Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Полака.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (франц. polonaise, от polonais — польский)

    1) торжественный бальный танец-шествие. Музыкальный размер 3/4. В своих истоках — народного происхождения. С 16 в. стал придворным танцем во Франции и др. европейских странах. Образцы П. встречаются в сюитах и партитах И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, в произведениях В. А. Моцарта, Л. Бетховена, К. М. Вебера, Ф. Шуберта. Широкое развитие этот музыкальный жанр получил в творчестве Ф. Шопена. П. писали М. К. Огиньский, О. А. Козловский, К. Курпиньский, Г. Венявский, З. Носковский, Л. Ружицкий и др. В опере П. использован М. И. Глинкой, Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским и др. 2) Торжественная инструментально-хоровая песня-танец. Музыкальный размер 3/4. Композитор Козловский писал П. главным образом на тексты Г. Р. Державина, в том числе «Гром победы, раздавайся».

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. полоне́з;
    2. полоне́зы;
    3. полоне́за;
    4. полоне́зов;
    5. полоне́зу;
    6. полоне́зам;
    7. полоне́з;
    8. полоне́зы;
    9. полоне́зом;
    10. полоне́зами;
    11. полоне́зе;
    12. полоне́зах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ПОЛОНЕ́З [нэ ], -а, муж. Польский торжественный танец-шествие, а также музыка в ритме этого танца.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Торжественный бальный танец трехдольного размера, а также музыка к этому танцу.

    Большинство приглашенных протискивались в первые ряды, чтобы получше разглядеть традиционный полонез, которым открывался бал. Игнатьев, Пятьдесят лет в строю.

    2.

    Музыкальное произведение в ритме этого танца.

    Полонез Шопена.

    [франц. polonaise]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Торжественный бальный танец-шествие, происшедший от польского народного танца.

    2.

    Музыка к такому танцу.

    3.

    Музыкальное произведение в ритме такого танца.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ПОЛОНЕЗ (от франц. danse polonaise - польский танец) - бальный танец-шествие. Истоки в народном польском танце. Был придворным во Франции и в других странах. Музыкальный размер 3/4. Как музыкальный жанр известен с 17 в. Широкое развитие полонез получил в творчестве Ф. Шопена и других композиторов.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ПОЛОНЕЗ (от французского dance polonaise - польский танец), 1) польский танец-шествие. В 18 - 19 вв. популярный в Европе 3-дольный бальный танец. 2) инструментальная пьеса (И.С. Бах, Ф. Шопен, М.К. Огиньский); использован М.И. Глинкой, М.П. Мусоргским, П.И. Чайковским.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    полоне́з "вид танца". Из франц. роlоnаisе (то же) от роlоnаis "польский". Ср. мазу́рка, краковя́к.

  17. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. polonaiseм. polonaise.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    polonaise f

  21. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    polonesa f

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. муз.

    polonese f, polacca f

  25. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  26. Энциклопедический словарь

    ПОЛОНЕ́З [нэ́], -а; м. Торжественный бальный танец-шествие трёхдольного размера, происшедший от польского народного танца. Торжественный, традиционный п. Танцевать п. Открыть бал полонезом. // Музыка такого танца. Звуки полонеза. // Музыкальное произведение в размере и характере такого танца, предназначенное обычно для концертного исполнения. Исполнять, играть, написать п. П. Шопена. П. Огинского.

    * * *

    полоне́з

    (от франц. danse polonaise — польский танец), 1) бальный танец-шествие. Истоки в народном польском танце. Был придворным во Франции и в других странах. Музыкальный размер 3/4. Использован в операх М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского.2) Инструментальная пьеса (И. С. Бах, Ф. Шопен, М. К. Огиньский).

    * * *

    ПОЛОНЕЗ

    ПОЛОНЕ́З (от франц. danse polonaise — польский танец), бальный танец-шествие. Истоки в народном польском танце. Был придворным во Франции и в других странах. Музыкальный размер 3/4. Как музыкальный жанр известен с 17 в. Широкое развитие полонез получил в творчестве Ф. Шопена и других композиторов.

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Музыкальная энциклопедия

    (франц. polonaise, от polonais - польский) - польский танец. Развивался на основе нар. танца-шествия степенного, торжественного характера. В нар. быту П. был яетырёхдольным, исполнялся на сельских праздниках, к-рые открывались медленным, "пешим" (chodzony) танцем, а также во время возвращения крестьян с полевых работ; сопровождался небольшим инстр. ансамблем, иногда состоявшим только из скрипачей. В шляхетской среде П. танцевали мужчины, придававшие ему воинственный характер. В процессе эволюции П. стал трёхдольным, в танце начали принимать участие и женщины. Наиболее распространённая ритмич. фигура П. На её основе построены мн. П. польских композиторов, а также П., к-рым открывается 2-й акт оперы "Иван Сусанин". А. Мицкевич в 12-й книге эпопеи "Пан Тадеуш" поэтично описал П. как нац. "танец-шествие", создав романтич. образ уходящего в прошлое рыцарства. Рыцарские черты этого танца подчеркнул и Э. Т. А. Гофман в статье-рецензии "Двенадцать полонезов для фортепиано графа Огиньского".

    П. сыграл огромную роль в формировании нац. черт польской проф. музыки. В операх Ю. Эльснера утвердился новый тип увертюры, в к-рой за медленным вступлением следовала быстрая часть, по характеру представляющая собой один из польских танцев; в опере "Лешек Белый" (1809) такая часть обозначена "Alla polacca". В этой же опере встречается и ария-П., в опере "Ягелло в Тенчине" (1819) так же именуются вок. квартет и каватина Анны. Определение "Tempo di Polacca" применено и в операх "Шарлатан, или Воскрешение мёртвых" (1813) и "Награда" (1815) Курпиньского и в др. оперных, а также инстр. произв. предшественников и старших современников Ф. Шопена, в частности в орк. полонезах К. Курпиньского (издавались в Варшаве и Лейпциге). В дошопеновское время появились и транскрипции из опер заруб. композиторов, написанные в характере П., т. е. с присущими ему чертами танца-шествия (напр., орк. полонезы Эльснера на темы из "Лодоиски" Крейцера и "Водовоза" Керубини). Период романтизма характеризуется насыщением П. чертами поэмности, расширившими его эмоциональный диапазон и определявшимися ещё в предромантич. период (в 90-х гг. 18 в.), когда были созданы первые полонезы М. К. Огиньского (самый ранний из них - полонез B-dur - не сохранился). Выходя за рамки торжеств. шествия, П. постепенно приобретал элегич. черты, насыщался лиризмом, драматизмом, даже трагизмом, обусловленным трудной судьбой польского народа в период разделов страны.

    Огиньский в "Письмах о музыке" называл эти пьесы "Полонезами не для танца". Это определение может быть отнесено и к многочисл. П. комп. М. Шимановской, Ф. Островского, К. Липиньского и др. Классич. вершиной развития П. остаются произв. Шопена, к-рые отличаются эмоциональным богатством, в полной мере определившим дальнейший путь развития П. от танца к романтич. поэме. К жанру П. обращались С. Монюшко, Ю. Зарембский, З. Носковский и др. П. писали и композиторы др. стран. Известны полонезы И. С. Баха, В. А. Моцарта (2-я часть фп. сонаты D-dur, K.-V. 284). "Блестящие П." для фп. (1808, 1819) создал К. Вебер. Рус. композиторы, начиная с предшественников М. И. Глинки, внесли большой вклад в развитие жанра П., с к-рым рус. общественность познакомилась уже в кон. 18 в.; в частности, в России получили известность инстр. и хор. полонезы Ю. Козловского; один из них - "Гром победы раздавайся..." (упоминаемый А. С. Пушкиным в "Дубровском") нек-рое время исполнялся в качестве офиц. рус. гимна. Особенную популярность в России завоевали полонезы Огиньского, издававшиеся под разл. названиями, исходившими от издателей. Жанр получил своеобразное развитие в операх рус. композиторов ("Иван Сусанин", "Евгений Онегин"; "Пан воевода" Римского-Корсакова). Широко известен фп. полонез А. Н. Скрябина (1897). Орк. П. писал А. К. Лядов - один из П. композитор

    Литература: Пасхалов Вяч., Шопен и польская народная музыка, Л.- М., 1949; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1-3, М., 1954-72; Lobaczewska S., La culture musicale en Pologne au dйbut du XIX siиcle et les relations avec la musique de Chopin, в кн.: The book of the first international musicological congress devoted to the works of Frederick Chopin, Warsz., 1966; Burhardt St., Polonez. Katalog tematyczny, 1792-1830, Kr., 1976. И. Ф. Бэлза.

  29. Источник: Музыкальная энциклопедия



  30. Этнографический словарь

  31. Источник:



  32. Большой Энциклопедический словарь

  33. Источник: