обозначение идеалистических философских течений, исходивших из учения Г. Гегеля (См. Гегель) и развивавших его идеи. Возникло в Германии в 30—40-х гг. 19 в. В спорах по религиозным вопросам внутри гегелевской школы выделилось несколько направлений. Т. н. правогегельянство трактовало Гегеля в духе религиозной ортодоксии (К. Гёшель, Г. Хинрихс, Г. Габлер), рассматривая его философскую систему как рациональную форму богословия. Оппозиционное левое Г., или младогегельянство (А. Руге, Б. Бауэр, Л. Фейербах и др.), подчёркивало решающую роль личностного, субъективного фактора в истории (противопоставляя его гегелевскому всемирному духу). Промежуточное положение занимало «ортодоксальное» Г., стремившееся сохранить учение Г. в его «чистоте» (К. Михелет, К. Розенкранц и др.). Критика младогегельянства была дана в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство» (1844) и «Немецкая идеология» (1845—46). По пути преодоления младогегельянства пошли Г. Гейне в Германии, А. И. Герцен и В. Г. Белинский в России. Дальнейшее развитие Г. вышло за пределы собственно гегелевской школы. Возрождение интереса к Гегелю в буржуазной философии 2-й половины 19 — начала 20 вв. вызвало появление в различных странах многообразных течений т. н. неогегельянства (См. Неогегельянство).
М. Ф. Овсянников.
-а, ср.
Учение немецкого философа Гегеля (1770—1831), разработавшего теорию идеалистической диалектики; общее название идеалистических философских течений, возникших на основе философии Гегеля.
ГЕГЕЛЬЯ́НСТВО, гегельянства, мн. нет, ср. (филос.). Философское направление, развившееся под влиянием философии Гегеля.
ср.
Общее название философских течений, основывавшихся на учении Гегеля и развивавших его идеи.
ГЕГЕЛЬЯНСТВО - философское течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи. Возникло в Германии в 30-40-х гг. 19 в. В спорах по религиозным вопросам выделились консервативное "правогегельянство", истолковавшее Гегеля в духе ортодоксального теизма (К. Гешель, К. Дауб и др.), радикальное левое гегельянство - "младогегельянство" (А. Руге, Б. Бауэр, Л. Фейербах, Д. Штраус, М. Штирнер), подчеркивавшее в противовес гегелевскому "мировому духу" роль самосознания отдельных личностей в истории. Промежуточное положение занимало "ортодоксальное" гегельянство (К. Михелет, К. Розенкранц и др.). См. Неогегельянство.
с. филос.
hegelianismo m
— в узком смысле — филос. школа, оформившаяся в Германии под влиянием философии Г.В.Ф. Гегеля в период его жизни и непосредственно после его смерти. Г. в широком смысле включает и т.н. неогегельянство, т.е. различные формы абсолютного идеализма, возникавшие в ряде стран в 19 — пер. пол. 20 в. под воздействием гегелевской философии. В любом случае Г. следует отличать от многообразных форм опосредованного влияния гегелевской философии на европейскую и амер. филос. мысль в целом.
Г. делится на правогегельянство (старогегельянство), левогегельянство (младогегельянство) и своеобразный центр. Сами названия введены Д.Ф. Штраусом, который свою позицию обозначил как «левую», ортодоксальную позицию К.Ф. Гешеля и К.А. Габлера — как «правую», а воззрения К.Ф. Розенкранца отнес к «центру». Разделение было введено для более строгой интерпретации и дальнейшей разработки проблемы отношения Гегеля к религиозной и теологической проблематике. Правогегельянцы интерпретировали гегелевские идеи как совместимые с христианством, т.е. в теистическом ключе. Левогегельянство двигалось от пантеистической интерпретации к материализму и атеизму. Исторически гораздо более значимым оказалось левое крыло Г. — А. Руге, Б. Бауэр, Штраус, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.
При этом неправильно считать, что неогегельянство располагается лишь между полюсами буквальной консервации системы (старогегельянцы) и ее опрокидывания (младогегельянцы). Наряду с ортодоксальным сохранением метафизической логики (как у старогегельянцев Габлера и Вердера) были попытки ее дальнейшей разработки.
ГЕГЕЛЬЯ́НСТВО -а; ср. Общее название идеалистических философских течений, исходивших из учения Гегеля и развивавших его идеи, начиная с 30 - 40-х гг. 19 в.
* * *
гегелья́нствофилософское течение, исходившее из учения Г. В. Ф. Гегеля и развивавшее его идеи. Возникло в Германии в 30—40-х гг. XIX в. В спорах по религиозным вопросам выделились консервативное «правогегельянство», истолковавшее учение Гегеля в духе ортодоксального теизма (К. Гёшель, К. Дауб и др.), и радикальное левое гегельянство — «младогегельянство» (А. Руге, Б. Бауэр, Л. Фейербах, Д. Штраус, М. Штирнер), подчёркивавшее в противовес гегелевскому «мировому духу» роль самосознания отдельных личностей в истории. Промежуточное положение занимало «ортодоксальное» гегельянство (К. Михелет, К. Розенкранц и др.). См. Неогегельянство.
* * *
ГЕГЕЛЬЯНСТВОГЕГЕЛЬЯ́НСТВО, философское течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи. Возникло в Германии в 30—40-х гг. 19 в. В спорах по религиозным вопросам выделились консервативное «правогегельянство», истолковавшее Гегеля в духе ортодоксального теизма (К. Гешель, К. Дауб и др.), радикальное левое гегельянство — «младогегельянство» (А. Руге, Б. Бауэр(см. БАУЭР Бруно), Л. Фейербах(см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг), Д. Штраус(см. ШТРАУС Давид Фридрих), М. Штирнер(см. ШТИРНЕР Макс) ), подчеркивавшее в противовес гегелевскому «мировому духу» роль самосознания отдельных личностей в истории. Промежуточное положение занимало «ортодоксальное» гегельянство (К. Михелет, К. Розенкранц и др.). См. Неогегельянство(см. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО).