Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Крыжанич.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Крижанич (Križanić) Юрий (около 1618, Обрх, близ Горицы, — 12.9.1683, близ Вены), представитель научной и общественно-политической мысли славян 17 в., писатель. По национальности хорват. Получил богословское образование в Загребе, Болонье, Риме. Был священником-миссионером, состоял на службе ватиканской конгрегации пропаганды веры. Много путешествовал по Европе (Вена, Варшава и др.). Пропагандировал идею «славянского единства». В поисках конкретных путей культурного и политического возрождения славян предлагал, в частности, унию православной и католической церкви. Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое посетил впервые в 1647. Прибыв в Москву в 1659, по неизвестной причине был сослан в 1661 в Тобольск. В 1676 получил разрешение выехать из России. К. обладал энциклопедическими знаниями: его сочинения (из которых большинство было опубликовано лишь в 19 в.) включают трактаты по философии, политэкономии, истории, музыке. К. объяснял развитие общества с позиций провиденциализма, полагая, однако, что божественный промысел определяет лишь коренные повороты в истории. Всемирную историю понимал как процесс, в ходе которого одни народы приходят в упадок, а другие достигают расцвета. В отличие от меркантилистов (см. Меркантилизм), видел богатство государства в общественном производстве и его продуктах, а не в деньгах. К. предпринял попытку создания «общеславянского языка» и использовал его в своих книгах. Одним из первых К. подверг критике летописные легенды о «призвании варягов» на Русь, дарах Мономаха, показал тенденциозность современных ему иностранных сочинений о России (А. Олеарий, П. Петрей и др.). В политических статьях доказывал необходимость упрочения связей Украины с Россией. В сочинениях, написанных в ссылке, — «Политика» (1663—66), «Об божием смотрению» (1666—67), «Толкование исторических пророчеств» (1674) — подвергнуты критике различные стороны жизни современного К. русского общества и выдвинута программа преобразований в Московском государстве, основанная на анализе экономического положения и внутренней политической обстановки. Для усиления могущества России К. считал необходимым укрепить централизованный государственный аппарат, реформировать армию, законодательно закрепить права всех сословий русского общества, освоить новые виды с.-х. и промышленного производства, перестроить организацию внешней и внутренней торговли. Исходя из намеченной программы возрождения славянства, К. требовал усиления активности России на юго-западных рубежах, выступал против её борьбы за выход к Балтийскому морю. В целом программа К. была направлена на укрепление абсолютной монархии и соответствовала интересам служилого дворянства. Идеологической оболочкой классовых требований дворянства являлся также и декларированный К. принцип «всеобщего блага» и «всеобщей справедливости».

    Соч.: Русское государство в половине XVII в. Рукопись времен царя Алексея Михайловича; в. 1—[6], М., 1859—60; Собр. соч., в. 1—3, М., 1891—93; О промысле, М., 1860; Политика, [рус. пер.], М., 1965.

    Лит.: Вальденберг В. Е., Государственные идеи Крижанича, СПБ, 1912; Дацюк Б. Д., Ю. Крижанич, [М.]. 1946; Пичета В. И., Ю. Крижанич и его отношение к Русскому государству, в кн.: Славянский сборник, [М.], 1947; Гольдберг А. Л., Ю. Крижанич о русском обществе середины XVII в., «История СССР», 1960, №6; Мордухович Л. М., Философские и социологические взгляды Ю. Крижанича, «Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР», 1963, № 36; Jagic V., Život i rad J. Križanića, Zagreb, 1917; Goljdberg A., Juraj Križanić i Rusija, «Historijski zbornik, [t.] XXI—XXII», Zagreb, [1971]; Golub J., Život i djelo Jurja Krizanica, «Encyklopedia moderna», Zagreb, 1972, № 18.

    А. Л. Гольдберг.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    КРИЖАНИЧ Юрий (ок. 1618-83) - славянский ученый-энциклопедист, писатель. По происхождению хорват. Сторонник идеи "славянского единства", главную роль в осуществлении которой отводил Русскому государству. В 1659 прибыл в Москву. Выдвигал программу преобразований в Московском государстве. В 1661 сослан в Тобольск (по неизвестной причине), в 1676 выехал из России. Статьи и трактаты, в т. ч. "Политика" - ценное историческое свидетельство о России 17 в.; стихи.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Крижа́нич Юрий

    (Križanić) (около 1618 — 1683), славянский учёный-энциклопедист, писатель, языковед. По происхождению хорват. Способствовал зарождению славистики. Сторонник идеи «славянского единства», главную роль в осуществлении которой отводил России. С 1659 в Москве. Выдвигал программу преобразований в Московском государстве. В 1661 сослан в Тобольск (по неизвестной причине), в 1676 выехал из России. Статьи и трактаты, в том числе «Политика» — ценное историческое свидетельство о России XVII в.; стихи.

    * * *

    КРИЖАНИЧ Юрий

    КРИЖА́НИЧ Юрий (Juraj Krizanic) (около 1618, деревня Обрх близ Карловаца, Хорватия – 12 сентября 1683, близ Вены), славянский ученый-энциклопедист, писатель, философ, богослов, историк и филолог, один из первых сторонников идеи «славянского единства», главную роль в осуществлении которой отводил России.

    По происхождению хорват, Юрий Крижанич учился в Загребской семинарии, получил блестящее богословское образование в Вене и Болонье, а также в коллегиуме Святого Афанасия при Ватикане. В 1642 году он защитил в Риме докторскую диссертацию и принял сан католического священника. Крижанич состоял на службе ватиканской конгрегации пропаганды веры, до 1646 года активно занимался обращением в католичество западных славян. Он много путешествовал, жил в Вене и Варшаве, в 1647 году впервые посетил Россию. В 1656 году Крижанич завершил труд по истории разделения церквей(см. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ).

    Юрий Крижанич пропагандировал идею славянского единства, которое, по его мысли, не могло состояться без унии православной и католической церквей. Главную роль в деле объединения славян он отводил России. В 1657 году во Флоренции Крижанич видел русское посольство, которое произвело на него невыгодное впечатление, но укрепило его в мысли поехать в Россию. В 1659 году через Польшу и Украину Крижанич прибыл в Москву ко двору Алексея Михайловича(см. АЛЕКСЕЙ Михайлович). В Москве пропаганда Крижаничем идеи единства славянского мира не встретила понимая, а пропаганда унии церквей не могла не вызвать враждебного отношения. В 1661 году он по неизвестной причине был сослан в Тобольск, где прожил шестнадцать лет. Здесь он написал свои основные сочинения: «Политика» (1663—1666), «Об Божием смотрению» («О промысле Божием», 1666—1667), «Толкование исторических пророчеств» (1674), «Грамматическое изыскание о русском языке», «О святом крещении», «Обличение на Соловецкую челобитную». В этих трудах он подвергнул критике различные стороны стороны жизни русского общества и выдвинул программу преобразований в Московском государстве, основанную на анализе его экономического положения и внутренней политической обстановки. Для усиления могущества России Крижанич считал необходимым укрепить централизованный государственный аппарат, реформировать армию, законодательно закрепить права всех сословий русского общества, освоить новые виды сельскогохозяйственного и промышленного производства, перестроить организацию внешней и внутренней торговли. Исходя из своей программы объединения и возрождения славянства он требовал усиления активности России в юго-западном направлении, выступал против ее борьбы за выход к Балтийскому морю.

    В 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича, Крижанич получил разрешение вернуться в Москву и покинул Россию. С 1678 года он жил в Речи Посполитой. В Вильно Крижанич стал членом иезуитского ордена, принял монашество под именем Августин. Приняв участие в войне с турками Юрий Крижанич погиб в битве Яна Собеского(см. ЯН III Собеский) с турками под Веной.

    Крижанич был энциклопедически образован, владел шестью языками, занимался философией, богословием, историей, политэкономией, языкознанием, эстетикой, музыкой, писал стихи. С его трудами был знаком Петр I(см. ПЕТР I Великий), но большинство сочинений было опубликовано только в 19 веке. Высоко оценивал Крижанич познавательную и общественную роль философии. В «Политике» он рассматривал философию как важнейший компонент человеческой деятельности и видел в ней не только теоретическую дисциплину и особый вид интеллектуального искусства, но тщательную и обдуманную рассудительность, без которой невозможно обойтись в серьезных делах. Традиционно разделяя все знание на духовное (богословское) и мирское, Крижанич относил к последнему математику, механику и философию. В систему философских дисциплин он включал этику, экономику, политику, физику и логику.

    Всемирную историю Крижанич понимал как процесс, в ходе которого одни народы приходят в упадок, а другие достигают расцвета. Сторонник провиденциализма, он утверждал, что божественный промысел определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного воздействия людей на некоторые стороны исторического процесса. В противовес меркантилистам он видел богатство государства в общественном производстве и его продуктах, а не в деньгах. Крижанич предпринял попытку создания «общеславянского языка» и использовал его в своих книгах. Одним из первых он подверг критике свидетельства русских летописей о призвании варягов, дарах Мономаха, показал тенденциозность современных ему иностранных сочинений (А. Олеарий, П. Петрий). Статьи и трактаты Крижанича являются ценным источником по истории России 17 века.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: