Большая Советская энциклопедия

    Абу Бекр Мухаммед [латинизированное — Авемпас или Авенпаце (Avempace, Avenpace)] (около 1070, Сарагоса, — 1139, Фее, Марокко), арабский философ, первый крупный представитель восточного аристотелизма в мусульманской Испании. Жил в Андалусии и Марокко, занимал государственные посты; по обвинению в ереси был заточен в тюрьму, а затем отравлен. Помимо комментариев к работам Аристотеля, написал трактаты по философии, физике, математике, астрологии, музыке и медицине. Большинство этих трактатов до нас не дошло; сохранившаяся их часть (иногда в отрывках) известна главным образом в древнееврейских и латинских переводах. Сочинения И. Б. способствовали развитию арабо-испанского рационализма (Ибн Рушд, Ибн Туфайль) и распространению аристотелизма в западно-европейской средневековой философии (Альберт Великий, Фома Аквинский).

    Соч. в рус. пер.: Книга о душе, в сборнике: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV вв., М., 1961.

    Лит.: Григорян С. Н., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М., 1966; Farrukh О. А., Ibn Bajja (Avempace) and the philosophy in the Moslem West. Beirut, 1945.

    А. В. Сагадеев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ИБН БАДЖА (латинизированная форма Авемпас - Авенпаце, Avempace, Avenpace) (ум. 1139), арабский ученый, философ, государственный деятель, поэт и музыкант. Жил в Сарагосе, Гранаде, городах Марокко. Был везиром при альмохадских правителях. В сочинении "Образ жизни уединившегося" призывает к созерцательной жизни, противопоставляя философов обитателям "невежественных городов".

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ИБН БАДЖА

    Абу Бекр Мухаммед ибн Яхья ас-Саиг (латинизир. — Авемпас или Авенпаце (Avempace, Avenpace)) (ок. 1070—1139) — араб. врач, поэт, государственый деятель, пионер философии восточного перипатетизма в мусульманской Испании. Был долгие годы визирем альморавидских правителей. В 1118 переехал в Марокко, где незадолго до смерти был обвинен в вероотступничестве, заключен в тюрьму и отравлен.

    Помимо комментариев к работам Аристотеля, трудов по логике, математике, медицине и музыке написал ряд оригинальных трудов по философии и проблемам гос-ва. К наиболее важным работам можно отнести «Прощальное послание», в котором рассматриваются вопросы о первом двигателе, о цели человека и его соединении с «деятельным разумом», и «Жизне-устроение уединенника». Название последней работы определяет филос. учение И.Б. — как философ или группа философов могут достичь счастья или обрести высшие интеллектуальные и нравственные добродетели в рамках общества, далекого от совершенства. Достижение единства человека с «деятельным разумом» рассматривается И.Б. как счастье. Речь идет о путях достижения счастья именно мудрецами-философами, а не суфиями, путь которых к блаженству лежит через аскезу и экстаз. Гос-во как политическое объединение, по И.Б., есть естественная по природе необходимость для достижения счастья, в нем жители в соответствии с их природными способностями делятся на управляющих и управляемых. Он исходил из взаимозависимости гос-ва и индивида и устанавливал связь между человеком, стремящимся к счастью, и условиями реализации этого стремления в гос-ве.

    Основываясь на учениях Платона и аль-Фараби о совершенном и несовершенном типах гос-ва, И.Б. выделил две его альтернативные функции:

    1) осуществление руководства гражданами совершенного гос-ва в деле достижения главной цели — счастья;

    2) способствование достижению частных целей в качестве предварительного условия для достижения главной в несовершенном гос-ве.

    Последнее он сравнил с наездником, приучающим лошадь к узде. Вместе с тем он считал, что истинное счастье достижимо только в уединении, добровольном отшельничестве, т.к. несовершенное гос-во этому препятствует, а совершенное — лишь создает благоприятные условия.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Ибн Ба́джа

    настоящее имя Абу Бакр Мухаммед ибн Яхья; латинизированный вариант Авемпас, Авенпаце (Avempace, Avenpace) (около 1090 — 1138), арабский учёный, философ, государственный деятель, поэт и музыкальный теоретик. Жил в Сарагосе, Гранаде, городах Марокко. Был везиром при альмохадских правителях. В сочинении «Образ жизни уединившегося» призывал к созерцательной жизни, противопоставляя философов обитателям «невежественных городов». Автор трактата «Книга о музыке».

    * * *

    ИБН БАДЖА

    ИБН БА́ДЖА (латинизированная форма Авемпас, Авенпаце, Avempace, Avenpace) (ум. 1139), арабский ученый, философ, государственный деятель, поэт и музыкант. Жил в Сарагосе, Гранаде, городах Марокко. Был везиром при альмохадских правителях. В сочинении «Образ жизни уединившегося» призывает к созерцательной жизни, противопоставляя философов обитателям «невежественных городов».

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: