Большая Советская энциклопедия

    Руссо (Rousseau) Теодор (15.4.1812, Париж, ‒ 22.12.1867, Барбизон, департамент Сена и Марна), французский живописец и график, ведущий мастер барбизонской школы. Как художник формировался в основном самостоятельно. Испытал влияние Я. ван Рёйсдала, Дж. Констебла, Ж. Мишеля. Уже в ранних произведениях («Вид в окрестностях Гранвиля», 1833, Эрмитаж, Ленинград) и особенно в работах зрелой поры, исполненных в Барбизоне (где жил с середины 1830-х гг.) и во время частых поездок по Франции, Р. стремился стать, по его словам, «художником своей страны», раскрывая в глубоко демократических образах особенности национальных ландшафтов (преимущественно сельских и диких). Произведения Р. обычно отмечены гармонической уравновешенностью композиционных решений (что связано с манерой мастера замыкать средний план, акцентируя центр композиции). Используя сдержанную тональную гамму и стремясь к убедительному воплощению материальности предметов, он тонко передавал различные состояния природы, свето-воздушной среды и во многом способствовал развитию принципов живописи пленэра («Рынок в Нормандии», около 1832, Эрмитаж; «Аллея каштанов», 1837, «Болото в Ландах», 1852, «Дубы», 1852, все ‒ в Лувре, Париж; «Вид в Барбизоне», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Известен также как рисовальщик и офортист.

    Лит.: Яворская Н. В., Пейзаж Барбизонской школы, М., 1962, с. 91‒130.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    РУССО, ПЬЕР ЭТЬЕН ТЕОДОР

    (Rousseau, Pierre Etienne Theodore)

    (1812-1867), французский живописец и график. Родился 15 апреля 1812 в Париже. Учился у пейзажиста Шарля Ремона, затем у Гийон-Летьера. Руссо был связан с художниками-романтиками 1830-х годов. За картину Вид в окрестностях Гранвиля Руссо получил медаль на Салоне 1834. После того как в 1836 жюри отвергло его картину Спуск коров с высокогорных пастбищ Фосия, Руссо уехал в Барбизон, деревню близ леса Фонтенбло, объединив там вокруг себя других художников-пейзажистов. Таким образом он стал лидером барбизонской школы пейзажной живописи. Для его картин характерно тщательное изучение натуры. Величественность и гармоничная уравновешенность его пейзажей напоминают произведения голландских мастеров 17 в. Умер Руссо 22 декабря 1867.

    ЛИТЕРАТУРА

    Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Руссо́ Теодор

    (Rousseau) (1812—1867), французский живописец. Глава барбизонской школы. Изображения сельской местности Франции («В лесу Фонтенбло») отличаются плотностью и материальностью тональной живописи, интересом к свету и воздуху.

    * * *

    РУССО Теодор

    РУССО́ Теодор (1812—67), французский живописец. Глава барбизонской школы(см. БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА). Изображения сельских местностей Франции («В лесу Фонтенбло») отличаются плотностью и материальностью тональной живописи, интересом к свету и воздуху.

    * * *

    РУССО́ (Rousseau) Пьер Этьен Теодор (15 апреля 1812, Париж — 22 декабря 1867, Барбизон, деп. Сенна и Марна), французский живописец. Крупнейший художник барбизонской школы(см. БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА), мастера которой (Ж. Дюпре(см. ДЮПРЕ Жюль), Н. Диаз де ла Пенья(см. ДИАЗ Нарсис Виржиль) и др.) обратились к национальному пейзажу: писали, работая на натуре, виды скромных уголков Франции.

    Начало пути

    Художник родился в семье состоятельного портного, ведущей свое происхождение из Юры. В юности его занятия искусством поощрялись родителями, так как в семье со стороны матери были живописцы и скульпторы. Окончательное решение заниматься живописью созрело у Руссо во Франш-Конте, куда он был послан для работы. Суровый пейзаж тех мест, запечатленный в юношеских рисунках, поразил воображение художника, и он решил стать пейзажистом. Сначала Руссо брал уроки у художника По де Сен Мартена в Компьене, затем занимался у Ж. Ремона (ученика Ж. Б. Бертена) и Г. Летьера в парижской школе изящных искусств. Однако обучение у Бертена принципам классического пейзажа его не удовлетворяло, он больше рисовал и писал с натуры у Летьера. В 1828—29 начал самостоятельно работать на натуре, выезжая для написания этюдов в лес Фонтенбло, а также в Компьень и Вербери.

    Творческая зрелость

    С юношеских лет Руссо мечтал стать «художником своей страны». В поисках простых пейзажных мотивов, отвечающих его настроению, он много путешествовал по Франции. Во время путешествия в Овернь, запечатлел в рисунках и этюдах маслом скалы, долины, берега реки Шамрозе. Об этой увиденной Руссо суровой природе края Ф. Милле(см. МИЛЛЕ Жан Франсуа) отозвался так: «Сила и, прежде всего, сила». Стихийную мощь природы Руссо будет искать в любом пейзаже.

    Период 1832—34 годов он проводит в Нормандии, много работает на натуре в селении Мон Сен Мишель («Рынок в Нормандии», 1832; «Вид в окрестностях Гранвилля», 1833; обе в Эрмитаже). Внимание художника в равной степени привлекает и тихая улочка провинциального городка, и вид селения. Жизнь человека и природы он передает с теплотой и человечностью во всей своей неразрывной цельности. Руссо избегает изображения кулис, характерных для классического пейзажа, оставляя пространство первого плана открытым. Благодаря этому вид Гранвилля с изображением обочины дороги обретает перспективную глубину. Все детали пейзажа — хижина с дымящейся трубой, идущие по дороге крестьяне, телега с лошадьми — переданы конкретно, что рождает чувство обжитости этого обыденного тихого уголка провинциальной Франции.

    Проведя несколько лет в Париже, в середине 1830-х годов Руссо едет в Фосийе, горную местность Юры. Строгая красота гор, покрытых ледниками и густым сосновым лесом, опоэтизирована им в полотне «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (Музей Месдаг, Гаага). Пейзаж с изображением обыденного сюжета — возвращающегося на осенние пастбища стада — рождает чувство величественной природы этих мест. Мерцающий в лучах заходящего солнца снег ледников на вершинах гор и темнеющий сосновый лес словно находятся в ожидании наступления зимы, которая должна придать большую статику и суровость пейзажу. Это переходное состояние природы художнику удается передать очень точно.

    Неудача, постигшая художника в Салоне 1835 года, когда были отвергнуты его работы, исполненные на основании этюдов, привезенных из поездки в Швейцарию (1834), надолго разорвала его отношения с официальными кругами. В течение 30-ти лет его не принимали в Салон. За это время он приобрел, однако, не только врагов, но и друзей, среди которых были известные критики Т. Торе и Г. Глянш и живописец Ари Шефер, предоставивший в распоряжение ютившегося в мансарде Руссо свою мастерскую.

    Художник по-прежнему ищет эмоциональной выразительности в изображении природы. Полотно «Аллея каштанов» (1837, Лувр) было написано в год смерти матери художника. Оно стоит несколько особняком в его творчестве. Романтик Э. Делакруа(см. ДЕЛАКРУА Эжен) высоко оценил эту работу. В простой композиции картины с изображением аллеи деревьев, в темных ветвях и листьях которых играют солнечные блики, присутствует какая-то таинственность, которую ценили романтики.

    Позднее творчество

    В 1844 Руссо с Ж. Дюпре(см. ДЮПРЕ Жюль) путешествует в Ланды. В пустынной провинции вдоль Бискайского залива он находит особую поэзию в укладе жизни ее обитателей. В картинах «Болото в Ландах» (1844—53, Лувр), «Ферма в Ландах» (1859, частное собрание) и рисунках «Болото», «Ланды с деревней на горизонте» (1844, оба — Музей, Байонна), «Большой дуб в Ландах» (частное собрание) написанные с особой пластической мощью дубы с царственными кронами, болота, высохшая темная почва, убогие крестьянские хижины с соломенными крышами рождают чувство величавого покоя и нетронутости человеком этих мест.

    Пристрастный к творчеству своего друга Т. Торе считал его новатором в пейзаже, восторгался его работами, но отмечал, что Руссо нужно было стремиться глубже передавать жизнь не только природы, но и людей, не изолироваться от нее. По предложению Торе Руссо с 1848 года поселяется в деревушке Барбизон. Слова художника: «К черту цивилизованный свет! Да здравствует природа и старая поэзия!» — отражают его настроение того времени.

    Мысль Торе о том, что «Руссо разделяет все страсти природы», могла бы стать эпиграфом к этому периоду творчества художника, стремящегося передать более сложные нюансы ее жизни, наблюдая и фиксируя один и тот же вид в разное время дня. В 1848—1852 годы были созданы лучшие произведения художника: «Выход из леса Фонтенбло со стороны Броль, заходящее солнце» (1851, Лувр), «Хижина угольщиков» (1848—1850, частное собрание), «Дубы» (1852, Лувр), «Кюре» («Вечер», Музей искусств, Толидо, США), «Весна» (Лувр). В них переданы разнообразные светоцветовые изменения пейзажа, заставляющие почувствовать воздушную атмосферу, окутывающую всегда пластически весомо написанные растения. «Свет, претворенный в произведении искусства, — это всеобщая жизнь», — писал Руссо. Столь же трепетно он относился и к самим растениям. В абрисах растений чувствуется внутренняя энергия, наделяющая их изображение особой пластической силой.

    Интерес к живописи импрессионистов и сближавшие его с ними живописные поиски, послужили причиной обращения к офорту, техника которого позволяла тонко передавать нюансы цвета и света, наблюдаемые на натуре. Мечта Руссо об издании иллюстраций к басням Лафонтена(см. ЛАФОНТЕН Жан де) не осуществилась.

    Творчество Руссо в опоре на достижения голландского тонального пейзажа 17 в. отразило поиски европейской живописи на ее предымпрессионистической стадии. Лейтмотивом творчества художника могли бы стать его слова: «Я люблю музыку естественную, ту, которая передает могучее дыхание ветра, шелест листьев, которая наполнена мелодиями, как воздух насыщен светом и солнцем». Посвятив свою жизнь изображению пейзажа Франции, Руссо стал одним из создателей «пейзажа-настроения», оказавшего влияние на последующее развитие реалистической пейзажной живописи. Многие из европейских мастеров последующего времени, обращавшиеся к пейзажу, жили в Барбизоне, стремясь овладеть приемами живописи Руссо и других мастеров этой школы.

  5. Источник: Энциклопедический словарь