Словарь Брокгауза и Ефрона

    I(англ. Home Rule) — термин, служащий для обозначения реформы, к которой стремятся сторонники политической самостоятельности Ирландии, и движения, которое связано с историей борьбы за эту реформу. Главною целью ее является создание особого ирландского парламента в Дублине и ответственных перед ним исполнительных органов с правом самостоятельного управления внутренними делами (Home affairs) Ирландии, причем лишь вопросы, имеющие интерес для всего королевства, должны оставаться в ведении британского парламента. Возникновение гомрулерского движения в современном его виде [Аналогичные этому движения с целью возвращения Ирландии ее политической самостоятельности возникали и ранее; главным из них была так назыв. Repeal Agitation — движение с целью отмены унии между Ирландией и Англией, происходившее в 40-х годах текущего столетия под предводительством Даниеля О'Коннеля (см. Виктория, Ирландия, О'Коннель).] приурочивается к митингу 65 представителей ирландского общества в Дублине 19 мая 1870 г., где была принята резолюция, что "единственным средством уврачевания всех бедствий Ирландии является учреждение особого ирландского парламента с правом полного заведования домашними делами". Через несколько времени основана была в видах достижения этой цели "Ассоциация ирландского самоуправления" (The Home government Association of Ireland). Обращаясь к содействию всех ирландцев, ассоциация заявляла, что она будет пользоваться "всеми законными средствами влияния на общественное мнение Великобритании и Ирландии" и стремиться к "объединению ирландцев всех верований и классов в одно национальное движение в интересах осуществления великой национальной задачи". Во главе движения стоял Бутт (Butt, см.). Первоначально на сторону гомруля стали лишь 10 из 103 ирландских депутатов; но после общих выборов 1874 г. число гомрулеров поднялось до 60 против 12 либералов и 31 консерватора. Несмотря на свою относительную численность, партия Г. оставалась, однако, без особенного влияния. Хотя в каждую сессию от лица ее вносилось предложение о даровании Ирландии отдельного парламента, вызывавшее более или менее оживленные прения, но это не производило особого впечатления ни на парламент, ни на Ирландию. Большинство ирландцев полагало, что конституционными приемами парламентской борьбы Ирландия никогда не добьется желательных реформ. Значение и влияние партии Г. начало возрастать с тех пор, как во главе ее стал Парнелль (см.), начавший свою парламентскую деятельность с 1875 г., а после общих выборов 1880 года избранный руководителем партии Г. на место Шоу (Бутт умер в 1879 г.). Выборы 1885 г. дали уже 85 гомрулеров; ирландское население стало считать партию Г. истинною носительницею национальных интересов. Поддержанию в стране широкого сочувствия и постоянного движения немало способствовало то, что Парнелль и его партия признали необходимым политическую реформу Ирландии связать с борьбою за реформу земельную (см. Ирландия). Гомрулерам удалось наконец вызвать резкий поворот в отношении к ирландскому вопросу со стороны Гладстона и многих других представителей либеральной партии в Англии. 6 апреля 1886 г. Гладстон внес билль о Г. для Ирландии, не имевший, однако, успеха (см. Виктория и ее царствование). В последующие годы вопрос о Г. продолжал стоять в числе главных пунктов либеральной программы. Новое министерство Гладстона, образовавшееся в 1892 г., включило в свою программу билль о Г. В тронной речи, кот. была открыта сессия парламента, он был назван "биллем об улучшении системы управления Ирландии", составленным для того, "чтобы доставить удовлетворение ирландскому народу, необходимое облегчение парламенту и новое обеспечение могущества и единства империи". Главным предметом билля, внесенного в палату общин 14 (2) февр. 1893 г., является учреждение законодательного собрания для заведования делами Ирландии без нарушения, однако, принципа верховенства британского парламента. Проектируемый ирландский парламент (Irish Legislature) составляется из двух палат — "законодательного совета" (Legislative Council) и "законодательного собрания" (Legislative Assembly). Обе палаты представляют собою учреждения выборные. "Законодательный совет" состоит из 48 членов, избираемых на 8 лет. Чтобы участвовать в выборах в законодательный совет, нужно обладать цензом свыше 20 фн. стерл. годовой доходности от имущества, находящегося в собственности или арендуемого; при такой системе число избирателей законодательного совета достигает приблизительно 170 тыс. "Законодательное собрание" состоит из 103 членов, избираемых на 5 лет по той же системе, которая существует для выборов в английскую палату общин. Дублинскому парламенту билль предоставляет "право издавать законы для спокойствия, порядка и хорошего управления Ирландией в отношении к делам, исключительно касающимся ее или какой-нибудь ее части". Ведению ирландского парламента не подлежат вопросы, касающиеся короны, регентства, наместнической власти (в Ирландии), мира и войны, обороны, договоров и внешних отношений, званий и титулов, законодательства о государственной измене, внешней торговле и монетной системе. Если какой-нибудь билль принят законодательным собранием вторично и если между обоими решениями прошло два года или последовало распущение парламента, то в случае отклонения билля законодательным советом обе палаты образуют одно соединенное собрание, которое и решает судьбу билля. Инициатива финансовых биллей принадлежит исключительно законодательному собранию. Очередные сессии дублинского парламента должны происходить ежегодно. Высшая исполнительная, власть в Ирландии всецело делегируется от монарха к вице-королю Ирландии (см.). Чтобы освободить должность вице-короля от партийного характера, который она носила до сих пор, билль проектирует, чтобы назначение на эту должность производилось на 6 лет, с сохранением, однако, за короной права совершать в случае надобности перемены и до истечения этого срока. При ирландском Тайном совете проектируется учредить "исполнительный комитет" (Executive Committee of the Prive Council), который будет, так сказать, кабинетом вице-короля и с советами которого вице-король должен сообразоваться при пользовании своим правом veto. Ирландия сохраняет, однако, представительство и в общеимперском парламенте (это одно из наиболее существенных отличий билля 1893 г. от билля 1886 г.). Число ирландских членов британского парламента определяется в 80 сообразно относительному положению Ирландии по числу ее жителей в Соединенном Королевстве. По отношению к их праву голосования в общем парламенте билль предлагает ряд ограничений, необходимость которых вытекает из учреждения особого ирландского парламента: ирландские депутаты не могут голосовать ни по какому биллю или предложению, действие которого прямо ограничено Великобританией, ни по какому налогу, не взимаемому в Ирландии, ни по какому назначению денежных сумм, кроме определенных на имперские потребности, ни по какому предложению или резолюции, исключительно касающимся Великобритании или лиц, находящихся в ней. Эти ограничения касаются только права голосования, но не устраняют ирландских депутатов от участия в прениях по всем вопросам, обсуждаемым в палате общин. Внося этот билль в палату общин, Гладстон произнес длинную речь, в которой, между прочим, сказал, что "задача билля заключается в восстановлении доброго имени, чести Англии и ее политического гения, запятнанных старинным позором, и в укреплении, возвеличении и подъеме могущества, блеска, славы и единства империи". — Под текстом билля к подписи Гладстона, как главного инициатора его, присоединены подписи Джона Морлея, Асквита и сэра Чарльза Росселя.

    Важнейшие доводы, приводимые против и в пользу Г., следующие. Противники Г. указывают, что дарование его грозит целости государства. Эта уступка может быть истолкована в смысле признания Англиею своей слабости и явиться первым шагом на пути к разложению государства; Г. легко может оказаться средством к достижению полного отделения Ирландии. Между тем, Англия никогда не допустила бы этого отделения, и всякая попытка в этом направлении неизбежно вызвала бы кровопролитную борьбу. Существование в Ирландии самостоятельного управления, объединяющего всех недовольных, составит серьезную опасность для Англии, особенно в случае внешней войны. Не будучи настолько сильною, чтобы создать себе положение самостоятельного государства, Ирландия может отдать себя под протекторат Франции или Соединенных Штатов и этим вызвать новые осложнения вследствие неизбежного протеста со стороны Англии. Противники Г. находят также, что по своей крайней впечатлительности и непредусмотрительности ирландцы вообще неспособны к политическому самоуправлению. Когда в Ирландии был свой парламент, он оказался неудовлетворительным; образ действий ирландского народа за последние десятилетия свидетельствует о том, что в нем нет достаточного уважения к личности, собственности и общественному порядку, т. е. главного условия к водворению хорошего управления. Неудача Г. будет приписываться Англии, и в результате вместо удовлетворения и успокоения страны в ней могут лишь усилиться стимулы к полному отделению. К тому же Великобритания не может отдать в жертву католическому большинству Ирландии протестантское меньшинство, бывшее всегда лояльным элементом населения. Протестантское население Ульстера несомненно оказало бы упорное сопротивление преобладанию дублинского парламента, и легко могло бы возникнуть междоусобие. Дарование Ирландии Г. не разрешит ирландского вопроса, который по существу своему представляется вопросом экономическим, а не политическим; если бы был разрешен земельный вопрос в Ирландии, то движение в пользу Г. вскоре заглохло бы. Наконец, дарование Г. Ирландии грозит вызвать аналогичные движения Шотландии и Валлиса. В пользу Г. приводятся следующие главные соображения. Каждая страна сама лучше всего справляется со своими домашними делами; контроль одной страны над внутренними делами другой особенно нежелателен и вреден тогда, когда эти страны, как Ирландия и Англия, резко отличаются одна от другой по племенному составу, религии и национальному характеру. Уния Англии и Ирландии в течение почти столетия доказала свою несостоятельность; она не только не привела к сближению их, но, напротив, была источником крайне враждебных между ними отношений. Существуя лишь на бумаге, она может поддерживаться только при помощи постоянных принудительных и исключительных мер. Эти меры, отменяющие конституционные гарантии свободы личности, слова, печати и т. п., только по-видимому направляются лишь против преступных людей, а на самом деле касаются всего народа и в особенности его политических руководителей. Исключительные меры, порождая недовольство и протест, вызывают необходимость в еще более исключительных мерах. Дарование Ирландии полного политического самоуправления в сфере ирландских интересов является единственным возможным средством к умиротворению Ирландии и к установлению хороших отношений между нею и Великобританией. Нельзя утверждать, что ирландский народ не способен к самоуправлению, до тех пор, пока не сделан опыт. Несмотря на неудовлетворительную организацию избирательной системы, старый ирландский парламент был во многих отношениях благодетельным учреждением, а будущий парламент, созданный на более здравых основаниях, окажется еще более удовлетворительным. Антагонизм между католическим большинством и протестантским меньшинством проистекает из ненормального положения современной Ирландии и должен исчезнуть с установлением нормальных условий жизни и управления. Доказательством того, что религиозная исключительность не играет в ирландском вопросе роли преобладающего фактора, служит тот факт, что еще с XVIII в. предводителями ирландской партии, за исключением О'Коннеля, были протестанты. При сохранении за английской короной права veto всегда будет возможно предупредить принятие ирландским парламентом несправедливых или опасных для Англии законов. При общности многих политических и промышленных интересов Ирландии и Англии нет основания опасаться стремлений к сепаратизму, тем более, что при даровании Ирландии Г. имеется в виду принять меры к обеспечению целости английского государства. Законодательная самостоятельность Ирландии не может вызывать опасений на случай военных осложнений, тогда как при теперешней враждебности Ирландии в случае войны,легко может допустить высадку неприятелей и облегчить им наступательные действия против Англии. Что касается земельного вопроса, то решение его станет возможным лишь тогда, когда оно перейдет в руки представителей различных классов ирландского народа. Опыт Англии с колониями и особенно с Канадою показывает, что дарование политического самоуправления — лучшее средство к установлению мирных и дружественных отношений. С точки зрения международн. положения Англии, дарование Ирландии Г. не только не уронит престижа Англии, а наоборот, поднимет его, удалив главный источник внутренних затруднений Англии. — См. Bryce. "Handbook of Home Rule" (2 изд.. Л., 1887); Baden Powell, "The Truth abaut Home Rule" (2 изд., Л., 1887); А. V. Dicey, "England's Case against Home-Rule" (Л., 1886); Sydney Buxton, "A. Handbook to political Questions of the Day" (8 изд., Лонд., 1892).

    В. Дерюжинский.

    II (дополнение к статье)Внесенный в палату общин в 1893 г. билль о гомруле (см. соотв. статью) был принят палатой общин, но отклонен палатой лордов. С тех пор ирландская партия по-прежнему горячо держится за него, консервативная и либерально-унионистская столь же горячо противодействует ему, либеральная относится к нему после удаления Гладстона холоднее, хотя и не снимает его с программы. Розбери не раз заявлял, что гомруль не стоит на очереди дня, и хотя именно это его отношение к Г. было одной из причин его удаления с поста лидера либеральной партии, но он правильно выразил скрытое отношение к Г. если не всей, то значительной части либ. партии. На конгрессе национально-либеральной федерации в 1905 г. в Ньюкастле верность партии Г. была еще раз подтверждена, но весьма холодно; нельзя, поэтому, быть уверенным в том, что после завоевания власти либ. партия действительно проведет его и в том случае, если сможет обойтись без поддержки партии ирландской.

    В. В—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    движение за гомруль (англ. Home Rule, буквально — самоуправление, автономия), борьба за осуществление программы автономии Ирландии (70-е гг. 19 — начала 20 вв.), предусматривавшей создание ирландского парламента и национальных органов управления при сохранении над Ирландией верховной власти Великобритании. Программа автономии Ирландии была выдвинута ирландским либералом И. Баттом в 1869. В 1870 им же была основана Ассоциация самоуправления Ирландии, преобразованная в 1873 в Лигу гомруля. На выборах 1874 в английский парламент прошло 60 гомрулеров. Стремясь обеспечить требованию Г. поддержку масс, лидер гомрулеров Ч. С. Парнелл и его сторонники содействовали основанию в 1879 массовой крестьянской Земельной лиги. Однако уже в 1882 Парнелл заключил соглашение с английскими либералами, обязавшись за отдельные уступки добиться прекращения аграрных выступлений. Рост влияния ирл. оппозиции заставил Либеральную партию в 1886 и 1893 выдвинуть в парламенте билль о Г. для Ирландии, хотя и в крайне урезанном виде. Однако консерваторы и отколовшаяся от партии часть либералов каждый раз проваливали билль. В 1890 в самой партии Г. произошёл раскол.

    С началом эпохи империализма национально-освободительная борьба ирландского народа переросла рамки движения за Г. Лозунг Г. стал выражать устремления лишь части ирландской буржуазии, заинтересованной в сохранении в смягчённой форме колониальной зависимости от Великобритании. В 1912 либеральное правительство внесло билль о Г., который в 1912—14 трижды отклонялся палатой лордов. Консерваторы организовали сепаратистское движение протестантской буржуазии и помещиков Северной Ирландии (Ольстера), где стали создаваться вооружённые отряды юнионистов (сторонников сохранения унии с Великобританией). После начала 1-й мировой войны 1914—18 биллю о Г. королевской санкцией была придана сила закона (17 сентября 1914), однако с оговоркой, что его введение откладывается до окончания войны и будет сопровождаться дополнительным актом, изымающим из действия закона Северную Ирландию.

    Ответом народных масс Ирландии на колонизаторскую политику Великобритании явилось Ирландское восстание 1916. По окончании войны в Ирландии возник новый революционный кризис. Получившая перевес в национальном движении партия шинфейнеров (См. Шинфейнеры) отказалась признать акт о Г. и возглавила борьбу за Ирландскую республику. 6 декабря 1921 английское правительство вынуждено было подписать с правыми шинфейнерами договор об образовании на территории 26 южных графств Ирландского свободного государства (Эйре).

    Лит.: Энгельс Ф., Английские выборы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18; Ленин В. И., Английские либералы и Ирландия, Полн, собр. соч., 5 изд., т. 24; его же, Конституционный кризис в Англии, там же, т. 25; Керженцев П., Ирландия в борьбе за независимость, 3 изд., М., 1936; Джексон Т. А., Борьба Ирландии за независимость, пер. с англ., М., 1949; O'Brien С. С., Parnell and his party. 1880—1890, Oxf., 1957.

    Л. И. Гольман.

    В годы 1-й мировой войны движение за Г. развернулось в Индии. Здесь лозунг Г., заимствованный из Ирландии, понимался так же, как достижение самоуправления конституционными методами в рамках Британской империи. В Индии этот лозунг был выдвинут в 1914 А. Безант. В 1916 были созданы две политические организации — лиги Г. (в Мадрасском президентстве во главе с Безант и в Бомбейском президентстве во главе с Б. Тилаком), деятельность которых особенно активизировалась в 1917—18. В 1919, в связи с распространением в Индии новых форм национально-освободительного движения (прежде всего сатьяграхи (См. Сатьяграха)), движение за Г. сошло на нет.

    Л. И. Юревич.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. го́мруль;
    2. го́мрули;
    3. го́мруля;
    4. го́мрулей;
    5. го́мрулю;
    6. го́мрулям;
    7. го́мруль;
    8. го́мрули;
    9. го́мрулем;
    10. го́мрулями;
    11. го́мруле;
    12. го́мрулях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Большой энциклопедический словарь

    ГОМРУЛЬ (англ. Home Rule - букв. самоуправление), программа самоуправления Ирландии в рамках Британской империи; выдвинута в 1870-х гг. Лидеры движения за Гомруль - И. Батт, Ч. С. Парнелл, Дж. Э. Редмонд и др. После освободительной войны 1919-21 Ирландия стала доминионом (англо-ирландский договор 1921); однако Сев. Ирландия осталась в составе Великобритании.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Современная энциклопедия

    ГОМРУЛЬ (английское Home Rule, буквально - самоуправление), программа самоуправления Ирландии в рамках Британской империи; выдвинута в 1870-х гг. Только после освободительной войны 1919 - 21 Ирландия стала доминионом (англо-ирландский договор 1921).

  9. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  10. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  11. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    ист. home rule

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Энциклопедический словарь

    го́мруль

    (англ. Home Rule, буквально — самоуправление), программа самоуправления Ирландии в рамках Британской империи; выдвинута в 1870-x гг. Лидеры движения за Гомруль — И. Батт, Ч. С. Парнелл, Дж. Э. Редмонд и др. После освободительной войны 1919—21 Ирландия стала доминионом (англо-ирландский договор 1921); однако Северная Ирландия оставалась в составе Великобритании.

    * * *

    ГОМРУЛЬ

    ГО́МРУЛЬ (англ. Home Rule, букв. самоуправление), программа самоуправления Ирландии в рамках Британской империи; выдвинута в 1870-х гг. Лидеры движения за Гомруль — И. Батт, Ч. С. Парнелл, Дж. Э. Редмонд и др. После освободительной войны 1919—21 Ирландия стала доминионом (англо-ирландский договор 1921(см. АНГЛО-ИРЛАНДСКИЙ ДОГОВОР)); однако Сев. Ирландия осталась в составе Великобритании.

  15. Источник: Энциклопедический словарь



  16. Советская историческая энциклопедия

    движение за гомруль (англ. Home Rule, букв. - самоуправление, автономия), - борьба за осуществление программы автономии Ирландии (70-е гг. 19 в. - нач. 20 в.), предусматривавшей создание ирл. парламента и нац. органов управления при сохранении над Ирландией верховной власти англ. короны и англ. парламента. Впервые в такой форме программа автономии Ирландии была выдвинута ирл. либералом И. Ваттом в 1869. В 1870 им же была осн. Ассоциация самоуправления Ирландии, преобразованная в 1873 в Лигу гомруля. После поражения революционного движения фениев руководство ирландским национально- освободительным движением взяли в свои руки ирландские буржуазные националисты - гомрулеры, стремившиеся достичь компромисса с английскими лендлордами и буржуазией. В 1871 Батт был избран в английский парламент, а на выборах 1874 в парламент прошло 60 гомрулеров; тогда же сторонники Г. образовали в английской палате общин оппозиционную фракцию, которая вскоре по инициативе радикальных элементов - Дж. Г. Биггара, позднее Парнелла (к-рый стал официальным лидером гомрулеров, а фактически был им с 1877) - широко применила тактику парламентской обструкции. Стремясь обеспечить требованию Г. поддержку масс и оказать давление на правящие классы Англии, Парнелл и его сторонники вступили в союз с революционно- демократическим крылом национального движения (М. Девитт, Дж. Девой и др.) и содействовали основанию в 1879 массовой крестьянской Земельной лиги (Парнелл был избран ее председателем). Пр-во Гладстона обрушило репрессии на организаторов борьбы за агр. преобразования, запретило Зем. лигу и подвергло в 1881 аресту видных гомрулеров (Парнелла, Диллона, О'Келли). В 1882 Парнелл, напуганный размахом агр. движения, заключил в Килмейнхемской тюрьме с представителями англ. либералов соглашение, обязавшись за отд. уступки (в т. ч. амнистию гомрулерам) добиться прекращения агр. выступлений. Этот акт означал поворот бурж. гомрулеров вправо, ориентацию их на ограничение массовой борьбы строго конституц. рамками и достижение Г. гл. обр. путем парл. комбинаций. По настоянию Парнелла Зем. лига была преобразована в 1882 в Ирл. нац. лигу, поглотившую и Лигу гомруля. Благодаря этому гомрулеры приобрели более массовую и разветвленную орг-цию (отделения ирл. нац. лиги, кроме Ирландии, имелись в Англии, а также в США). Однако демократич. элементы, входившие в лигу, политически оказались еще более подчиненными либеральному руководству и агр. требования были отодвинуты на задний план.

    В 1885 гомрулеры получили в парламенте 85 мест (из 103 от Ирландии). Создалась ситуация, при которой та или другая английская правящая партия могла удерживаться у власти только ценой заигрывания с ирландской фракцией. Проголосовав вместе с консерваторами, гомрулеры в середине 1885 опрокинули министерство Гладстона. Однако через 6 месяцев, когда выяснилось непримиримое отношение большинства консерваторов к движению за Г., гомрулеры присоединились к либералам и заставили уйти в отставку консервативный кабинет Солсбери. Став вновь главой пр-ва, Гладстон внес в апр. 1886 билль о Г. для Ирландии, однако в крайне урезанном виде. Законопроект изымал из ведения проектируемого двухпалатного ирландского парламента дела, касающиеся не только внешней политики, армии и полиции, но и религии, налогов, таможенных пошлин (последнее особенно противоречило программе гомрулеров, требовавших введения протекционистских пошлин для ирландских товаров). Тем не менее билль был провален голосами отколовшихся от либералов либерал-юнионистов (сторонников сохранения колонизаторской англо-ирл. унии 1801). Внутр. трения, отразившие недовольство демократич. элементов умеренной политикой Парнелла, а также нападки на него справа, со стороны англ. консерваторов, и ирл. католич. духовенства ослабили единство и влияние партии Г. В 1890 в ней произошел раскол. От парламентской фракции Парнелла отделилось правое большинство гомрулеров во главе с Дж. Маккарти и Т. Хили. Внесенный Гладстоном в 1893 2-й билль о Г. был отвергнут палатой лордов.

    С нач. эпохи империализма нац.-освободит. борьба ирл. народа, наиболее активным участником к-рой стал рабочий класс, переросла рамки движения за Г. Лозунг Г. стал выражать устремления лишь части ирл. буржуазии, заинтересованной в сохранении, в смягченной форме, колониальной зависимости от Англии. Выразителем этих устремлений стала Объедин. партия Г. (получила это назв. после ликвидации раскола в 1900) во главе с Дж. Редмондом. Ирландская крупная буржуазия, превратившаяся "...в прикрытую националистическим фразерством фалангу капиталистов, деспотов над рабочими" (Ленин В. И., Соч., т. 19, с. 297), стремилась добиться лишь отдельных уступок от английских правящих кругов. С другой стороны, английские либералы стали рассматривать Г. как средство отвлечения ирл. масс от борьбы за независимость, стараясь в то же время по возможности оттянуть предоставление Ирландии парл. автономии и придать ей наиболее безобидную для брит. империализма форму. В 1912 либеральное пр-во внесло билль о Г., предусматривавший учреждение 2-палатного ирл. парламента (сенат из 40 членов, назначаемых англ. королем, и палата общин из 164 деп.) с крайне ограниченными функциями. Этот парламент должен был быть целиком подчинен английскому, представительство ирландцев в к-ром резко сокращалось. Правительств. власть в Ирландии продолжала оставаться в руках англ. наместника (вице-короля), хотя и предусматривалось создание ответств. перед ирл. парламентом местных органов. Билль о Г. и на этот раз вызвал бешеное сопротивление консерваторов, в течение 1912-14 он трижды отклонялся палатой лордов. Консерваторы организовали сепаратистское движение протестантской буржуазии и помещиков Сев. Ирландии (Ольстера). При попустительстве пр-ва в сев. графствах Ирландии стали создаваться под руководством Карсона вооруженные отряды ольстерских юнионистов (сторонников унии с Англией), грозивших поднять мятеж в случае введения Г. Запоздалые меры пр-ва против сепаратистов натолкнулись на прямое противодействие английской военщины. Офицеры военного лагеря в Кэрра подали в отставку в знак протеста против намерений правительства использовать их против ольстерских реакционеров. В. И. Ленин назвал это "...бунтом помещиков, стоящих во главе армии" (там же, т. 20, с. 205). После начала 1-й мировой войны биллю о Г. королевской санкцией была придана сила закона (17 сентября 1914), однако с оговоркой, что его введение откладывается до окончания войны и будет сопровождаться дополнительным актом, изымающим из действия закона Северную Ирландию.

    Ответом нар. масс Ирландии на колонизаторскую политику Англии явилось ирландское восстание 1916. По окончании войны в Ирландии возник новый революц. кризис. Получившая перевес в нац. движении партия шинфейнеров отказалась признать акт о Г. и возглавила борьбу за Ирл. республику. Само пр-во Ллойд Джорджа пыталось заменить этот акт новым "Актом об управлении Ирландии" (дек. 1920) и осуществить намечавшееся еще до войны колониальное расчленение страны. В Юж. и Сев. Ирландии вводились особые парламенты. "Согласительным органом" должен был служить Ирл. совет, в к-ром 26 юж. и 6 сев. графств (опора Англии) получили одинаковое представительство. Ольстерские юнионисты, возражавшие ранее против любой формы Г., пошли на этот компромисс исходя из предположения, что ограниченность экономических и финансовых ресурсов 26 южных графств и превращение их в исключительно сельскохозяйственные районы все равно сделает Г. для этих графств неприемлемым. Борьба ирландского народа сорвала проведение в жизнь и этого акта. Он был осуществлен только в Ольстере. 6 дек. 1921 англ. пр-во вынуждено было подписать с прав. шинфейнерами (лев. шинфейнеры продолжали борьбу за республику и против расчленения Ирландии) договор об образовании на терр. 26 южных графств Ирландского свободного государства (Эйре).

    Лит.: Маркс К., (Письмо Л. Кугельману 29 нояб. 1869 г.), К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 26, (М.), 1935, с. 22-34; Энгельс Ф., Английские выборы, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 18; Ленин В. И., Английские либералы и Ирландия, Соч., 4 изд., т. 20; его же, Конституц. кризис в Англии, там же; Керженцев П., Ирландия в борьбе за независимость, 3 изд., М., 1936; Джексон Т. A., Борьба Ирландии за независимость, пер. с англ., М., 1949; O'Donnell F. H., A history of the Irish parliamentary party, v. 1-2, L.-N. Y., 1910; MacCarthy M. J. F., The Irish revolution, v. 1, Edinburgh - L., 1912; Henry R. M., The evolution of Sinn Fein, N. Y., 1920; O'Connor J., History of Ireland 1798-1924, v. 1-2, N. Y., 1926; Joyce P. W., A concise history of Ireland from the earliest times to 1922, Dublin, 1927; O'Brien C. С., Parnell and his party. 1880-1890, Oxf., 1957.

    Л. И. Гольман. Москва.

  17. Источник: Советская историческая энциклопедия



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: