.-л.) - англ. asceticism; нем. Askese. Отречение от жизненных удовольствий, ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике нек-рых филос. школ, религий, соц. движений.

  45. Источник: Энциклопедия социологии



  46. Социологический словарь

    (ASCETICISM) Доктрина или практика отказа от чувственных удовольствий ради возвышения духовного «Я». Это понятие соотносится с определенными направлениями основных религий. Согласно М.Веберу, протестантский аскетизм имел решающее значение для развития капитализма, дисциплины труда и капиталистической организации. См. также: Мировые религии; Протестантская этика.

  47. Источник: Социологический словарь



  48. Толковый словарь по социологии

    (от греч. asketes - упражняющийся в ч.-л.) - англ. asceticism; нем. Askese. Отречение от жизненных удовольствий, ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике нек-рых филос. школ, религий, соц. движений.

  49. Источник: Толковый словарь по социологии



  50. Большой Энциклопедический словарь

  51. Источник: