Большая Советская энциклопедия

    (Dreiser)

    Теодор (27.8.1871, Терре-Хот, штат Индиана, — 28.12.1945, Голливуд), американский писатель и общественный деятель. Сын разорившегося мелкого предпринимателя — иммигранта из Германии. С юных лет переменил множество профессий. В 1889—90 учился в университете в г. Блумингтон. Литературную деятельность Д. начал в 1892 как репортёр газеты «Чикаго дейли ньюс» («Chicago Daily News»). В 1897 в журналах появились его первые рассказы и очерки. В 1900 опубликовал роман «Сестра Керри», где на широком социальном фоне нарисована судьба девушки из рабочей семьи; роман открыл новую страницу в истории американской литературы. Вместе с Г. Б. Фуллером, С. Крейном, X. Гарлендом, Ф. Норрисом Д. восстал против литературы так называемой изысканной традиции (genteel tradition), создав широкое социальное полотно. В 1911 Д. опубликовал роман «Дженни Герхардт», вернувшись к теме судьбы девушки из народа, но Дженни, в отличие от Керри, оказавшись жертвой буржуазного общества, остаётся воплощением лучших качеств, присущих простым труженикам. Дальнейшее развитие реалистического метода Д. связано с романами «Финансист» (1912) и «Титан» (1914); это первые 2 части «Трилогии желания». В образе Франка Каупервуда воспроизведены типичные черты американского капиталиста-хищника. Роман «Гений» (1915) Д. посвятил судьбе художника, загубленного капиталистическим порядком.

    Д. приветствовал Октябрьскую революцию в России. В книге «Бей, барабан!» (1920), состоящей из 17 статей и 3 пьес, Д. выступил против антисоветской интервенции. Вершины реалистического мастерства он достиг в романе «Американская трагедия» (1925). Рисуя путь морального растления Клайда Гриффитса, Д. вскрывает губительный для личности характер американского буржуазного общества. Роман принёс Д. всемирную известность, стал знаменем реалистической литературы США 20-х гг.

    В ноябре 1927 Д. по приглашению Советского правительства посетил СССР. Свои впечатления он изложил в книге «Драйзер смотрит на Россию» (1928). По материалам поездки в СССР Д. написал вошедшую в сборник «Галерея женщин» повесть «Эрнита», где впервые в американской литературе создан образ положительного героя-коммуниста. Д. — один из организаторов Амстердамского конгресса в защиту мира и культуры (1932). В публицистической книге «Трагическая Америка» (1931) Д. становится на позиции социалистического реализма. Ведёт активную антифашистскую деятельность, посещает республиканскую Испанию. В годы 2-й мировой войны 1939—45 Д. страстно выступал в поддержку героической борьбы советского народа, разоблачал гитлеризм и его пособников в Великобритании и США. В июле 1945 Д. вступил в Коммунистическую партию США. Посмертно изданы романы Д. «Оплот» (1946), «Стоик» (1947, неокончен, 3-я часть «Трилогии желания»).

    Соч.: The best short stories, Cleveland—N. Y., 1956; в рус. пер. — Собр. соч., под ред. С. Динамова, т. 2—7, 10—12, М.—Л., 1928—30; Собр. соч. [Вступ. ст. И. И. Анисимова], т. 1—12, М., 1951—55; Собр. соч. [Вступ. ст. И. И. Анисимова], т. 1—12, М., 1955.

    Лит.: Анисимов И. И., Теодор Драйзер и Америка, в сб.: Современная американская литература, М., 1950, с. 118—91; Засурский Я. Н., Теодор Драйзер, М., 1964 (имеется библ.); Matthiessen F. O., Th. Dreiser, N. Y., 1951; Lehan R. D., Theodore Dreiser. His world and his novels, Carbondale — [a. o.], [1969] (библ с. 269-72); Mс Donald E. D., A bibliography of the writings of Theodore Dreiser, N. Y., [1968].

    Я. Н. Засурский.

    Т. Драйзер. «Американская трагедия». Рисунок Х. Дейвиса (США, по изд. 1930).

    Т. Драйзер

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ДРАЙЗЕР (Dreiser) Теодор (1871 - 1945), американский писатель, публицист. Роман "Сестра Керри" (1900) и "Дженни Герхард" (1911) о полярных социально-нравственных судьбах простых девушек; "Финансист" (1912), "Титан" (1914), "Стоик" (издан в 1947) - "трилогия желания" о финансисте-"сверхчеловеке", демонстрирующем "чудо и ужас" индивидуализма, в том числе аморальность и обесцвечение личности, исповедующей принцип "я угождаю себе"; "Гений" (1915) о мертвящей власти денег над искусством; "Американская трагедия" (1925) о несостоятельности попытки юноши средних достоинств любой ценой добиться осуществления социального престижа и богатства ("американской мечты"). Сочетает реалистические и натуралистические принципы творчества. В 1945 вступил в компартию США.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Драйзер

    ДРАЙЗЕР Теодор (Theodore Dreiser, 1871—) — современный американский писатель. Р. в штате Индиана (Америка). В 1892—1895 был репортером в Чикаго и Сент-Луи, с 1895—1910 редактировал ряд журналов.

    Одна из первых опубликованных Д. литературных работ — очерк «Артистический квартал Нью-Иорка: литературно-артистическое убежище в Броксвилле» (журнал «Metropolitan Magazine», ноябрь 1897). До появления своего первого романа в 1900 Д. опубликовал 42 статьи и ряд поэм. Д. указал в интервью для справочника «Who’s who in America» (1899), что им были написаны две книги: «Исследование о знаменитых современниках» (Studies of contemporary celebrities) — очерки о Вильгельме II, Барнуме и т. д. — и «Поэмы» (Poems).

    Обычно однако библиография работ Д. начинается с его романа «Сестра Керри» (Sister Carrie, ноябрь 1900). Этим произведением Д. продолжал реалистические традиции радикальных мелкобуржуазных писателей Америки конца прошлого века (Ф. Норрис, С. Крэйн), но в условиях упадка этого движения. Роман был встречен критикой и обществом крайне враждебно, как «безнравственное» произведение. Без предрассудков и обычного в то время пуританизма подойдя к половой проблеме, Драйзер дал реалистический образ девушки, выступающей против общепринятых моральных взглядов. Только в 1911 Драйзер опубликовал свой второй роман — «Дженни Гергард» (Jennie Gerhardt), в котором развивает мотивы «Сестры Керри».

    Романом «Финансист» (The Financier, 1912) Д. начал свою монументальную «Трилогию желания» (A Trilogy of Desire). В основу ее положена история жизни миллионера Ч. Иеркса. Герой «Трилогии» (второй том ее — «Титан» — «The Titan», 1914; к третьему тому — «Стоик» — Д. приступил в январе 1929) — Франк Купервуд; Д. показывает, как буржуазная и коммерческая среда, окружавшая Купервуда, уже с детства формирует в нем психологию дельца и приобретателя, для которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и богатства. Начав с мелких спекуляций, Купервуд постепенно приобретает состояние, подкупает чиновников и муниципалитет, незаконно приобретает городские концессии в Филадельфии, но в финале терпит поражение, попадает в тюрьму и затем вынужден оставить Филадельфию.

    В романе «Титан» Д. развертывает жизнь Купервуда в Чикаго, где на расширенной базе повторяется цикл его деятельности в Филадельфии.

    «Трилогия желания» — значительнейшее произведение американской и европейской лит-ры XX в. С исключительной изобразительной силой обрисовывает Д. быт и нравы финансовой среды, духовную опустошенность крупной буржуазии, ее чисто физиологическое отношение к женщине, хищнический подход к обществу и политическую беспринципность.

    Нападки консервативной критики особенно усилились после опубликования в 1916 романа «Гений» (The Genius), к-рый Д. считает своим лучшим произведением. По настоянию «Общества уничтожения порока» суд запретил распространение романа, и лишь позднее это запрещение было снято. Тема романа — мертвящая власть денег и чувственности над искусством. Герой романа, художник Витла, цель существования сводит только к искусству и к женщинам. Это опустошает его творчество, он становится преуспевающим дельцом, утрачивает свои художественные способности; наконец он сам начинает сознавать, что буржуазное общество уничтожило его как художника.

    В своем романе «Американская трагедия» (An American Tragedy, 1925) Д. выводит среднего, типичного для мелкой буржуазии, американского юношу Грифитса, малообразованного, легкомысленного, слабовольного. Сущность трагедии Грифитса, кончающего свою жизнь на электрическом стуле, — его социальная неприспособленность к окружающей действительности, сочетающаяся со стремлением выдвинуться, занять исключительное положение, войти в буржуазные круги. Грифитс — жертва американского псевдодемократизма. Как и во всех своих романах, Драйзер в «Американской трагедии» дает широкую картину нравов и быта изображаемой им среды.

    Д. — художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство — это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Д. передает быт во всех его даже мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Грейс Браун в «Американской трагедии» приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Д. в отсутствии стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля.

    Д. во всех своих произведениях тяготеет к социальным темам, что не мешает ему быть художником-психологом. Беря общественные темы, он перемещает их в плоскость индивидуальной психики, показывая в итоге психологически-индивидуальную сторону больших общественных явлений. Ограничению темы в объеме сопутствует у Драйзера ее углубление.

    По своей идеологии Д. — представитель радикальной части мелкой буржуазии. В «Трилогии желания» он обнажает хищническую природу Купервуда и его интеллектуальную опустошенность, но в то же время любуется этим спекулянтом: Д. привлекает этот смелый финансовый гигант. В «Гении» положительное разрешение противоречий Витла Д. видит в его отходе от излишней чувственности к искусству. В «Американской трагедии» Драйзер с исключительной симпатией изображает невежественную религиозную фанатичку, мать Грифитса, и священника Мак Миллана. Еще более показательна книга Драйзера «Двенадцать мужчин» (Twelve men, 1919), к-рую составили двенадцать биографических очерков: симпатии автора здесь целиком на стороне представителей мелкой буржуазии («Питер», «Кэлхен», «Патриарх» и т. д.).

    Д. принадлежат два сборника рассказов — «Освобождение» (Free and other stories, 1918) и «Цепи» (Chains), в к-рых разрабатываются главным образом психологические и сексуальные мотивы. Им написано также два тома пьес: «Рука гончара» (The hand of the potter, 1919) и «Пьесы естественные и сверхъестественные» (Plays of the natural and the supernatural, 1916), ничего исключительного не представляющие. Ранние очерки Д. о Нью-Иорке собраны в его книге «Картина великого города» (The Colour of a Great City, 1923). «Hey Rub-A-Dub-Dub» (1919) — сборник статей Драйзера, из к-рых наиболее интересна статья «Американский финансист». В 1926 вышел том стихотворений Д.: «Настроения» (Moods, cadenced and declaimed), близких по форме к Уитмену, но упадочных по содержанию. Кроме указанных, Д. написаны еще следующие произведения: «Книга о себе» (A book about myself, 1922, является вторым томом автобиографического цикла; первый том «Заря» закончен Д. в конце 1928, из печати еще не вышел), «Каникулы» (A Hoosier Holiday, 1916) и «Сорокалетний путешественник» (A traveller at forty, 1913) — книги путешествий.

    В «Галерее женщин» (A gallery of women, 1928) собраны биографические очерки Драйзера, так же как и в книге «Двенадцать мужчин».

    Как и в последней книге, Драйзер обращается к самым различным общественным слоям, выискивая в них оригинальных, выдающихся людей. Но «Галерея женщин» резко отличается от «Двенадцати мужчин» тем, что Д. подчеркивает сексуальное, именно в половом ищет он объяснения не только чисто субъективных, но и социальных поступков и процессов. Женщина для него — прежде всего существо половое, только в сексуальном видящее смысл и оправдание действительности.

    Последний роман Драйзера — «This Madness» (Безумие, 1929). Этот роман — свидетельство творческого упадка Драйзера. Он отходит от широкого воспроизведения действительности, замыкает ее в круг узкосубъективных переживаний: «This Madness» представляет собою ряд любовных эпизодов, объединенных тем, что в центре их поставлен один герой — сам автор.

    После поездки в СССР, в 1928, Д. опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию» (Dreiser looks at Russia), в к-рой, наряду с ошибочными взглядами и неверным освещением советской действительности, имеется ряд положительных моментов, вызвавших ожесточенную кампанию буржуазной прессы против писателя.Библиография:

    I. Первый русск. перев. из Драйзера (М. Волосова) «Суд Линча» и др. рассказы издан в 1925 («Сеятель»); в эту книгу вошли рассказы ив книги «Освобождение»; тогда же (1925) этим издательством были выпущены рассказы «Охота на мужчину», перев. М. Волосова. Затем изд-во «Мысль» выпустило: Сестра Керри, перев. М. Волосова, Л., 1927; Дженни Гергард, перев. его же, Л., 1927; Краски Нью-Иорка («Картина великого города»), перев. В. П. Стелецкого, Л., 1927; Необыкновенная история и др. рассказы (Освобождение), перев. Т. и В. Ровинских; большинство переводов этого издания крайне неудовлетворительно, текст подвергся недопустимым искажениям. «Картина великого города» издана Гизом под названием «Нью-Иорк», перев. П. Охрименко, 1927. Изд-во «Земля и фабрика» печатает собрание сочинений Драйзера в 12 томах под общей редакцией С. Динамова (все романы, сборники рассказов, «Книга о себе», путешествия); каждый том сопровождается статьями и сводом отзывов американской и европейской критики о Драйзере. Изд-во «Молодая гвардия» выпускает сокращенное издание «Трилогии желания» под заглавием «История американского миллионера».

    II. О Драйзере см. вступительные статьи к его сочинениям в издании «Земля и фабрика»; Динамов С., Теодор Драйзер, «Книгоноша», 1926, № 33; Бенни Я., О романах Теодора Драйзера, «Новый мир», 1928, IX; Раско Б., Творчество Теодора Драйзера, «На лит-ом посту», 1928, XI—XII.

    III. Theodore Dreiser by Burton Lascol, N.-Y., 1925; Th. Dreiser, A Bibliography, by Ed. D. Mc Donald, Филадельфия, 1928; Dreiser before «Sister Carrie», by Ed. D. Mc Donald, «The Bookman», v. LXVII, № 4, 1928. Помимо этого к каждому тому собр. сочин. Д. в изд. «ЗИФ» прилагаются перев. иностранной критики о Д., в к-рую входят извлечения из указанных выше кн. Бэртона Раско, упом. ст. Мак Дональда «Драйзер до Сестры Керри » и др.

  5. Источник: Литературная энциклопедия