Большая Советская энциклопедия

    (лат. magus, греч. mágos, от др.-перс. магуш)

    жрецы и члены жреческой касты в древнем Западном Иране. У Геродота М. — название одного из мидийских племён. С распространением Зороастризма в Западном Иране М. выступают как его жрецы, признававшие Заратуштру своим пророком (принятие М. зороастризма различные исследователи датируют от 7 до конца 5 — начала 4 веков до н. э.). В ранний зороастризм М. внесли существенные изменения; зороастрийское учение парфянского и сасанидского периодов в Иране (3 век до н. э. — 7 век н. э.) восходит к М. Именно М. сохранили дошедшие до нас части «Авесты». М. назывались также жрецы иранских верований, отличавшихся от зороастризма и распространённых в Закавказье, Малой Азии и некоторых других странах Востока. В эллинистический период и позднее слово «М.» стало означать волшебников, чародеев, астрологов и т.п., отсюда — магия.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МАГИ - в древнем Иране жрецы. Магами называли также волшебников, чародеев, астрологов (см. также Магия).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    ма́ги

    в древнем Иране жрецы. Магами называют также волшебников, чародеев, астрологов (см. также Магия).

    * * *

    МАГИ

    МА́ГИ, в древнем Иране жрецы. Магами называли также волшебников, чародеев, астрологов (см. также Магия(см. МАГИЯ)).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    жрецы и члены жреческой касты в Древнем Иране, а также в ряде соседних с Ираном стран. Нек-рые исследователи считают, что М. происходят от индийского племени маги, представители которого монополизировали исполнение жреческих функций в Мидии, а затем и в нек-рых др. областях Ирана (Ж. Дармстетер, В. В. Струве, И. М. Дьяконов и др.); нек-рые ученые полагают, что М. были первоначально жреч. кастой - индийской (X. Нюберг и др.) или персидской (Дж. Мессина). Развитие понятия М. в направлении племя - жрецы не представляется возможным уже в свете ранних данных о М., переход же назв. жрецов, назв. касты на назв. племени легко объясним на материалах индо-иран. кастовой системы. Вопрос о религии М. и ее отношении к другим древнеиран. религиям также решается по-разному. Чаще считают М. чуждыми зороастризму (И. Гертель, Э. Херцфельд и др., по к-рым Заратуштра жил в Иране при первых Ахеменидах; а также И. Гершевич, Р. Ценер и др., считающие, что зороастризм возник в Ср. Азии в доахеменидский период). Зороастрийцами считали М. те, кто исходил из теории о зап.-иран. происхождении зороастризма (Ж. Дармстетер, В. Джэксон и др.). Нек-рые ученые, следуя мнению о вост. происхождении зороастризма, полагают, что он был воспринят М. еще в мидийский период (И. М. Дьяконов и др.) и что Ахемениды не были последовательными зороастрийцами, но культ Ахурамазды принесен к ним М. из зороастризма (М. А. Дандамаев). Ряд ученых полагает, что поскольку маздеизм бытовал в Зап. Иране и независимо от зороастризма, то М. должны быть признаны последователями незороастрийского маздеизма и дуализма (X. Нюберг, А. Кристенсен и др.). Акад. В. В. Струве полагает, что религия Ахеменидов и зороастризм восходят к одному источнику - верованиям Сев.-Зап. Ирана 9-7 вв. и что М. - последователи маздеизма - были жрецами и индийских и перс. царей. Позже (ок. 2-й пол. 5 в.) М. признали Заратуштру своим пророком, и была создана объединявшая элементы его учения и верований М. религ. система, ставшая при Сасанидах господствующей.

    М. играли большую роль в политич. жизни Др. Ирана; на ранних этапах государственности в целом поддерживали царскую власть в борьбе против родовой знати; при Сасанидах М. были в осн. оплотом консервативных норм обществ. жизни. В эллинистич. период и позднее слово "М." стало обозначать волшебников и астрологов.

    Лит.: Дандамаев М. A., Иран при первых Ахеменидах (VI в. до н. э.), М., 1963, с.151-57, 234-61 (имеется библ.); Zaehner R., The dawn and twilight of Zoroastrianism, L., 1961 (библ.); Duchesne-Guillemin J., La religion de l'Iran ancien, P., 1962 (библ.).

    Э. А. Грантовский. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    . см. <<Волхвы.

  9. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  10. Реальный словарь классических древностей


    • Măgi,

    Μάγοι, в Персии и Медии так назывались члены жреческой касты, которые, как и левиты у народа израильского, вероятно, принадлежали к особенному колену. Hdt. 1, 101. В их руках было первоначально сосредоточено всякое научное образование, и они же заведовали религиозными обычаями. Цицерон (div. 1, 23) называет их genus sapientum et doctorum. Когда они пришили в упадок, явился реформатор Зороастр и разделил их на 3 класса: учеников (Herbeds), учителей (Mobeds) и совершенных учителей (Destur Mobeds). Они составляли замкнутое сословие и имели большое политическое влияние (Hdt. 3, 30 слл.), владели даром предсказания и вели простой и воздержанный образ жизни. Пифагор, Эмпедокл и Платон называются иногда их учениками. Пророк Иеремия упоминает о сословии магов также у халдеев и вавилонян, члены которого предсказывали будущее по звездам, по полету птиц и по жертвенным животным. см. Chaldaei, Халдеи; ср. Хеn. Суr. 8, 3, 6. Curt. 3, 7, 9. 5, 3, 22.

  11. Источник: Реальный словарь классических древностей



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: