Большая Советская энциклопедия

    I

    Иллюзиони́зм (франц. illusionisme, от лат. illusio — обман, насмешка)

    имитация видимого мира в произведениях изобразительного искусства, создание впечатления реально существующих предметов и пространства. И. предполагает зрительное стирание грани между условным миром изображения и реальной действительностью, их перетекание, активное взаимодействие, зрительную подмену или кажущееся уничтожение вещественного материала (из которого состоит само произведение), плоскости стены или картины. И. появляется в античной живописи, играет заметную роль в искусстве Возрождения, становится одним из главных принципов монументально-декоративного искусства Барокко (в интерьере стиля барокко конкретное архитектурное пространство сливается с устремляющимся в бесконечность иллюзорным живописным пространством); И. встречается и в станковом искусстве (например, живописные, реже — графические натюрморты-«обманки» 18 в., акварели Ф. П. Толстого в России).

    П. Г. Богомолов. «Книги». 1737. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.

    II

    Иллюзиони́зм

    вид циркового и эстрадного искусства. Основывается на использовании специальных аппаратов — ящиков с двойным дном, оптических приборов и др., а также на манипуляции, т. е. ловкости рук (прежде всего кистей и пальцев). Артист-иллюзионист добивается появления и исчезновения предметов, людей, «чудесных превращений». В И. широко используются явления, построенные в основном на обмане зрения.

    Начало И. относится к древности, когда иллюзионные приёмы использовались жрецами. В 17—18 вв. на ярмарках появились механики, показывавшие «чудеса», основанные на применении различных механизмов. В 19 в. в Париже выступал Г. Гудини, разработавший принципы многих применяющихся и ныне иллюзионных аппаратов. В 20 в. иллюзионисты стремятся создавать большие ревю, построенные на сложных трюках и эффектах, театрализуют выступления, вводят в них комические элементы. Среди наиболее известных зарубежных иллюзионистов: Ж. Ж. Пинетти, Дж. Б. Боско (Италия), Р. Кефало, Данте, Тафт (США), А. и К. Герман (Германия), П. Ч. Соркар (Индия), Ж. Э. Робер-Уден (Франция), Каланг (ФРГ) и др. Советские иллюзионисты: Э. Т. Кио (Ренард) и его сыновья Э. Э. и И. Э. Кио, Алли-Вад (А. А. Вадимов-Маркелов), Клео Доротти (К. Г. Карасик), М. А. Марчес, А. С. Шаг, Ван Тентау, А. Г. и Р.М. Сокол и др.

    Лит.: Кио, Фокусы и фокусники, М., 1958; его же. Иллюзионисты и «волшебники», М., 1959; Вадимов А., Искусство фокуса, М., 1959; Вадимов А. А. и Тривас А. А., От магов древности до иллюзионистов наших дней. Очерки истории иллюзионного искусства, [М., 1966].

    Ю. А. Дмитриев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. иллюзиони́зм;
    2. иллюзиони́змы;
    3. иллюзиони́зма;
    4. иллюзиони́змов;
    5. иллюзиони́зму;
    6. иллюзиони́змам;
    7. иллюзиони́зм;
    8. иллюзиони́змы;
    9. иллюзиони́змом;
    10. иллюзиони́змами;
    11. иллюзиони́зме;
    12. иллюзиони́змах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Малый академический словарь

    , м. цирк.

    Показ фокусов, основанных на применении специальной аппаратуры.

    [От франц. illusionnisme — самообман]

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    ИЛЛЮЗИОНИ́ЗМ, иллюзионизма, мн. нет, муж. (филос.). Идеалистическое философское воззрение, по которому внешний мир является иллюзией, реально не существующим явлением.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Философское воззрение, согласно которому внешний мир представляет собою лишь иллюзию, т.е. видимость, обман чувств.

    II

    м.

    Вид циркового и эстрадного искусства, заключающийся в умении показывать сложные фокусы (нередко и с применением специальной аппаратуры).

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    ИЛЛЮЗИОНИЗМ - в изобразительном искусстве обман глаз, имитация, создающая впечатление реального существования изображаемого пространства и предметов, как бы стирающая грань между реальным и изображаемым миром (архитектурно-перспективные росписи барокко, натюрморты-"обманки" 18 в.).

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Современная энциклопедия

    ИЛЛЮЗИОНИЗМ, в изобразительном искусстве имитация видимого мира, создающая впечатление реального существования изображаемого пространства и предметов, предполагающая при зрительном восприятии стирание грани между условным миром изображения и реальностью (например, натюрморты-"обманки", в которых иллюзорно выписанные средствами живописи предметы выдаются за реально существующие).

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    prestidigitación f, arte del prestidigitador

  15. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  16. Философская энциклопедия

    ИЛЛЮЗИОНИЗМ

    — позиция, согласно которой пространственно-временной внешний мир есть только видимость, «покрывало Майи», фантасмагория, феномен мозга и т.п. К И. могут быть отнесены учение инд. «Упанишад», а также философия А. Шопенгауэра, согласно которой не только все есть иллюзия, кажимость, но даже само существование не имеет никакого реального значения.

  17. Источник: Философская энциклопедия



  18. Энциклопедический словарь

    ИЛЛЮЗИОНИ́ЗМ -а; м. [франц. illusionnisme - самообман]

    1. Философское воззрение, по которому внешний мир представляет одну лишь видимость, обман чувств.

    2. Вид циркового и эстрадного искусства - показ фокусов, основанных на применении специальной аппаратуры и особых приёмов ловкости рук, быстроты и точности движений и т. п.

    3. В изобразительном искусстве: обман зрения, как бы стирающий грань между реальным и изображаемым миром. И. росписей барокко.

    * * *

    иллюзиони́зм

    в изобразительном искусстве обман глаз, имитация, создающая впечатление реального существования изображаемого пространства и предметов, как бы стирающая грань между реальным и изображаемым миром (архитектурно-перспективные росписи барокко, натюрморты-«обманки» XVIII в.).

    * * *

    ИЛЛЮЗИОНИЗМ

    ИЛЛЮЗИОНИ́ЗМ, в изобразительном искусстве обман глаз, имитация(см. ИМИТАЦИЯ), создающая впечатление реального существования изображаемого пространства и предметов, как бы стирающая грань между реальным и изображаемым миром (архитектурно-перспективные росписи барокко(см. БАРОККО), натюрморты-«обманки» 18 в.).

  19. Источник: Энциклопедический словарь



  20. Большой Энциклопедический словарь

  21. Источник: