Большая Советская энциклопедия

    Ле Корбюзье (Le Corbusier) [настоящая фамилия Жаннере (Jeanneret)] Шарль Эдуар (6.10.1887, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария, 27.8. 1965, Рокбрюйн-Кап-Мартен, Лазурный берег, Франция), французский архитектор и теоретик архитектуры. Сын ремесленника. Учился декоративно-прикладному искусству в Школе искусств Ла-Шо-де-Фона. Учился и работал у архитектора И. Хофмана в Вене (1907), О. Перре в Париже (190810) и П. Беренса в Берлине (191011). С 1917 жил в Париже. Занявшись живописью, в 1918 вместе с А. Озанфаном разработал теорию пуризма. В 1922 основал архитектурную мастерскую совместно с П. Жаннере (двоюродным братом и постоянным соавтором до 1940). Свою концепцию современной архитектуры впервые изложил в статье журнала «Эспри нуво» («L'Esprit Nouveau»; издан в 19201925), книгах: «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925) и др. Выступая против эклектизма, украшательства, маскирующего конструкцию здания, Ле К. видел в современной технике и серийности индустриального строительства основу для обновления архитектурного языка, а в выявлении функционально оправданной структуры сооружения богатые эстетические возможности. Рассматривая гармонию создаваемой человеком искусственной среды как определяющий фактор бытия, он разделял утопические надежды на преобразование общества с помощью архитектуры, Главные темы творчества Ле К. 2030-х гг. градостроительство, жилище и большие общественные здания. Новизна архитектурных предложений Ле К. заключалась в полном пересмотре проблемы массового жилища на основании тщательного анализа современного быта: в реорганизации функций жилища (рациональном сокращении, слиянии старых, выявлении новых, отвечающих не только насущным бытовым процессам, но и духовным запросам человека), в технологически детально разработанном, создающем максимум удобств использовании площади квартиры при её компактной планировке и расчёте на развитие коллективного обслуживания, в ориентации на индустриальное строительство и в градостроительном обеспечении связи отдельного жилого дома с окружающей территорией. Работы 20-х гг.: жилой дом «Ситроен» (1922, типовой проект), комплекс особняков Р. Ла Роша и А. Жаннере в Париже (192324; с 1970 институт Ле К.), посёлок Пессак, близ Бордо (1925), вилла в Гарше, вилла Савой в Пуасси (близ Парижа; 192931). Обобщив этот опыт, Ле К. сформулировал «пять отправных точек современной архитектуры»: поднятое на опорах-столбах здание, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное окно, ненесущая фасадная стена. Для построек Ле К. этого периода характерны простые геометрические формы, белые плоскости фасадов, обширные остеклённые поверхности. Железобетонная каркасная конструкция позволила заменить комнаты-ячейки перетекавшими одно в другое и вместе с тем функционально выделенными помещениями. В известном аскетизме внешнего облика и полихромии интерьеров находят отзвук живопись Ле К. и теория пуризма. Градостроительные проекты Ле К., одного из лидеров урбанизма, в 2030-е гг. развивали идею «вертикального» города-сада с высокой плотностью населения и большими озеленёнными пространствами, дифференциацией путей движения пешеходов и транспорта, разделением зон жилья, деловой активности и промышленности (проект города на 3 млн. жителей, 1922; «план Вуазен» план реконструкции Парижа, 1925; планы городов Буэнос-Айреса, 1930, Алжира, 193039, Антверпена, 1932, Немура, Алжир, 1934; ни один из проектов не осуществлен). Ряд теоретических положений Ле К. лег в основу «Афинской хартии», принятой 4-м Международным конгрессом современной архитектуры (1933), и изложен в его книге «Лучезарный город» (1935) и «Три человеческих установления» (1945). Выдвинутые Ле К. принципы архитектуры реализовались: в больших сооружениях конца 2030-х гг. доме Центросоюза (ныне Центральное статистическое управление СССР) в Москве (19281935, при участии Н. Д. Колли), швейцарском корпусе студенческого городка (193032) и центре Армии спасения (193233) в Париже; в неосуществленных проектах Дворца Лиги Наций в Женеве (1927) и Дворца Советов в Москве (1931).

    В 40-е гг., исследуя проблему архитектурного пространства, Ле К. создаёт модулор систему гармонически связанных величин, основанных на пропорциях человеческого тела, которую он предлагает как шкалу исходных размеров для строительства и художественного конструирования. Произведения Ле К. 50-х гг. присущи мощная и вместе с тем тонко нюансированная пластика (солнцезащитные выступы, криволинейные поверхности), остро выявленная архитектоника форм, активно взаимодействующих с окружающей средой, световые и пространственные эффекты, контрастное сопоставление материалов различной фактуры, сочетание однообразных сборных элементов с выдающимися из их ряда скульптурно-пластическими конструкциями, сочная полихромия (жилой дом в Марселе, 194752, прототип ряда «жилых единиц», построенных в 50-е гг. в др. городах; капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане, 195054; доминиканский монастырь Ла-Турет в Эвё, близ Лиона, 19561959). В большом цикле работ в Индии (195057) Ле К. осуществляет некоторые свои градостроительные идеи (генеральный план города и ансамбль правительственных зданий в Чандигархе; Дом текстильной ассоциации, музей и виллы в Ахмадабаде). В сооружениях конца 5060-х гг. Ле К. уделяет ещё большее внимание организации внутреннего пространства (его интеграции не только по горизонтали, но и по вертикали путём комбинации различных уровней, сменяющей жёсткое деление на этажи), закономерностям его зрительного и эмоционального восприятия, соотношению функциональной схемы здания и его архитектурной структуры (Национальный музей западного искусства в Токио, 195759; павильон фирмы «Филипс» на Всемирной выставке в Брюсселе, Центр искусств Гарвардского университета в Кембридже, США, 1964; больница в Венеции, 1965; сооруженный посмертно по проекту Ле К. «Центр Ле Корбюзье» в Цюрихе, 1967).

    В течение всей жизни Ле К. работал в различных областях изобразительного искусства: писал картины (особенно часто в 20-е и 40-е гг.), в 4050-е гг. выполнял настенные росписи, эскизы ковров и скульптурных композиций.

    Система теоретических взглядов Ле К. и его произведений, оказавшие значительное влияние на формирование современной архитектуры, во многом выходят за рамки её главных течений (функционализм, рационализм), хотя сближаются с ними в выявлении специфического назначения здания и программном использовании новейших достижений науки и техники.

    Соч.: Ceuvre complete. 19101965, v. 18, Z., 192970; в рус. пер. Планировка города, М., 1933; Архитектура 20 века, [М.], 1970; Творческий путь, М., 1970.

    Лит.: Аркин Д., Ле Корбюзье, в кн.: Архитектура современного Запада, М., 1932; Колли Н., Архитектор Ле Корбюзье, «Архитектура СССР», 1965, № 12; Эрн И., Ле Корбюзье, «Декоративное искусство СССР», 1966, № 1; Gauthier М., Le Corbusier..., P., [1944]; Choay F., Le Corbusier, N. Y., 1960; Besset М., Qui était Le Corbusier?, Gen. P., 1968.

    И. В. Эрн.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Le Corbusier)

    (1887-1965), французский архитектор, теоретик архитектуры, художник, дизайнер. Ле Корбюзье (настоящее имя - Шарль Эдуар Жаннере) родился в Ла-Шо-де-Фон в Швейцарии 6 октября 1887. Изучал архитектуру у Й.Хофмана в Вене (1907), О.Перре в Париже (1908-1910), П.Беренса в Берлине (1910-1911). В 1922 со своим двоюродным братом Пьером Жаннере основал в Париже архитектурную мастерскую; они продолжали работать вместе до 1940. В 1920 Ле Корбюзье и поэт П.Дермэ создали авангардный полемический журнал "Эспри нуво" (издавался в 1920-1925), со страниц которого звучала пропаганда идей функционализма. В книгах К архитектуре (1923), Урбанизм (1925) и в ряде статей, напечатанных в "Эспри нуво", Ле Корбюзье сформулировал свои знаменитые Пять принципов современной архитектуры (здание на свободно стоящих опорах, свободная композиция фасада, ленточные окна, плоская крыша с террасой-садом, свободная внутренняя планировка). Эти принципы нашли свое воплощение при создании виллы "Савой" в Пуасси близ Парижа (1929), а затем общежития швейцарских студентов в университетском городке в Париже (1930-1932). Ле Корбюзье принадлежит несколько утопических градостроительных проектов, предусматривавших организацию городской жизни в нескольких вертикальных ярусах, регулярный план города с делением на разнофункциональные зоны, строго упорядоченную посредством архитектуры и, таким образом, уподобленную работе машины деятельность людей (план "Вуазен" для Парижа и планы нового устройства Буэнос-Айреса, Алжира, Антверпена и др.). Один из таких проектов предполагал перестройку Москвы по регулярному плану, но абсолютно без учета ее исторической застройки и особенностей ландшафта. В России по проекту Ле Корбюзье было построено здание Центросоюза на Мясницкой улице (1928-1933, при участии архитектора Н.Д.Колли). Ему принадлежит также один из проектов Дворца Советов. Среди построек Ле Корбюзье 1930-х - начала 1940-х годов - здания Центра Армии спасения в Париже (1932-1933) и Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937-1943, совместно с рядом других архитекторов). В 1940-х годах Ле Корбюзье разработал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, которая должна была стать отправной точкой архитектурного проектирования; она получила название "модулор". В 1948-1952 он построил в Марселе "жилую единицу" - 17-этажный дом яркой расцветки, снабженный солнцерезами, для которого предполагалась возможность автономного функционирования, однако эта идея не была осуществлена. Впоследствии им были созданы капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане (1950-1953); генеральный план города и административные здания в Чандигархе, столице индийского штата Пенджаб (1950-1957); Национальный музей западного искусства в Токио (1957-1959); Центр искусств Гарвардского университета в Кеембридже в США (1964); больница в Венеции (1965). Ле Корбюзье принадлежит около 50 монографий и статей. Самые известные из его трудов - К архитектуре (Vers une architecture, 1923); Урбанизм (Urbanisme, 1925); Когда соборы были белыми (Quand les cathdrales taient blanches, 1937); Три человеческих установления (Les Trois Etablissements humains, 1945). В 1918 вместе с Озанфаном он стал одним из основоположников движения пуризма в живописи. Умер Ле Корбюзье во французском местечке Рокбрюн Кап-Мартен 27 августа 1965.

    ЛИТЕРАТУРА

    Всеобщая история архитектуры, т. 11. М., 1973 Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М., 1977 Фремптон Н.К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990 Ле Корбюзье. Путешествие на Восток. М., 1991

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ле Корбюзье́ Шарль Эдуар

    (Le Corbusier), настоящая фамилия Жаннере (Jeanneret) (1887—1965), французский архитектор и теоретик архитектуры. В современной технике и серийности индустриального строительства видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. Один из создателей современных течений архитектуры (рационализма, функционализма), применял плоские покрытия, ленточные окна, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку (дом Центросоюза в Москве, 1928—35; жилой дом в Марселе, 1947—52). В 50—60-х гг. создавал большие городские ансамбли (Чандигарх в Индии, 1951—56), стремился к свободе и гибкости пространственно-пластической структуры здания (капелла в Роншане, 1950—53).

    * * *

    ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар

    ЛЕ КОРБЮЗЬЕ́ (Le Corbusier) (наст. фам. Жаннере, Jeanneret) Шарль Эдуар (1887—1965), французский архитектор и теоретик архитектуры.

    В современной технике и серийности индустриального строительства видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. Один из создателей современных течений архитектуры (рационализма(см. РАЦИОНАЛИЗМ (в архитектуре)), функционализма(см. ФУНКЦИОНАЛИЗМ) ), применял плоские покрытия, ленточные окна, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку (дом Центросоюза в Москве, 1928—36; жилой дом в Марселе, 1947—52). В 50—60-х гг. создавал большие городские ансамбли (Чандигарх в Индии, 1951—56), стремился к свободе и гибкости пространственно-пластической структуры здания (капелла в Роншане, 1950—53).

    * * *

    ЛЕ КОРБЮЗЬЕ́ (Le Corbusier) Шарль Эдуар (наст. фам. Жаннере, Jeanneret) (6 октября 1887, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария — 27 августа 1965, Рокбрюн-Кап-Мартен, Прованс, Франция), французский архитектор и теоретик искусства, один из самых авторитетных мастеров современного зодчества.

    Ранние годы

    Родился в семье владельца эмальерной мастерской. Подростком учился в местной школе декоративно-прикладного искусства; зарабатывал на жизнь, гравируя орнаменты на крышках часов. Получил уроки мастерства у крупнейших зодчих того времени — Й. Хофмана в Вене (1907), О. Перре(см. ПЕРРЕ Огюст) в Париже (1908—10), П. Беренса(см. БЕРЕНС Петер) в Берлине (1910—11). В 1911 путешествовал по Италии, Греции, Турции, испытав большое влияние античной и мусульманской архитектуры.

    Уже в проекте «Дома Ино» (1914) в полемически-заостренной форме выразил новые перспективы индустриально-типового строительства (вся структура дома состоит из опор и трех железобетонных плит).

    Авангардные дома

    С 1917 Корбюзье обосновался в Париже, основав в 1922 архитектурную мастерскую совместно с двоюродным братом Пьером Жаннере (своим постоянным соавтором до 1940 года). Разработав теорию пуризма(см. ПУРИЗМ (течение в живописи)), рационалистически-функциональной чистоты форм, изложил свою концепцию современного зодчества в журнале «Эспри нуво» (1920—25), в книгах «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925) и других.

    Наглядными манифестами этих концепций явились (в области индивидуального жилого строительства) виллы и особняки, аскетически-геометричные по своим формам, возведенные согласно принципу функционализма(см. ФУНКЦИОНАЛИЗМ) (комплекс особняков Р. Ла Роша и А. Жаннере в Париже, 1923—34; вилла Савой в Пуасси близ Парижа, 1929—31, и другие; к этим постройкам примыкал павильон «Эспри нуво» на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже, 1925). В них четко воплотились сформулированные Корбюзье «пять отправных точек новой архитектуры» (здание на столбах-опорах, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное окно, фасадная стена, освобожденная от несущих функций).

    Став сенсациями авангардной моды, «дома-манифесты» остро, подчас на грани иронии выразили динамику новых ритмов жизни, их резкий контраст с привычной традицией, заложив в то же время основы важнейших строительно-технологических новшеств (в области остекления, каркаса, облицовки, инженерных коммуникаций — все это тщательно разрабатывалось самим Корбюзье).

    Градостроительные утопии

    Резко поставив альтернативу «архитектура или революция», считая процесс обновления зодчества самым надежным средством против неотвратимых социальных потрясений, Корбюзье выдвигает радикальные идеи в области градостроения в целом. В плане «современного города на 3 миллиона жителей» (1922; из него возник так называемый «план Вуазен» для Парижа), в проектах для Буэнос-Айреса, Алжира, Антверпена и других своих концепциях он развивает принципы «вертикального города-сада» или «лучезарного города» (название его книги 1935), с высокой плотностью населения, башнеобразными зданиями и большими парковыми пространствами между ними, с четким разделением транспортных, жилых и промышленно-деловых зон.

    Создаваемые по планам Корбюзье монументальные общественные здания (общежитие швейцарских студентов в университетском городке в Париже, 1930—32, или Министерство просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, с соавторами, 1937—43) мыслятся как средоточия нового урбанизма(см. УРБАНИЗМ), властно организующие вокруг себя окружающее пространство.

    В Москве по его проекту — при участии Н. Д. Колли — был выстроен строгий по формам и в то же время пластически экспрессивный (в особенности со стороны двора) Дом Центросоюза (ныне Центральное статистическое управление, 1928—36). С энтузиазмом откликнувшись на социально-урбанистические преобразования в России, Корбюзье оказал значительное влияние на советскую архитектуру 1920-х — начала 1930-х гг. Однако затем он порывает сотрудничество с советскими властями: его эстетические взгляды оказались несовместимыми с практикой и идеологией тоталитаризма.

    Поздние работы

    После Второй мировой войны международный авторитет Корбюзье кажется незыблемым. Идеи его «Лучезарного города», а также книги «Три человеческих измерения» (1945) ложатся в основу «Афинской хартии», принятой IV Международным конгрессом современной архитектуры (1945). В Марселе он создает «жилую единицу» (1947—52), многоэтажный дом, ставший прообразом для массового жилого строительства по всей планете, а в Чандигархе (Индия, 1950—57) ему, наконец, удается полномасштабно реализовать свои градостроительные замыслы.

    Откликаясь с известной долей самокритики на «сверхутопические» тенденции голого строительного прагматизма, примитивно понимаемой «пользы вместо красоты» (тенденции, доводящие до абсурда его собственные идеи и подвергнутые вскоре резкой критике в архитектурном постмодернизме(см. ПОСТМОДЕРНИЗМ)), Корбюзье в своих поздних постройках усиливает образное начало, сочетая функциональную продуманность общей структуры с мощной драматической экспрессией форм (капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане,1950—53; здание Верховного суда в Чандигархе; павильон фирмы «Филипс» на Всемирной выставке в Брюсселе, 1958; доминиканский монастырь Ла-Турет близ Лиона, 1959).

    Живопись, скульптура, дизайн

    Важной сферой художественного эксперимента для Корбюзье с 1920-х годов была живопись — картины и монументально-декоративные композиции с полуабстрактными фантазиями на тему конструирования человеком своей жизненной среды. Возникшие из этих фантазий образы претворялись затем в росписи, гобелены, декоративную скульптуру (например, «Модулор», символическая фигура человека как главной меры архитектурных пропорций стала мотивом бетонных барельефов, украсивших «Марсельскую жилую единицу»). Мастер внес большой вклад и в дизайн мебели, способствуя рационально-конструктивному облегчению ее основных узлов.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. фам. Жаннере; (1887–1965) – франц. архитектор и теоретик архитектуры. В совр. технике и серийности индустриального строительства видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. Один из создателей совр. архитектуры (рационализм, функционализм), применял плоские покрытия, ленточные окна, открытые опоры в ниж. этажах зданий, свободную планировку (дом Центросоюза, в Москве, 1928—35); жилой дом в Марселе, 1947—52). В 50—60-х гг. создавал большие городские ансамбли (Чандигарх в Индии, 1951—56), стремился к свободе и гибкости пространств. – пластич. структуры здания (капелла в Роншане, 1950—54).

  7. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник: