Большая Советская энциклопедия

    (Bonifacio)

    Андрес (29.11.1863, Манила, — 10.5.1897, гора Тала, провинция Кавите, остров Лусон), руководитель национально-освободительного движения на Филиппинах. Выходец из городской бедноты. На взгляды Б. большое влияние оказали патриотические произведения Х. Рисаля (См. Рисаль) и книги по истории Великой французской революции. В 1892 Б. вступил в «Филиппинскую лигу», проповедовавшую мирное движение за социальные реформы. В том же году основал Катипунан— тайный революционный союз, выражавший интересы широких слоев населения, прежде всего крестьянства. Составил один из программных документов этого союза — «Десять заповедей сыновей народа». В августе 1896 по призыву и под руководством Б. началось вооруженное восстание против испанского господства (см. Филиппинская национально-освободительная революция 1896—98). Примкнувшие к восстанию буржуазно-помещичьи круги во главе с Э. Агинальдо, стремясь захватить власть, организовали ложное обвинение Б. в заговоре. Б. был приговорён к расстрелу. Опасаясь ответственности перед народом за казнь популярного вождя, Агинальдо объявил о замене казни изгнанием, но затем изменил своё решение, и Б. был втайне расстрелян.

    Лит.: Губер А. А., Филиппинская республика 1898 г. и американский империализм, 2 изд., М., 1961; Agoncillo Т. А., The revolt of the masses. The story of Bonifacio and the Katipunan, Quezon city, 1956.

    Г. И. Левинсон.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Советская историческая энциклопедия

    (Bonifacio), Андрес (29. XI. 1863-10. V.1897) - руководитель нац.-освободит. движения на Филиппинах. Выходец из гор. бедноты, получил самообразование. На взгляды Б. большое влияние оказали патриотич. произв. X. Рисаля и книги по истории франц. бурж. революции кон. 18 в. В 1892 Б. вступил в "Филиппинскую лигу", проповедовавшую мирное движение за социальные реформы. Но убежденный в том, что независимость может быть достигнута только путем нар. революции, Б. в том же году основал Катипунан - тайный союз, выражавший интересы широких слоев населения, прежде всего крестьянства. Составил один из программных док-тов этого союза - "Десять заповедей сыновей народа", проникнутый горячим патриотизмом, но носящий черты религиозно-этич. эгалитаризма. В авг. 1896 по призыву и под рук. Б. началось вооруж. восстание против исн. господства. Примкнувшие к восстанию бурж.-помещичьи круги во главе с Э. Агинальдо, стремясь захватить власть в свои руки, организовали ложное обвинение Б. в заговоре. Он был приговорен к расстрелу. Опасаясь ответственности перед народом за казнь популярного вождя, Агинальдо заменил казнь заключением, но тайно было организовано убийство Б.

    Нек-рые историки, напр. В. Ретана-и-Гамбоа, М. Састрон (Испания), Д. П. Берроуз (США), М. Калау, Алип (Филиппины), пытались умалить роль Б. в руководстве революцией, осуждали его "экстремизм" и приписывали ему честолюбивые замыслы. Науч. оценка деятельности Б. впервые была дана сов. историком А. А. Губером. На Филиппинах наиболее полное и объективное исследование о Б. опубликовал Т. Агонсильо.

    Лит.: Губер А. A., Филиппинская республика 1898 г. и амер. империализм, 2 изд., М., 1961; Agoncillo T. A., The revolt of the masses. The story of Bonifacio and the Katipunan, Quezon city, 1956.

    Г. И. Левинсон. Москва.

  3. Источник: Советская историческая энциклопедия