Большая Советская энциклопедия

    Джойс (Joyce) Джеймс (2.2.1882, Дублин, ‒ 13.1.1941, Цюрих), ирландский писатель. Окончил иезуитский колледж и Дублинский университет (1902). В 1904 покинул родину, с 1920 жил в Париже. Дебютировал в 1907 книгой стихов «Камерная музыка», но известность Д. принесла проза. В рассказах сборника «Дублинцы» (1914, рус. пер. 1937) выведены образы «маленьких людей», задавленных мещанским бытом; в некоторых рассказах Д. выступил против угнетения Ирландии Англией. В романе «Портрет художника в юности» (1916) Д. показал освобождение юного героя от морально-религиозных догматов и обязанностей и в то же время его отказ от общественной борьбы и национально-освободительных идеалов: герой Д. замыкается в кругу художественных интересов.

    В главном произведении Д. ‒ романе «Улисс» (1922) развит наметившийся в «Портрете художника» метод «потока сознания» (см. «Поток сознания»). Избегая целостного изображения действительности, Д. фиксирует самые ничтожные поступки, ощущения и мысли персонажей. В этом калейдоскопе вырисовываются бесцельность и пошлость жизни, воплощённые в одном из героев «Улисса», дублинце Блуме. Объективно роман ‒ это приговор буржуазной цивилизации, но критика Д. бесперспективна, т.к. он убеждён в извечной порочности человеческого общества. Д. стремился раскрыть внутренний мир человека, показать тончайшую, даже мимолётную реакцию главных персонажей на окружение, изображаемое подчас с натуралистической тщательностью. Вместе с тем Д. ищет в своих героях отголоски тех черт, которые были запечатлены уже в древних мифах. Отсюда уподобление истории Блума и Стивена, героев «Улисса», героям древнего эпоса. Экспериментирование Д. с языком и стилем, чрезмерно сложная символика ведут к разрушению классической формы романа, особенно явственному в «Поминках по Финнегану» (1939), содержанием которого стали сновидения центрального персонажа. Д. оказал огромное влияние на модернистскую литературу (см. Модернизм).

    Соч. в рус. пер.: [Главы из «Улисса»], «Интернациональная литература», 1935, № 1‒3, 9‒12; 1936, № 1‒4.

    Лит.: Старцев А. И., О Джойсе, «Интернациональная литература», 1936, №4; Жантиева Д. Г., Джеймс Джойс, М., 1967; Gilbert S., J. Joyce's Ulysses, L., 1960; Burgess A., Here comes everybody, L., [1965]; Ellmann R., James Joyce, L., 1966; Goldberg S. L., Joyce, Edinburgh ‒ L., [1967]; Anderson Ch. G., James Joyce and his world, L., [1967]; The Celtic master. Contributions to the First James Joyce symposium held in Dublin. 1967, [Dublin, 1969]; A bash in the tunnel. J. Joyce by the Irish, Brighton, [1970]; J. Joyce. The critical heritage, v. 1‒2, L., [1970]; Parker A. D., James Joyce. A bibliography of his writings, critical material and miscellanea, Boston, 1948.

    Е. В. Корнилова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Joyce, James Augustine)

    ДЖЕЙМС ДЖОЙС

    ДЖЕЙМС ДЖОЙС

    (1882-1941), ирландский писатель. Родился 2 февраля 1882 в Ратгаре, пригороде Дублина. Учился в иезуитском пансионе (этот период его жизни нашел впоследствии отражение в Портрете художника в юности), но уже на искусствоведческом факультете Дублинского университетского колледжа познал материальные трудности, преследовавшие его и в зрелые годы. Мятежное окружение способствовало закреплению бунтарских настроений Джойса. Однако его не привлекали политические и литературные движения, ставившие своей целью освобождение Ирландии. Он тяготел к общеевропейской культуре, чему немало способствовал его исключительный писательский дар. В 1902 Джойс ушел из семьи, бросил учебу и под предлогом изучения медицины поехал в Париж. В 1904 Джойс возвратился на континент - на этот раз вместе с Норой Барнакл, родившей ему сына и дочь (официально она станет его женой в 1931). В течение многих лет Джойс преподавал английский язык в Триесте и Цюрихе - местах своей добровольной ссылки, ставших легендарными после запоздало пришедшей славы. Творческому становлению Джойса, как и многих других писателей того времени, помог американский поэт Э.Паунд - он содействовал в получении Джойсом разных субсидий и свел с людьми, которые помогли писателю обосноваться в Париже. Джойс пережил Первую мировую войну в Цюрихе, туда же он с женой, сыном и внуком перебрался с началом Второй мировой войны. В последнем опубликованном письме, датированном 20 декабря 1940, Джойс благодарит мэра города за предоставленное его семье убежище сдержанно и с достоинством человека, знающего себе цену и свое место в литературе 20 в.

    Умер Джойс в Цюрихе 13 января 1941. Первой увидевшей свет книгой Джойса стал поэтический сборник из 36 коротких стихотворений Камерная музыка (Chamber Music, 1904). По сути дела, это в высшей степени эстетская поэзия: над знатоком и ценителем У.Патера, прерафаэлитов, П.Верлена властвуют чары елизаветинской лирики; стихи грациозны и бесплотны, в них полностью отсутствует привязанность к лицам и обстоятельствам, без чего немыслимо зрелое творчество Джойса. Но с технической стороны они безупречны, и хотя содержательный диапазон их довольно узок, все с лихвой искупается изысканным, почти женственным поэтическим чувством. Сам Джойс, пренебрежительно называвший сборник "пригоршней пустяшных од", опубликовал, однако, впоследствии еще один, где стихов совсем мало, - Яблоки по пенни за штуку (Pomes Penyeach, 1927). Сборник из 15 скетчей или рассказов Дублинцы (Dubliners) вышел в 1914. Некоторые из них незначительны, в других Джойс изображает жителей Дублина и городские ситуации. Портрет художника в юности (A Portrait of the Artist as a Young Man, 1916) в большой степени автобиографичен, о чем говорит уже название романа. Это произведение представляет собой переработку вполне сырого материала, сохранившийся фрагмент которого был опубликован после смерти писателя, в 1944, под названием Стивен-герой (Stephen Hero). Написанный почти целиком в молодые годы, Портрет демонстрирует пластику и холодный анализ. В этом отношении он значительно превосходит Изгнанников (Exiles, 1914) - тоже во многом автобиографическую пьесу. Но выдающееся место в истории литературы Джойс занял прежде всего благодаря Улиссу (Ulysses, 1922), наряду с циклом романов М.Пруста В поисках утраченного времени самому новаторскому произведению 20 в. Работая над Дублинцами, Джойс сделал зарисовку, где некий мистер Хантер целый день бродит по Дублину, вызывая иронические ассоциации с героем гомеровской Одиссеи. Согласно одной теории, которую разделял и Джойс, герой античной эпопеи - семит, и Джойс в какой-то степени соединил этот миф с легендой о Вечном Жиде. Так мистер Хантер превратился в Леопольда Блума, еврейского коммерсанта, а все случившееся с ним за один день в городе, для него одновременно и родном, и чужом, стало основой для тщательно воссозданной атмосферы дублинской жизни в "День Блума" - 16 июня 1904. Этому не слишком похожему на своего прототипа Улиссу Джойс дает Телемаха в лице Стивена Дедалуса: тот сходит со страниц Портрета, дабы символически исполнить роль сына в поисках отца. Эту тему Джойс, по-видимому, счел важнейшей в Одиссее и увлеченно вводил ее в роман. И все же Улисс, хотя и задуман как сложное многоплановое произведение, является прежде всего монументальным исследованием возможностей языка. Улисс - это воссоздание одного дня. Поминки по Финнегану (Finnegans Wake, 1939), известные в течение долгого времени как Текущая работа (Work in Progress), Джойс писал на протяжении последних 15 лет жизни. Это подробный отчет об одной ночи или, точнее, о блуждании ограниченной мысли спящего человека в бесконечности мироздания. Поминки по Финнегану - очень длинная книга, написанная языком, в муках изобретенным Джойсом; этот язык соотносится с обычным так же, как бессознательные психические процессы - с сознательными. Книгу нельзя читать в привычном смысле этого слова. Однако она бесконечно интересна - особенно для писателей - как памятник единственной в своем роде титанической попытки ввести в язык новые формы.

    ЛИТЕРАТУРА

    Жантиева Д.Г. Джеймс Джойс. М., 1967 Мелетинский Е.М. Антитеза: Джойс и Томас Манн. - В кн.: Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976 Джойс Дж. Дублинцы. М., 1982 Джойс Дж. Изгнанники. М., 1992 Джойс Дж. Улисс. М., 1993 Джойс Дж. Собрание сочинений, тт. 1-3. М., 1993-1994 Набоков В.В. Джеймс Джойс. - В кн.: Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Джойс Джеймс

    (Joyce) (1882—1941), ирландский писатель, представитель модернистской и постмодернистской прозы. Сборник рассказов «Дублинцы» (1914), роман «Портрет художника в юности» (1917), пьеса «Изгнанники» (1918). В романах «Улисс» (1922), «Поминки по Финнегану» (1939) выступил открывателем новой поэтики, способов письма, в которых художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения. «Улисс» полупародийно соотнесён с «Одиссеей» Гомера, «Поминки...» базируются на кельтской мифологии Финна. Художественный метод Джойса включает «поток сознания», пародии, стилизации, комические приёмы, мифологические и символические слои смысла; его языкотворчество доходит до создания нового экспериментального языка. Аналитическому разложению языка и текста сопутствует разложение образа человека, новая антропология, близкая к структуралистской и почти полностью исключающая социальные аспекты. Творчество Джойса оказало влияние на последующую прозу и теорию литературы.

    * * *

    ДЖОЙС Джеймс

    ДЖОЙС (Joyce) Джеймс (1882—1941), ирландский писатель, представитель модернистской(см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)) и постмодернистской прозы(см. ПОСТМОДЕРНИЗМ). Сборник рассказов «Дублинцы» (1914), пьеса «Изгнанники» (1918), роман «Портрет художника в юности» (1917). В романах «Улисс» (1922), «Поминки по Финнегану» (1939) выступил открывателем новой поэтики, способов письма, в которых художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения. «Улисс» полупародийно соотнесен с «Одиссеей» Гомера(см. ГОМЕР), «Поминки...» базируются на кельтской мифологии Финна. Художественный метод Джойса использует «поток сознания»,(см. ПОТОК СОЗНАНИЯ) пародии, стилизации, комические приемы, мифологические и символические слои смысла; его языкотворчество доходит до создания нового экспериментального языка. Аналитическому разложению языка и текста сопутствует разложение образа человека, новая антропология, близкая к структуралистской и характерная почти полным исключением социальных аспектов. Творчество Джойса оказало влияние на последующую прозу и теорию литературы.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Лермонтовская энциклопедия

    ДЖОЙС (Joyce) Джеймс (1882—1941), ирл. писатель. Прочитанный в молодости «Герой нашего времени» произвел на Д. глубокое впечатление и побудил назвать «Стивен герой» свой автобиографич. роман, начатый в 1904 и позднее переименованный в «Портрет художника в юности» (1916). В нем Д. показал духовное развитие художника, борющегося против морального гнета семьи, об-ва, религии и утверждающего себя в творчестве. Роман Л. привлекал Д. всесторонним изображением и беспощадным анализом внутр. жизни героя. В сент. 1905 Д. писал брату Станиславу: «Я знаю лишь одну книгу, похожую на мою, это — «Герой нашего времени» Лермонтова. Конечно, моя гораздо длиннее; герой Лермонтова аристократ, усталый от жизни, и существо храброе. Но есть сходство в замысле, в заглавии, а порой и в язвительной трактовке». В письме брату от 18 авг. 1905 Д. сочувственно цитировал слова Л.: «Исповедь Руссо имеет уже тот недостаток, что он читал ее своим друзьям» (VI, 249).Лит.: Гениева Е., Джеймс Джойс в рус. лит-ре, в кн.: Материалы XXVI научной студенч. конференции Тартуского гос. ун-та, Литературоведение, лингвистика, Тарту, 1971, с. 40; Ellmann R., James Joyce, Oxf., 1959, p. 215—17.

  7. Источник: Лермонтовская энциклопедия