Большая Советская энциклопедия

    (исп. plateresco, от platero — ювелир)

    архитектурный стиль испанского Возрождения. Основой стиля П., возникшего в конце 15 в., является тончайшее архитектурное узорочье, крайне детализированное по формам и имеющее плоскостный, ковровый характер. Не затрагивая конструкции зданий в целом, декор П. первоначально накладывался на позднеготические, а позднее — и на ренессансные формы. В раннем П. (архитекторы Х. Гуас, Х. де Колония, Э. де Эгас) сплавлены воедино мотивы готики и Мудехара; в поздний П. (с 1530-х гг., архитекторы А. де Коваррубиас, Д. де Рианьо и др.) проникает всё больше орнаментальных мотивов итальянского ренессанса (гирлянды, медальоны и т. д.), а также ордерных элементов, вносящих известную упорядоченность, но не нарушающих общего впечатления нарядной живописности. Во 2-й половине 16 в. в большинстве районов П. вытесняется аскетически-суровым стилем «десорнаментадо» (или «эрререско»).

    Лит.: Camón Aznar J., La arquitectura plateresca, v. 1—2, Madrid, 1945.

    Университет в Саламанке. Фасад. 1529.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    ПЛАТЕРЕСКО

    ПЛАТЕРЕ́СКО (исп. plateresco, от platero — ювелир), архитектурный стиль испанского Возрождения(см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), возникший в конце 15 в. Основой стиля является тончайшее архитектурное узорочье, детализированное по формам и имеющее плоскостный, ковровый характер. На затрагивая конструкции зданий в целом, декор платереско первоначально накладывался на позднеготические, а позднее — и на ренессансные формы. В раннем платереско (архитекторы Х. Гуас, Х. де Колония, Э. де Эгас) сплавлены воедино мотивы готики(см. ГОТИКА) и «мудехара»; в поздний платереско (с 1530-х гг., архитекторы А. де Коваррубиас, Д. де Рианьо и др.) проникает все больше орнаментальные мотивов итальянского ренессанса (гирлянды, медальоны и т.д.), а также ордерных элементов, вносящих известную упорядоченность, но не нарушающих общего впечатления нарядной живописности.

  3. Источник: Энциклопедический словарь