первое обращение трезвучие консонирующего или диссонирующего, происходящее от перенесения основного тона необращенного трезвучия на октаву вверх. В основании С.-аккорда лежит терция трезвучия. С.-аккорд мажорного трезвучия заключает в себе малую терцию и малую сексту, считая каждый интервал от нижнего тона к верхним, напр. ми -соль, ми-до. С.-аккорд минорного трезвучия заключает большую терцию и большую сексту до — ми, до — ля. С.-аккорд уменьшенного трезвучия заключает в себе малую терцию, большую сексту ре — фа, ре — си; этот С.-аккорд с пониженным основанием называетса чрезмерным С.-аккордом, вследствие образующейся чрезмерной сексты . В цифрованном басе С.-аккорд обозначается цифрой 6.
Н. С.
(музыкальный)
одно из обращений трезвучия (См. Трезвучие).
м.
Аккорд из трех звуков, включающий интервалы, терции и сексты.
СЕКСТАККОРД - см. Трезвучие.
секстакко́рд
см. Трезвучие.
* * *
СЕКСТАККОРДСЕКСТАККО́РД, см. Трезвучие(см. ТРЕЗВУЧИЕ).
первое обращение трезвучия; обозначается цифрой 6; образуется от перемещения осн. звука трезвучия на октаву вверх. Между нижним звуком С. - терцией и перемещённым осн. звуком - примой заключается интервал сексты (отсюда назв.).
Мажорный С. состоит из интервалов малой терции и чистой кварты, минорный С. - из большой терции и чистой кварты, уменьшенный С. - из малой терции и увеличенной кварты, увеличенный С. - из большой терции и уменьшенной кварты. Увеличением С. наз. также альтерированный С. с увеличенной секстой. См. Аккорд, Обращение аккорда.В. А. Вахромеев.Большой Энциклопедический словарь. 2000.