по своему словопроизводству (от лат. ab и surdus) означает собственно ответ глухого; употребляется во всех европейских языках в значении нелепости (см. это слово).
(от латинского absurdus — нелепый)
бессмыслица, нелепость.
АБСУ́РД, -а, муж. Нелепость, бессмыслица. Довести мысль до абсурда.
• Театр (драма) абсурда течение в драматургии, изображающее мир как хаос и поступки людей как алогичные, бессмысленные.
-а, м.
Нелепость, бессмыслица.
Довести до абсурда.
□
На темы рассказов дяди Васи ходили между воспитанниками пародии, преувеличенные до абсурда. Куприн, На переломе.
[лат. absurdum]
бестолковщина, нелепость
Дойти до абсурда.
Ср. Здоровый мозг даже решительно отказывается понимать эти абсурды.
Маркевич. Марина из Алого Рога. 14.
Ср. Как смел он, не сказавши ей ни слова, заявлять о таком абсурде, как это намерение отказаться от своей должности.
Маркевич. Лесник. 11.
Ср. Новые писатели дают слишком много места реализму... Отвергают все основы искусства... дошли до абсурда... - Слышишь — "абсурд", каково слово! Он эдак и на кафедре преподает? — заметил генерал...
Гончаров. Литературный вечер. 2.
Ср. Когда противник хитрит, целесообразнее всего согласиться с ним, чтобы повести его к абсурду.
Курьер. О бенефисе в пользу кассы взаимопомощи.
Ср. C'est absurde — глупо, нелепо.
Ср. Ab absurdo — нелепо, нескладно (о лжеумствованиях, ложных и нелепых доказательствах и доводах), собств. ab surdo — сказано глухим, незнающим.
АБСУ́РД, абсурда, муж. (лат. absurdum). Нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда.
I
м.То, что противоречит здравому смыслу; нелепость, бессмыслица.
II
м. разг.Направление в искусстве и литературе второй половины XX в., изображающее мир и поступки людей как нелепость, как совокупность фактов, не поддающихся объяснению; абсурдизм.
АБСУРД (от лат. absurdus - нелепый) - бессмыслица, нелепость.
муж. absurdity, nonsense довести до абсурда договориться до абсурдам. nonsense;
довести что-л. до ~а carry smth. to the point of absurdity;
~ность ж. absurdity;
~ный absurd, ridiculous, nonsensical, ludicrous.
m.absurdity, nonsense
абсурд м Unsinn m 1 довести до абсурда ad absurdum führen vt театр абсурда absurdes Theater
м
Unsinn m
довести до абсурда — ad absurdum führen vt
театр абсурда — absurdes Theater
м.
absurde m; absurdité f
довести до абсурда — pousser à l'absurde
м.
absurdo m, absurdidad f
теа́тр абсу́рда — teatro del absurdo
дойти́ до абсу́рда — llegar al absurdo
довести́ до абсу́рда — reducir al absurdo
м.
assurdo m, assurdità f
истории преувеличенные до абсурда — storie esagerate all'assurdo
театр абсурда — il teatro dell'assurdo
(от лат. absurdus — нелепый, глупый) — нелепость, противоречие. В логике под А. обычно понимается противоречивое выражение. В таком выражении что-то утверждается и отрицается одновременно, как, напр., в высказывании «Тщеславие существует и тщеславия нет». Абсурдным считается также выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого все-таки может быть выведено противоречие. Скажем, в высказывании «Александр Македонский был сыном бездетных родителей» есть только утверждение, но нет отрицания и, соответственно, нет явного противоречия. Но ясно, что из этого высказывания вытекает очевидное противоречие: «Некоторые родители имеют детей и вместе с тем не имеют их». А. отличается от бессмысленного: бессмысленное не истинно и не ложно, его не с чем сопоставить в действительности, чтобы решить, соответствует оно ей или нет. Абсурдное высказывание осмысленно и в силу своей противоречивости является ложным. Напр., высказывание «Если идет дождь, то трамвай» бессмысленно, а высказывание «Яблоко было разрезано на три неравные половины» не бессмысленно, а абсурдно. Логический закон противоречия говорит о недопустимости одновременно утверждения и отрицания. Абсурдное высказывание представляет собой прямое нарушение этого закона. В логике рассматриваются доказательства путем «приведения к А.»: если из некоторого положения выводится противоречие, то это положение является ложным.
В обычном языке однозначности в понимании слова «А.» нет. Абсурдным называется и внутренне противоречивое выражение, и бессмысленное, и все нелепо преувеличенное.
В философии и художественной литературе эпитет «абсурдный» иногда используется для характеристики отношения человека к миру. А. истолковывается как нечто иррациональное, лишенное всякого смысла и внятной связи с реальностью. В философии экзистенциализма понятие А. означает то, что не имеет и не может найти рационального объяснения.
Пьесы «Лысая певица» Э. Ионеско (1950) и «В ожидании Годо» С. Беккета (1953) ознаменовали рождение театра А. в качестве жанра или центральной темы. В драме А. обычно нет интриги и четко определенных персонажей, в ней царит случайность, а «фабула» строится исключительно вокруг проблемы коммуникации. Здесь можно выделить несколько типов А.: нигилистический А., не содержащий даже минимальных сведений о мировоззрении и филос. импликациях текста и игры; А. как структурный принцип отражения всеобщего хаоса, распада языка и отсутствия связного образа человечества; сатирический А., используемый в отдельных формулировках и интриге и достаточно реалистично описывающий мир.
АБСУРД (лат. ad absurdum - исходящий от глухого) - термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. В истории философии понятие «А.» стало использоваться экзистенциализмом как атрибутивная характеристика отношений человека с миром, лишенным «смысла» и враждебным человеческой индивидуальности. Осознание отчуждения человека от мира и самоотчуждения индивида порождает «абсурдное сознание» (Камю, «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»). Понятие А. нередко использовалось и для критики претензий научного разума, бессильного перед непостижимостью мира, которую можно постичь лишь через художественное сознание. Тема А. была присуща творчеству С.Беккета, Э.Ионеско, С.Дали, А.Тарковского и мн. др.). В традиционной логике «доведение до А.» предполагает доказательство внутренней противоречивости утверждения. В повседневной жизни понятием «А.» принято обозначать утрату субъектом действия его смысла. При условии недостаточности инструментария и информации для адекватной оценки ситуации и принятия сбалансированного решения, как «абсурдную» оценивают саму ситуацию.
АБСУ́РД -а; м. [лат. absurdum]. То, что противоречит здравому смыслу; нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда. Прийти к абсурду. Театр абсурда (течение в драматургии, изображающее мир лишённым логики и смысла).
* * *
абсу́рд(от лат. absurdus — нелепый), бессмыслица, нелепость.
матем.
(метод) абсу́рд, -ду
матем.
(метод) абсу́рд, -ду
матем. абсу́рд(метод), неле́пость
(от лат. absurdus - нелепый) - англ. absurd/absurdity; нем. Absurditat /Unsinn. 1. Выражение противоречивое или лишенное смысла. 2. В формальной логике - определение противоречивое либо к такому сводимое при помощи правил умозаключений (reduc-tio ad absurdum). 3. В экзистенциализме - бессмысленность и трагическая противоречивость, характеризующая существование человека.
(от лат. absurdus - нелепый) - англ. absurd/absurdity; нем. Absurditat /Unsinn. 1. Выражение противоречивое или лишенное смысла. 2. В формальной логике -определение противоречивое либо к такому сводимое при помощи правил умозаключений (reduc-tio ad absurdum). 3. В экзистенциализме - бессмысленность и трагическая противоречивость, характеризующая существование человека.
(лат. ad absurdum - исходящий от глухого) - термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. (Разработку "философии А." в первую очередь принято ассоциировать с экзистенциализмом Ж.-П. Сартра.) Понятие "А." стало использоваться экзистенциализмом как атрибутивная характеристика отношений человека с миром, лишенным "смысла" и враждебным человеческой индивидуальности: не стоит придавать смысл всему тому, что происходит. Осознание отчуждения человека от мира и самоотчуждения индивида порождает "абсурдное сознание" (А.Камю). Согласно сознанию такого типа, адекватная коммуникация с "другими" невозможна: взгляд иных невыносим, эти "другие" суть посюсторонний ад. Любая попытка покинуть эту ситуацию А. - по определению абсурдна сама по себе. Лишь Существование (а не Бытие) реально, но это - реальность прибрежного песка, зыбкая и ненадежная. Свобода абсолютна, все безразличны друг другу - выбор не обсуждаем, он неизбывно задан. Единственный не-А., согласно экзистенциализму, - постоянная честность перед самим собой, готовность к помощи любому человеческому существу. Эта единственная деятельность, достойная уделосоразмерного выбора. Либо помощь несчастным и убогим, либо самоубийство - такова альтернатива, по Сартру, подножия "Стены", стены А. Понятие А. нередко использовалось в середине 20 ст. и для критики претензий научного разума, бессильного перед непостижимостью мира, которую можно постичь лишь через кардинальную переинтерпретацию подходов и установок традиционного естествознания, либо через художественное сознание. Тема А. была присуща творчеству С.Беккета, Э.Ионеско, С.Дали, А.Тарковского и мн. др. В традиционной логике "доведение до А." предполагает доказательство внутренней противоречивости утверждения. В повседневной жизни понятием "А. " принято обозначать утрату субъектом действия его смысла. При условии недостаточности инструментария и информации для адекватной оценки ситуации и принятия сбалансированного решения, как "абсурдную" оценивают саму ситуацию.
А.А. Грицанов