Словарь Брокгауза и Ефрона

    Иван Семенович — публицист конца XVI и начала XVII в.; приехал в Москву из Литвы, служил у "короля венгерского и чешского" и оставил два произведения: "Сказание о царе турском Магмете како хоте сожещи книги греческие и Сказание о Петре Волосском воеводе, како писал похвалу благоверному царю и великому князю Ивану Васильевичу вся Руси" ("Ученые Записки Казанского университета", 1865, т. I; имеет целью доказать правоту греческой веры) и "Епистола к Иоанну IV" (напечатана в сокращении у Карамзина в "Истории государства Российского", т. IX, пр. 849). В последней, кроме автобиографических данных о самом составителе (называющем себя потомком Пересвета), интересно стремление автора оправдать поступки Грозного и выяснить состояние России в царствование Иоанна IV. Автор высказывается за уничтожение воеводских кормлений, местничества, несвободного состояния. Соловьев ("История России", т. VI, 220, и прим. 85) считает "Епистолу" произведением опричника.

    В. Р—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Иван Семенович (гг. рождения и смерти неизвестны), писатель-публицист, представитель передовой русской общественно-политической мысли середины 16 в. Выходец из западнорусских земель, «королевский дворянин» Великого княжества Литовского. В 20—30-х гг. 16 в. служил в польско-литовских войсках. В конце 1538 или начале 1539 через Молдавию выехал на Русь. В конце 1549 П. передал свои сочинения («две книжки») Ивану IV Васильевичу Грозному (См. Иван IV Васильевич). В сочинениях (сохранились в списках 17 в.), изложенных в виде сказаний о взятии Царьграда Магмет-Салтаном, П. выступает обличителем боярства, за удовлетворение основных требований «воиников», то есть дворян. Продвижение по службе, по П., должно было происходить в соответствии с личной выслугой, а не «породой». П. обличал вельмож и призывал к царской «грозе». Был сторонником наступательной политики по отношению к Казанскому ханству. П. отмечал симпатии к России порабощенных турками славянских народов. Во внутренней политике отстаивал необходимость сильной самодержавной власти. Его программа государственных реформ совпадала в значительной степени с политикой Избранной рады (См. Избранная Рада). Однако утверждение П., что «правда» выше «веры», а также осуждение им всякого «закабаления» не могли быть одобрены Иваном IV. Высказывался против существования холопства и кабальной зависимости. Придавал огромное значение книгам и философской «мудрости», которыми должен руководствоваться монарх при проведении преобразований. Соч. П. написаны простым, энергичным языком, почти свободным от элементов церковнославянской речи, близким к фольклору и устной речи.

    Соч.: Соч., М. — Л., 1956.

    Лит.: 3имин А. А., И. И его современники, М., 1958.

    Зимин А. А.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    ПЕРЕСВЕТОВ Иван Семенович, русский писатель-публицист, идеолог дворянства. Служил в Литве; около 1539 выехал в Россию. Выступал за укрепление самодержавия, военную реформу, присоединение Казанского ханства.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  8. Философская энциклопедия

    ПЕРЕСВЕ́ТОВ

    Иван Семенович (гг. рожд. и смерти неизв.) – рус. мыслитель и политич. деятель. Происходил из мелкопоместного западнорус. дворянства Великого княжества Литовского. Ок. 1538–1539 он выехал в Россию, приняв перед этим участие в ряде воен. походов польского короля и побывав в Польше, Венгрии, Чехии и Молдавии. Перу П. принадлежат "Повесть об основании и взятии Царьграда", "Сказание о царе Константине", "Малая и Большая челобитные". В своих сочинениях, поданных осенью 1549 Ивану IV Грозному, П. изложил проект гос., военных и судебных реформ, в основе к-рых лежала мысль о дальнейшей централизации Русского гос-ва и создании сильной самодержавной власти, опирающейся на постоянное дворянское войско. Для достижения этих целей П. призывал к самым жестоким формам подавления любого противодействия государю.

    В сочинениях П. заметна тенденция к постепенной секуляризации обществ. мысли, к-рая выражается в противопоставлении ср.-век. теократич. идеям идеала светского гос-ва, возглавляемого "мудрым" монархом, действующим в интересах дворянства и руководствующимся принципом выдвижения и награждения не по "породе", а по "выслуге", т.е. по личным качествам и способностям. Идеал П. – "мудрый" и сильный государь, любящий "книжное знание" и приближающий к себе "дохторов" и ученых философов. П. настаивал па первенстве "правды" над "верою" ("бог не веру любит – правду").

    Соч.: Соч., текст подготовил А. А. Зимин, М.–Л., 1956.

    Лит.: Πолосин И. И., О челобитных П., "Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. Кафедра истории СССР", 1946, т. 35, вып. 2, с. 25–55; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.–Л., 1947; Саккетти А. Л., Политич. программа И. С. П., "Вестник МГУ. Серия обществ. наук", 1951, No 1, с. 107–17; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 34–36; Зимин Α. Α., И. С. П. и его современники, М., 1958 (имеется библ.); Клибанов А. И., Реформац. движение в России в XIV – первой половине XVI в., М., 1960 (имен. указ.); Сахаров А. М. и Муравьев А. В., Очерки рус. культуры IX – XVII вв., М., 1962, с. 209–14.

    В. Корецкий. Москва.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Советская историческая энциклопедия

    Иван Семенович (гг. рожд. и смерти неизв.) - писатель-публицист, представитель передовой рус. общественно-политич. мысли сер. 16 в. Выходец из рус. земель, захваченных литов. феодалами, "королевский дворянин" Вел. княжества Литовского В 20-30-х гг. 16 в. П. служил в отрядах польско-литов. войск, принимавших участие в войне Фердинанда I Чешского и Яноша Запольяи за венг. корону. В кон. 1538 или нач. 1539 П. выехал на Русь. В кон. 1549 П. обращался к Ивану IV Грозному и передал ему свои сочинения ("две книжки"), возможно, "Сказания о Магмет-Салтане и царе Константине", а также "Челобитные". Дальнейшая судьба П. неизвестна. Есть предположение, что П. погиб во время антиеретических процессов сер. 10 в.

    В своих соч. (сохранились в списках 17 в.), изложенных в виде сказаний о взятии Царьграда Магмет-Салтаном, П. выступает обличителем боярства, за удовлетворение осн. требований "воиников", т.е. дворян. Продвижение людей по службе, по его мнению, должно было происходить в соответствии с личной выслугой, а не "породой". П. ратовал за создание постоянного войска стрельцов "огненного бою" (вооруженных огнестрельным оружием) численностью в 300 тыс. чел. П. выступал сторонником наступательной политики по отношению к Казанскому ханству. Он отмечал симпатии к России порабощенных турками славянских народов. Во внутр. политике П. отстаивал необходимость сильной самодержавной власти. Его программа гос. реформ отвечала потребностям развития Рус. централизованного гос-ва и совпадала в значит. степени с политикой Избранной рады. В своих социальных и филос. взглядах П. выходил за рамки дворянской ограниченности. Не выступая против крепостнич. отношений в целом, он критиковал их отд. стороны, высказывался против существования холопства и кабальной зависимости. П. критиковал внутрицерк. порядки на Руси, утверждал в духе реформационных учений тезис о том, что бог любит больше не веру, а правду. П. придавал огромное значение книгам и филос. "мудрости", к-рыми должен руководствоваться монарх при проведении преобразований. Взгляды П. представляли собой крупный вклад в развитие рус. и мировой общественно-политич. мысли. Его соч. написаны простым, энергичным языком, почти свободным от элементов церков-послав. речи.

    Соч.: Соч., М.-Л., 1956.

    Лит.: Ржига В. Ф., И. С. Пересветов - публицист XVI в., М., 1908; Полосин И. И., О челобитных Пересветова, "Уч. зап. МШИ им. В. И. Ленина", 1946, т. 35, в. 2; Зимин A. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Philipp W., I. Peresvetov und seine Schriften zur Erneueruns des Moskauer Reiches, "Osteuropäische Forschungen", N. F., Bd 20, В., 1935.

    А. А. Зимин. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия