Большая Советская энциклопедия

    I

    Гильо́м

    Гийом (Guillaume) Джеймс (16.2.1844, Лондон, — 20.11.1916, Париж), один из руководителей анархистского движения в Швейцарии и во Франции. Член швейцарской организации 1-го Интернационала (с 1868), ближайший соратник М. А. Бакунина, был одним из руководителей Альянса социалистической демократии (См. Альянс социалистической демократии), одним из организаторов (1870) Юрской федерации, редактором (1868—1878) ряда анархистских газет. За раскольническую деятельность исключен Гаагским конгрессом (1872) из Интернационала. В 1878 переехал в Париж, участвовал в синдикалистском движении во Франции. В годы 1-й мировой войны 1914—18 социал-шовинист. Г. — один из родоначальников анархистского направления в историографии 1-го Интернационала. Выступал против К. Маркса и Ф. Энгельса.

    Соч.: Manifeste des anarchistes, P., 1889; L’internationale. Documents et souvenirs (1864—1878), t. l—4, P., 1905—10.

    Лит.: Первый Интернационал, ч. 3 — Первый Интернационал в исторической науке, М., 1968.

    II

    Гильо́м

    Гийом (Guillaume) Шарль Эдуар (15.2.1861, Флерье, — 13.6.1938, Париж), швейцарский физик и метролог. В 1883 окончил Цюрихский университет и начал работать в Международном бюро мер и весов в Севре (с 1915 директор). В 1883—89 участвовал в работе по определению коэффициента линейного расширения и сравнению между собой платиново-иридиевых эталонов метра. Г. определил объём 1 кг воды. Получил серию сплавов типа Инвар, имеющих большое значение в точном приборостроении, метрологии и геодезии. Нобелевская премия (1920).

    Соч.: Les métaux «invar» et «elinvar», leurs propriétés, leurs applications, «Revue de l'industrie minérale», 1922, № 44.

    Лит.: Залуцкий Л. В., Метрологические работы Шарль — Эдуарда Гильома, «Метрология и поверочное дело», 1938, № 4.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ГИЛЬОМ
    из Шампо (Guillaume de Champeau, Willelmus Campellensis) (ок. 1070, Шампо, департамент Сена и Марна – 1121, Клерво) – логик, ритор, богослов. Ученик мистика-антидиалектика Манеголда из Лаутенбаха, богослова Ансельма Ланского и Росцелина; друг Бернарда Клервоского; учитель, затем противник Абеляра. В начале 12 в. – архидиакон Парижа, магистр кафедральной школы, к которому стекаются студенты всех «наций», в т.ч. славяне; с 1108 после разрыва с Абеляром ведет богословскую школу при основанном им Сен-Викторском аббатстве каноников-августинцев; с 1113 – епископ Шалон-сюр-Марн. В главном споре своего времени учил, что универсалии существуют до вещей (ante rem) и воплощаются в индивидах, составляя их общую сущность: Петр и Павел тождественны в качестве разумных и смертных, нумерическое различие между ними акцидентально. В споре с Абеляром, указывавшим на абсурд пребывания одной и той же универсалии в разных индивидах, Гильом смягчил крайности своего реализма: человечность не тождественна (non est eadem) в Петре и Павле, поскольку они разные люди, но и не различна (ср. учение Николая Кузанского о «неином»). В малоизученных из-за интерференции Абеляра «Сентенциях» и «Вопросах» Гильома наметился стиль зрелой схоластики («обычно спрашивают... на это следует ответить... но кто-то возразит... решение вопроса таково...»). Аргументируя, Гильом допускает «воздержное пользование разумом» и отдает предпочтение авторитету. При разбросе тем («О происхождении души», «О существе зла», «О различии добродетелей», «О супружестве») Гильом стремится к синтезу знания. Школа Гильома и Ансельма Ланского, чьи имена в средневековых источниках часто стоят рядом, – «колыбель систематики схоластической теологии» (М.Грабман).

    Сочинения:

    Sententiae vel Quaestiones XLVII. – Lefevre G. Les variations de Guillaume de Champeaux et la question des universaux: Étude suivie de documents originaux. Lille, 1898;

    в рус. пер.: Диалог между Иудеем и Философом о католической вере. – «Человек», 1998, № 3–5.

    Литература:

    Абеляр. История моих бедствий. М., 1959;

    Michaud E. Guillaume de Champeau et les écoles de Paris au 12 siècle. P., 1867;

    Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2. В., 1957, S. 136–168.

    <<В.В.Бибихин

    >>

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Философская энциклопедия

    ГИЛЬОМ
    из Конша (Guillaume de Conches, Guilelmus de Conchis) (ок. 1080, Конш, Нормандия – ок. 1150) – средневековый французский философ и гуманист. Ученик Бернарда Шартрского, преподавал философию и теологию, возможно, в Шартре. Для Иоанна Солсберийского он уважаемый учитель, виднейший логик века и лучший после Бернарда грамматик. Компендий Гильома «Философия мира» – свод знаний эпохи, по-видимому, введение в лекционный курс; «Dragmaticon» («Вязание снопов») – диалог о первосущностях природы; спорят, принадлежат ли ему «Учения нравственных философов». Обширные глоссы Гильома, которые он отличал от более вольных комментариев, включают детальное толкование «Тимея» (до 53с), «Утешения философии», «Комментария на «Сон Сципиона»», грамматики Присциана, сатир Ювенала.

    Чтение философов было главным видом учебной работы у Гильома, во главу ставилось изучение «элоквенции»: в жажде постижения мы раздираем на лоскуты платье философии; нагая, она кричит о помощи, и мы обязаны вновь сшить клоки ее одежды. Слово как начало и носитель знания понималось во всем богатстве его смыслов, причем навык аллегорического толкования священных текстов распространялся на античную классику, где Гильом учил заглядывать за символический покров (integumentum). К Библии он иногда подходил с мифологическим толкованием. Признавая авторитет отцов Церкви в доктринальных, но не в философских вопросах, Гильом рекомендовал не спешить с провозглашением чуда в ущерб естественному познанию и «сжигать сомнения в огне веры» призывал лишь тогда, когда они безысходны.

    В философию Гильом, называвший себя «физиком», т.е. натуралистом и врачом (он знал Галена и арабов в переводе Константина Африкана, 11 в.), включал весь корпус мыслимого знания: это «истинное понимание вещей, которые существуют и не кажут себя, и вещей, которые существуют и кажут себя» («Philosophia mundi» 1). От диалектики божественных начал мира Гильом переходил к космологии и астрономии, метеорологии, географии, к строению живых существ, человеческого тела, мозга и возвращался таким путем к познавательной способности. Все формулировки этой философии были открыты для символического и аналогического осмыслений. В основу природы полагались неощутимые, «понимаемые лишь через дробление разумом», но не совечные Богу атомы. Смелость философского синтеза Гильома навлекала на него упреки католических охранителей.

    Сочинения:

    Philosophia mundi, MPL, t. 172, 41–102;

    Dragmaticon. Strasbourg, 1567;

    Glosae super Platonem, ed. E.Jeauneau. – Textes philosophiques de Moyen Age, n. XIII. P., 1965.

    Литература:

    Рамм Б. Гильом из Конша. – В кн.: Французский ежегодник. М., 1959, с. 37–75;

    Gregory T. Anima mundi. La filosofia di Guglielmo di Conches e la scuola di Chartres. Firenze, 1955;

    Garin E. Studi sul platonisme medievale. Firenze, 1958.

    <<В.В.Бибихин

    >>

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Философская энциклопедия

    ГИЛЬОМ
    из Оверни, Гильом Овернский (Guillaume dʼAuvergne, Guilelmus Alvemus) (ок. 1180, Овернь – 30 марта 1249, Париж) – французский богослов и церковный политик. В 1223 – магистр теологии в Париже, к 1225 – каноник собора Парижской богоматери, с 1228 – епископ Парижа, духовник королевы-матери. Притеснением «искусств» (философских) спровоцировал исход магистров и студентов из Парижа в 1229 и пригласил на богословские кафедры монахов нищенствующих орденов, в числе которых оказались Александр Гэльский и (позднее) Альберт Великий, Фома Аквинский, Бонавентура. Среди соч. Гильома «О первом начале», «О вселенной» (ок. 1230–36), «О бессмертии души», догматика, аскетика, экзегетика, проповеди. Полемически-дидактический пафос сочетается у Гильома с мистико-этическим настроем. Следуя за Авицеброном (Ибн Гебиролем), якобы христианином, Гильом учил о том, что сущность совпадает с бытием только в Боге; прочие вещи далеки от божественной простоты, но так или иначе полнятся бытием от творящей первопричины («как душа жизнь тела, так Бог бытие всего»); самостоятельной причинности внутри мира нет, вещи лишь «проходы и окна» для потока первобытия. Универсалии (прообразы, идеи) совпадают с творческой волей создателя и тем самым абсолютно реальны; материя, или возможность универсума, есть божественное слово. Знакомый с арабским аристотелизмом, Гильом задал тон хотя и критического, но свободного отношения к внехристианским авторитетам, что подготавливало последующую ассимиляцию Аристотеля католическим богословием. Учение о Боге как бытийной основе всех вещей продолжается у Экхарта, а замена вещной причинности отношениями следования ставит вопрос о возможном влиянии Гильома на Д.Юма.

    Сочинения:

    Opera omnia, t. I–II. P., 1674.

    Литература:

    Valois N. Guillaume dʼAuvergne – sa vie et ses ouvrages. P., 1880;

    Masnovo A. Da Guglielmo dʼAuvergne a S.Tommaso dʼAquino, vols. Ι-ΙII. Mil., 1945–46.

    <<В.В.Бибихин

    >>

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Гильом

    I

    из Конша (Guillaume de Conches, лат. Guilelmus Conchesius (около 1080 — около 1145), французский философ и грамматик, христианский платоник. Ученик Бернарда Шартрского, преподавал в Шартре.

    II

    из Сент-Амура (Guillaume de Saint-Amour) (около 1202 — 1271), французский богослов, профессор Парижского университета. Возглавил борьбу «светских» магистров университета против Гильома Овернского и нищенствующих монашеских орденов — доминиканцев и францисканцев. Был осуждён и изгнан из Парижа в 1257.

    III

    из Шампо (Guillaume de Champeaux) (около 1070 — 1121), французский богослов, ритор и логик. С 1108 руководил богословской школой при основанном им Сент-Викторском аббатстве каноников-августинцев, с 1113 епископ г. Шалон-сюр-Марн. Учитель, затем противник Абеляра; в споре об универсалиях придерживался крайнего реализма.

    IV

    Овернский (Guillaume d’Auvergne, лат. Guilelmus Alvernus) (до 1180 — 1249), французский богослов и церковный политик. С 1228 епископ Парижа. При нём впервые на богословские кафедры в Парижском университете были приглашены монахи нищенствующих орденов — доминиканцы и францисканцы. Автор теологической суммы «Божественное учительство» (в 7 частях).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    Гийом (Guilliome), Джеймс (16.II.1844 - 20.XI.1916) - один из руководителей анархистского движения в Швейцарии и Франции. По профессии школьный учитель. Член швейцарских орг-ций 1-го Интернационала (с 1868), Г. являлся ближайшим соратником М. Бакунина, одним из руководителей тайного анархистского альянса (см. Альянс социалистической демократии), одним из организаторов (1870) анархистской Юрской федерации, редактором анархистских газет "Le progrès" (1868-70), "Le solidarité" (1870), "Bulletin de la Fédération jurassienne" (1872-78). За раскольнич. деятельность исключен Гаагским конгрессом (1872) из Интернационала. В 1878 переехал в Париж и на время отошел от рабочего движения, позже принял участие в синдикалистском движении во Франции. В годы 1-й мировой войны - социал-шовинист. В работе "Интернационал" ("L'Internationale. Documents et souvenirs 1864-1878", t. 1-4, 1905-10) и памфлете "Карл Маркс - пангерманист" ("Karl Marx - pangermaniste", 1915), извращавших историю Интернационала, выступил с клеветой на К. Маркса и Ф. Энгельса, пытался скрыть подрывной, раскольнич. характер деятельности анархистов.

    Соч.: Manifeste des anarchistes, P., 1889; Les anarchistes et ce qu'ils veulent, Gen., 1892.

    Лит. см. при ст. Альянс социалистической демократии.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия