I
Гильо́м
Гийом (Guillaume) Джеймс (16.2.1844, Лондон, — 20.11.1916, Париж), один из руководителей анархистского движения в Швейцарии и во Франции. Член швейцарской организации 1-го Интернационала (с 1868), ближайший соратник М. А. Бакунина, был одним из руководителей Альянса социалистической демократии (См. Альянс социалистической демократии), одним из организаторов (1870) Юрской федерации, редактором (1868—1878) ряда анархистских газет. За раскольническую деятельность исключен Гаагским конгрессом (1872) из Интернационала. В 1878 переехал в Париж, участвовал в синдикалистском движении во Франции. В годы 1-й мировой войны 1914—18 социал-шовинист. Г. — один из родоначальников анархистского направления в историографии 1-го Интернационала. Выступал против К. Маркса и Ф. Энгельса.
Соч.: Manifeste des anarchistes, P., 1889; L’internationale. Documents et souvenirs (1864—1878), t. l—4, P., 1905—10.
Лит.: Первый Интернационал, ч. 3 — Первый Интернационал в исторической науке, М., 1968.
IIГильо́м
Гийом (Guillaume) Шарль Эдуар (15.2.1861, Флерье, — 13.6.1938, Париж), швейцарский физик и метролог. В 1883 окончил Цюрихский университет и начал работать в Международном бюро мер и весов в Севре (с 1915 директор). В 1883—89 участвовал в работе по определению коэффициента линейного расширения и сравнению между собой платиново-иридиевых эталонов метра. Г. определил объём 1 кг воды. Получил серию сплавов типа Инвар, имеющих большое значение в точном приборостроении, метрологии и геодезии. Нобелевская премия (1920).
Соч.: Les métaux «invar» et «elinvar», leurs propriétés, leurs applications, «Revue de l'industrie minérale», 1922, № 44.
Лит.: Залуцкий Л. В., Метрологические работы Шарль — Эдуарда Гильома, «Метрология и поверочное дело», 1938, № 4.
Сочинения:
Sententiae vel Quaestiones XLVII. – Lefevre G. Les variations de Guillaume de Champeaux et la question des universaux: Étude suivie de documents originaux. Lille, 1898;
в рус. пер.: Диалог между Иудеем и Философом о католической вере. – «Человек», 1998, № 3–5.
Литература:
Абеляр. История моих бедствий. М., 1959;
Michaud E. Guillaume de Champeau et les écoles de Paris au 12 siècle. P., 1867;
Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2. В., 1957, S. 136–168.
<<В.В.Бибихин
>>
Чтение философов было главным видом учебной работы у Гильома, во главу ставилось изучение «элоквенции»: в жажде постижения мы раздираем на лоскуты платье философии; нагая, она кричит о помощи, и мы обязаны вновь сшить клоки ее одежды. Слово как начало и носитель знания понималось во всем богатстве его смыслов, причем навык аллегорического толкования священных текстов распространялся на античную классику, где Гильом учил заглядывать за символический покров (integumentum). К Библии он иногда подходил с мифологическим толкованием. Признавая авторитет отцов Церкви в доктринальных, но не в философских вопросах, Гильом рекомендовал не спешить с провозглашением чуда в ущерб естественному познанию и «сжигать сомнения в огне веры» призывал лишь тогда, когда они безысходны.
В философию Гильом, называвший себя «физиком», т.е. натуралистом и врачом (он знал Галена и арабов в переводе Константина Африкана, 11 в.), включал весь корпус мыслимого знания: это «истинное понимание вещей, которые существуют и не кажут себя, и вещей, которые существуют и кажут себя» («Philosophia mundi» 1). От диалектики божественных начал мира Гильом переходил к космологии и астрономии, метеорологии, географии, к строению живых существ, человеческого тела, мозга и возвращался таким путем к познавательной способности. Все формулировки этой философии были открыты для символического и аналогического осмыслений. В основу природы полагались неощутимые, «понимаемые лишь через дробление разумом», но не совечные Богу атомы. Смелость философского синтеза Гильома навлекала на него упреки католических охранителей.
Сочинения:
Philosophia mundi, MPL, t. 172, 41–102;
Dragmaticon. Strasbourg, 1567;
Glosae super Platonem, ed. E.Jeauneau. – Textes philosophiques de Moyen Age, n. XIII. P., 1965.
Литература:
Рамм Б. Гильом из Конша. – В кн.: Французский ежегодник. М., 1959, с. 37–75;
Gregory T. Anima mundi. La filosofia di Guglielmo di Conches e la scuola di Chartres. Firenze, 1955;
Garin E. Studi sul platonisme medievale. Firenze, 1958.
<<В.В.Бибихин
>>
Сочинения:
Opera omnia, t. I–II. P., 1674.
Литература:
Valois N. Guillaume dʼAuvergne – sa vie et ses ouvrages. P., 1880;
Masnovo A. Da Guglielmo dʼAuvergne a S.Tommaso dʼAquino, vols. Ι-ΙII. Mil., 1945–46.
<<В.В.Бибихин
>>
Гильом
I
из Конша (Guillaume de Conches, лат. Guilelmus Conchesius (около 1080 — около 1145), французский философ и грамматик, христианский платоник. Ученик Бернарда Шартрского, преподавал в Шартре.
II
из Сент-Амура (Guillaume de Saint-Amour) (около 1202 — 1271), французский богослов, профессор Парижского университета. Возглавил борьбу «светских» магистров университета против Гильома Овернского и нищенствующих монашеских орденов — доминиканцев и францисканцев. Был осуждён и изгнан из Парижа в 1257.
III
из Шампо (Guillaume de Champeaux) (около 1070 — 1121), французский богослов, ритор и логик. С 1108 руководил богословской школой при основанном им Сент-Викторском аббатстве каноников-августинцев, с 1113 епископ г. Шалон-сюр-Марн. Учитель, затем противник Абеляра; в споре об универсалиях придерживался крайнего реализма.
IV
Овернский (Guillaume d’Auvergne, лат. Guilelmus Alvernus) (до 1180 — 1249), французский богослов и церковный политик. С 1228 епископ Парижа. При нём впервые на богословские кафедры в Парижском университете были приглашены монахи нищенствующих орденов — доминиканцы и францисканцы. Автор теологической суммы «Божественное учительство» (в 7 частях).
Гийом (Guilliome), Джеймс (16.II.1844 - 20.XI.1916) - один из руководителей анархистского движения в Швейцарии и Франции. По профессии школьный учитель. Член швейцарских орг-ций 1-го Интернационала (с 1868), Г. являлся ближайшим соратником М. Бакунина, одним из руководителей тайного анархистского альянса (см. Альянс социалистической демократии), одним из организаторов (1870) анархистской Юрской федерации, редактором анархистских газет "Le progrès" (1868-70), "Le solidarité" (1870), "Bulletin de la Fédération jurassienne" (1872-78). За раскольнич. деятельность исключен Гаагским конгрессом (1872) из Интернационала. В 1878 переехал в Париж и на время отошел от рабочего движения, позже принял участие в синдикалистском движении во Франции. В годы 1-й мировой войны - социал-шовинист. В работе "Интернационал" ("L'Internationale. Documents et souvenirs 1864-1878", t. 1-4, 1905-10) и памфлете "Карл Маркс - пангерманист" ("Karl Marx - pangermaniste", 1915), извращавших историю Интернационала, выступил с клеветой на К. Маркса и Ф. Энгельса, пытался скрыть подрывной, раскольнич. характер деятельности анархистов.
Соч.: Manifeste des anarchistes, P., 1889; Les anarchistes et ce qu'ils veulent, Gen., 1892.
Лит. см. при ст. Альянс социалистической демократии.