Словарь Брокгауза и Ефрона

    (от санскрит. çru — слушать: çruti = слушание) — технический термин в индийской литературе для всех тех сочинений, которые считаются сообщенными путем божественного откровения. Первоначально это имя носили только мантры и брахманы, но позже оно было распространено и на упанишады. Термину Ш. противополагается смрти, т. е. предание, традиция. Различие между этими двумя источниками литературных памятников (Ш. и смрти) проведено через всю индийскую литературу туземными авторитетами и было выработано брахманами еще до возникновения буддизма.

    С. Б—ч.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (санскр., от шру — слышать, различать)

    в индийской музыке — наименьшее расстояние между двумя ступенями звукоряда (интервал). Составляет немногим более 1/4 тона; в октаве насчитывается 22 Ш.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ШРУТИ (санскр. - букв. - то, что может быть услышано), интервал величиной менее полутона (ок. 1/4 тона).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    шру́ти

    (санскр., буквально — то, что может быть услышано), интервал величиной менее полутона (около 1/4 тона) в индийской музыке классической традиции.

    * * *

    ШРУТИ

    ШРУ́ТИ (санскр., букв. — то, что может быть услышано), интервал величиной менее полутона (ок. 1/4 тона).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальная энциклопедия

    (санскр., от шру - слышать) - минимальное расстояние между 2 звуками, а также принцип организации звукоряда в инд. классич. музыке, подразумевающий деление его на 22 неравных по величине интервала. Впервые понятие Ш. встречается в "Натьяшастре" Бхараты (первые века н. э.); впоследствии этот принцип организации рассматривается как целостная теория в трактатах "Брхаддеши" Матанги (5 в.), "Сангитамакаранда" Нарады (8 в.), "Сангитаратнакара" Шарнгадевы (13 в.) и др. В них Ш. трактуется как наименьший интервал и как средство муз. выразительности, способствующее выявлению того или иного эмоционально-психологич. состояния - раса. Каждый Ш. имеет название, соответствующее характеру своего раса: неизменный, блистающий, желанный, прекрасный и т. д. Ш. делятся на 5 групп (джати): жгучие, широкие, нейтральные, нежные и жалобные. Инд. философская мысль, для к-рой характерно синкретич. восприятие мира, включает каждый из Ш. в целостную систему мироздания, где им соответствуют определ. планеты, цвета спектра, божества и т. д.

    Большое значение имеет соотношение между 22 Ш., располагающимися в пределах октавы, и 7 осн. ступенями звукоряда. Каждая ступень (свара) включает определ. количество Ш.: шадджа (1-я свара) включает 4 Ш., ришабха (2-я) - 3, гандхара (3-я) - 2, мадхья-ма (4-я) - 4, панчама (5-я) - 4, дхайвата (6-я) - 3, нишада (7-я) - 2. Не образуя осн. звукоряда, 22 Ш. употребляются в сочетании с группой свар того или иного звукоряда или в виде микроинтервального орнамента ( гамака), к-рый имеет особое эстетич. значение. Наличие Ш. является одним из признаков, определяющих высокую степень развитости и утончённости музыки Юж. Азии. Распространённые в классич. музыке, они не типичны для традиц. музыки. См. Индийская музыка.

    Литература: Музыкальная эстетика стран Востока, ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова, (М., 1967), с. 123-29; Ranadе G. Н., Hindusthani music. Its physics and aesthetics, Bombay, 1939, 1951, 1971 (факсим. переизд.); Daniйlou A., Northern Indian music, v. 1, L. - Calcutta, 1949, p. 45-69, то же, N. Y.- Wash., (1969); Aspects of Indian music. A series of special articles and papers read at the music symposia arranged by All India Radio, New Delhi, (1970); Jairazbhoy N. A., An interpretation of the 22 Srutis, "Asian music", 1975, v. 6, No 1-2.E. M. Гороховик.

  9. Источник: Музыкальная энциклопедия



  10. Словарь индуизма

    (букв, услышанное) — откровение, противополагаемое смрити — свящ. преданию. Ш. включает наиб, авторитетную часть Вед — самхиты и брахманическую прозу (см. АРАНЬЯКА, БРАХМАНЫ 2, УПАНИШАДЫ), к-рые считаются вечными и не сотворенными, а лишь "увиденными" мудрецами-риши. Непосредственно к Ш. возводится ритуал шраута, излагаемый в шраутасутрах.

    А. Вигасин

  11. Источник: Словарь индуизма



  12. Большой Энциклопедический словарь

    ШРУТИ
    ШРУТИ (санскр. - букв. - то, что может быть услышано), интервал величиной менее полутона (ок. 1/4 тона).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  13. Источник: