Большая Советская энциклопедия

    преромантизм, комплекс идейно-стилевых тенденций в западноевропейской литературе 2-й половины 18 — начала 19 вв. и изобразительном искусстве конца 18 — начала 19 вв.; генетически предвосхищая Романтизм, П. сохраняет преемственность некоторых мотивов и идей литературы Сентиментализма (апелляция к «чувству», апология «естественного» существования, поэтизация «мирной» природы и др.), однако это идеологически разные течения: в рамках сентиментализма осуществляется критика рационализма Просвещения, тогда как П. — начало его полного и бескомпромиссного отрицания. «Зыбкая», переходная природа П. находит подтверждение в творческих судьбах «предромантиков», часто относимых либо уже к романтизму (У. Блейк), либо ещё к сентиментализму (Ж. А. Бернарден де Сен-Пьер). Связанный с выдвижением третьего сословия, П. проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности («Влюблённый дьявол» Ж. Казота; в известной мере произведения маркиза де Сада). В предреволюционные годы французский П. обретает гражданственное антифеодальное звучание.

    Наиболее характерно и полно П. развился в Англии. Констатируя кризис просветительского сознания, английский П. демонстративно реставрирует «старину» (мистификации Т. Чаттертона, Дж. Макферсона), обращается к народному творчеству (песни и баллады Т. Перси, А. Рамзей и др.), создаёт «готический роман» (А. Радклиф и др.). Поэтизируя душевную стихию, углубляясь в неё, английский П. переносит акцент на перипетии индивидуальной человеческой судьбы. В русле увлечения средневековьем лежит и возрождение интереса к «варварскому» У. Шекспиру как образцу истинной поэзии («Мысли об оригинальном творчестве», 1759, Э. Юнга). Критика буржуазного прогресса выразилась в «кладбищенской поэзии» Юнга («Жалоба, или Ночные думы», 1742—45), в меланхолических «Элегиях» (1751) Т. Грея. П. проявился также в литературах США, Венгрии, Италии, Испании. В России П. не получил законченного выражения; синкретизм русской литературы конца 18 в. (одновременное присутствие различных идейно-художественных тенденций) свёл его к отдельным мотивам в поэзии Г. Р. Державина, Н. И. Гнедича, В. А. Жуковского.

    В сфере изобразительного искусства П. гораздо органичнее переходит в собственно романтизм. Здесь он также отмечен стремлением к индивидуализации образов, тяготением к драматическим мотивам, островыразительной художественной форме и нередко обладает гражданственным звучанием.

    В. А. Харитонов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПРЕДРОМАНТИЗМ (преромантизм) - комплекс идейно-стилевых тенденций в литературах европейских стран и США (кон. 18 - нач. 19 вв.), предвосхитивших романтизм. Сохранял ряд черт сентиментализма, но положил начало бескомпромиссному отрицанию просветительского рационализма. Проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности, интересом к средневековью и "естественному", не затронутому цивилизацией обществу. Наиболее полно комплекс идей предромантизма выразил Ж.-Ж. Руссо. Богата литература предромантизма в Англии, возродившая ряд фольклорных жанров и создавшая готический роман. В Германии предромантизм проявился у писателей "Бури и натиска".

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    предроманти́зм

    (преромантизм), комплекс идейно-стилевых тенденций в литературах европейских стран и США (конца XVIII — начала XIX вв.), предвосхитивших романтизм. Сохранял ряд черт сентиментализма, но положил начало бескомпромиссному отрицанию просветительского рационализма. Проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности, интересом к средневековью и «естественному», не затронутому цивилизацией обществу. Наиболее полно комплекс идей предромантизма выразил Ж. Ж. Руссо. Богата литература предромантизма в Англии, возродившая ряд фольклорных жанров и создавшая готический роман. В Германии предромантизм проявился у писателей «Бури и натиска».

    * * *

    ПРЕДРОМАНТИЗМ

    ПРЕДРОМАНТИ́ЗМ (преромантизм), комплекс идейно-стилевых тенденций в литературах европейских стран и США (кон. 18 — нач. 19 вв.), предвосхитивших романтизм(см. РОМАНТИЗМ). Сохранял ряд черт сентиментализма, но положил начало бескомпромиссному отрицанию просветительского рационализма. Проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности, интересом к средневековью и «естественному», не затронутому цивилизацией обществу. Наиболее полно комплекс идей предромантизма выразил Ж.-Ж. Руссо. Богата литература предромантизма в Англии, возродившая ряд фольклорных жанров и создавшая готический роман(см. ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН). В Германии предромантизм проявился у писателей «Бури и натиска»(см. БУРЯ И НАТИСК).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

  7. Источник: