«Фальконе Этьенн Морис»

Фальконе Этьенн Морис в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Фальконе Этьенн Морис»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Фальконе (Falconet) Этьенн Морис (1.12.1716, Париж, √ 24.1.1791, там же), французский скульптор. Сын столяра. В детстве занимался резьбой по дереву; в 1734√44 учился у скульптора Ж. Б. Лемуана в Париже. Одно из первых значительных произведений Ф. √ группа «Милон Кротонский» (гипсовая модель, 1744, Эрмитаж, Ленинград; мрамор, 1754, Лувр, Париж) √ отличается барочным драматизмом. В 1750-е √ начале 1760-х гг. Ф. создавал аллегорические и мифологические статуи и группы («Пигмалион», 1763, там же, и др.), а гакже модели для севрских статуэток из бисквита («Купальщица», в 1757√1766 Ф. руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры); в этих произведениях чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму 18 в.

    Талант Ф.-монументалиста в полную силу раскрылся в период пребывания скульптора в России (1766√78) и его работы над памятником Петру I, установленному на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М. А. Колло). В духе просветительской философии 18 в. Ф., по его словам, представил Петра как «созидателя, законодателя, благодетеля своей страны». Пьедесталом памятника послужила гранитная скала, обработанная в форме морской волны. Мощная бронзовая фигура всадника, осадившего и вздёрнувшего на дыбы скачущего коня, полна героического пафоса; стремительный порыв органично сочетается в ней с торжественным величием. Блестящее воплощение нашли в памятнике (за которым благодаря одноименной поэме А. С. Пушкина закрепилось название «Медный всадник») идеи могучего подъёма страны, драматические сложности переломного момента в истории. Важную роль в образно-пластическом решении этого лучшего произведения Ф. играет тонко продуманное многообразие аспектов его восприятия. Ф. продемонстрировал умение преодолевать технические трудности (фигура коня опирается на задние ноги и хвост, прикрепленный к змее, символизирующей зависть и козни врагов).

    Не дождавшись открытия памятника (1782), Ф. в 1778 уехал в Голландию, а в 1780 вернулся во Францию (последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не работал). значительное место в наследии Ф. занимают теоретические сочинения мастера, тесно связанные с эстетикой французских просветителей (Д. Дидро и др.).

    Соч.: CEuvres..., t. 1√6, Lausanne, 1781, 3ed., Gen., 1970; в рус. пер., в кн.: Мастера искусства об искусстве, т. 3, [М., 1967].

    Лит.: Аркин Д., Медный всадник, М. √ Л., 1958; Зарецкая З. В., Фальконе, Л. √ М., [1965]; Каганович А. Л., «Медный всадник», Л., 1975; Levitine G., The sculpture of Falconet. Greenwich, 1972.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.