Большая Советская энциклопедия

    сирхак (буквально — группировка реальных наук), течение общественной мысли в феодальной Корее периода позднего средневековья. Возникло как критическое и реформаторское направление, боровшееся против косности и схоластики конфуцианства путём пропаганды истинных, или реальных, знаний (сирхак), к которым сторонники этого направления относили не только точные и естественные науки (математику, астрономию, медицину и др.), но также историю, юриспруденцию, изучение географии, языка, литературы и культуры страны. Для её блага приверженцы С. считали необходимым заимствование и применение научно-технических и культурных достижений других стран.

    Зарождение С. было обусловлено социально-экономическими переменами в разлагавшемся феодальном обществе, охваченном острыми классовыми и социальными противоречиями. Растущее недовольство крестьян, вызванное усилением феодального гнёта, заставляло передовых (преимущественно не связанных с высшей знатью) представителей правящего класса задуматься над необходимостью изменения существующих порядков. Первый пропагандист европейских научных знаний и основоположник изучения в Корее механики и астрономии Ли Су Гван во 2-й половине 16 — начале 17 вв. начал критику субъективизма конфуцианских догм и призывал к объективному изучению окружающего мира. Учёные 17—18 вв. (Ли Ик и др.) в критике философских основ конфуцианства приближались к материализму, признавая первичность вещественного начала («ки») и вторичность духовного («ри»). В 18 в. Хон Дэ Ён своими идеями о вращении Земли и других планет опровергал конфуцианские представления о мироздании. Философскую критику конфуцианства учёные С. дополняли осуждением сословного неравенства, поборов и злоупотреблений чиновников, предложениями о социальных и культурных реформах. Главной из них считалась земельно-податная. Лю Хён Вон (17 в.) и др. учёные С. выступали за ограничение крупного землевладения, уменьшение поборов с крестьян, подъём сельского хозяйства путём внедрения совершенных орудий и методов обработки земли. Для умножения богатств страны они предлагали развивать ремёсла и торговлю (в том числе заморскую). Такие идеологи С., как Пак Чи Вон и Чон Якён (18 — начало 19 вв.), в своём демократизме поднимались до глубокого понимания страданий и чаяний народных масс. Однако при крайней слабости в стране элементов новых буржуазных отношений идеи С. не смогли перерасти в идеологию нового класса. Тем не менее они содержали насущные проблемы дальнейшего развития страны и сыграли впоследствии существенную роль в формировании буржуазной идеологии в Корее.

    Лит.: История Кореи, т. 1, М., 1974, с. 248-49, 287—94; Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История корейской философии, пер. с кор., т. 1, М., 1966, с. 205—91.

    М. Н. Пак.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    СИРХАКПХА

    СИРХАКПХА́ (буквально — группировка реальных наук), течение общественной жизни в Корее в кон. 16 — нач. 19 вв. Представители течения (Лю Хенвон(см. ЛЮ ХЕНВОН), Ли Ик(см. ЛИ ИК) и др.) были сторонниками социально-экономических реформ, подчеркивали необходимость развития реальных, связанных с жизнью наук.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Советская историческая энциклопедия

    (букв. - группировка реальных наук) - течение обществ. жизни в феод. Корее 17 - нач. 19 вв.

    Бурж. ист. лит-ра (в Юж. Корее), игнорируя значение внутр. условий в стране, утверждает, что движение С. возникло в результате только внеш. влияния европ. идей, тогда как оно прежде всего было обусловлено социально-экономич. переменами, происшедшими в 17-18 вв. в самой Корее вследствие развития ее производит. сил. Влияние европ. идей и знаний, проникших через Китай, имело большое, но не определяющее значение.

    Увеличение в 17-18 вв. площади пахотных земель, строительство оросит. сооружений, внедрение новых с.-х. культур (перец, томат, картофель, табак) и агротехнич. приемов привели к подъему в Корее с. х-ва и увеличению ремесл. произ-ва лично свободных мастеров, объединившихся в отраслевые орг-ции (цехи), что сказалось на упадке казенного ремесла, основанного на труде гос. крепостных. Развитие товарно-ден. отношений в 17-18 вв. привело к возникновению местных рынков и крупных торг. центров общекорейского значения и к увеличению купеческого капитала. Укрепление крупного частного землевладения и усиление феод. эксплуатации обострили клас. противоречия и вызвали в 17-18 вв. нарастание крест. сопротивления феод. гнету, заставив правящий класс вступить на путь реформ. В этих условиях возникло идейное течение С. Оно опиралось на передовые идеи ученых предшествующего времени: Со Кён Дока (1489-1546) и др. Выступая против схоластики конфуцианской идеологии, сторонники С. выступали за освоение "реальных наук" (сирхак), к к-рым относили математику, медицину, агрономию, а также историю, географию, изучение языка и лит-ры. Они признавали необходимым заимствовать научно-технич. и культурные достижения др. стран. Первым кор. ученым, стремившимся использовать идеи передовых стран для блага своей родины, был Ли Су Гван (1563-1628; псевд. - Чибон). Основоположник изучения в Корее механики и астрономии, он впервые подверг критике догмы конфуцианства в соч. "Чибон рюсоль". Отвергая его субъективистскую узость, он поставил задачу объективного изучения окружающего мира. В критике филос. основ конфуцианства ученые С. приближались к материалистич. идеям. Так, напр., Ли Ик (1682-1764) утверждал, что вещественное начало (ки) первично, а духовное (ри) - вторично. Хон Дэ Ён (1731-83), пропагандировавший европ. математич. теории, разделял взгляд о вращении Земли и других планет. Филос. критику конфуцианства ученые С. дополняли осуждением сословного неравенства, поборов и злоупотреблений чиновников и др. несправедливостей феод. общества и выступали за социально-экономич. и культурные реформы. Главной из них они считали земельно-податную. Они выступали за ограничение крупного землевладения, обеспечение крестьян землей и избавление их от незаконных поборов. Отмечая, что богатые имеют много земли, а у бедных ее мало, Лю Хён Вон (1622-73) высказывался за изъятие в казну крупных зем. владений и за передачу мелких наделов крестьянам, к-рые за это должны нести воен. повинности и уплачивать налог в размере 1/15 части урожая, при избавлении от всех прочих поборов. Ряд ученых С. (Пак Че Га (1750-1805) и др.) для поднятия с. х-ва в Корее предлагали заимствовать из соседних стран передовые знания и более совершенные орудия, а для умножения богатств страны развивать ремесла и торговлю, строить удобные дороги и вести заморскую торговлю. Такие идеологи С., как Пак Чи Вон (1737-1805), Чон Як Ён (1762-1836), подвергая критике существующий строй, выражали глубокую симпатию к нар. массам, страдавшим от феод. гнета. Несмотря на постановку острых проблем своей эпохи, из-за социально-экономич. отсталости Кореи, слабости элементов новых бурж. обществ. отношений С. не смогло стать идеологич. движением нового класса. Не будучи революционерами, идеологи С. мечтали об осуществлении своих идеалов путем реформ, проводимых просвещенным монархом. Идеи С. оказали большое влияние на формирование в Корее бурж. идеологии.

    Лит.: История Кореи, пер. с кор., т. 1, М., 1960, гл. 13-14.

    M. H. Пак. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия