Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Staff) — известный польский поэт-модернист. Род. в 1878 г. Сборники его стихотворений: "Sny о potędze" (1901 и 1905), "Dzień duszy" (1903), "Ptakom niebieskim" (1905), "Pieśni, śpiewane sobie i nocy" (1905) и др.; ему же принадлежат поэма "Mistrz Twardowski. Pięć śpiewów o czynie" (1902), пьеса "Skarb" (1904). Он находился под влиянием Гуго фон Гоффмансталя, Метерлинка, Гауптмана, Словацкого, Ницше, но чужие образы умел перерабатывать по-своему. Польская критика признает за С. артистическую простоту, нежный и возвышенный тон, мелодичные рифмы, классический польский язык. Вдохновение С. сравнивают с "ясным и прозрачным источником, который может сделаться бурным и пенистым, но не мутным" (Я. Стен). Основное настроение С. — мягкая печаль, родившаяся "в серый час жизни", "в печальную пору человечества", "в полусонном царстве сумерек", когда "паук гробниц опутывал в свою серебристую пряжу каждую мысль, каждое чувство" ("Było to dawno"...). В поэзии С. властвует чудная и страшная царица-Смерть. Он любит Ночь, которую воспевает в цикле "Песни себе и Ночи" ("Пламя", "Обманутая жизнь", "Река"), охотнее описывает безбрежную снежную пустыню ("Снег") или дождь, без устали и в такт ударяющий по мутной луже ("Слякоть"), чем солнечные радостные картины. По выражению Бжозовского, "природа нужна С. не как форма для его чувств и мечтаний, но, находясь как бы в его мыслях и чувствах, она представляет пластичный материал для грез и настроений". Главный сборник С.: "Сны о могуществе" вместе с подзаголовком поэмы о Твардовском ("Пять песен о подвигах") лучше всего выражает основное настроение музы С. Если он хочет из бесформенной массы драгоценных металлов выковать себе сердце "закаленное, мужественное, гордое, сильное" ("Kowal"), заставить это сердце "звенеть в песне мощи — великой, простой, суровой и твердой, в песне бури и свободы — дерзкой и страстной" ("Poczucie plełni"), то это стремление к "могуществу" служит только признаком бессилия поэта, его женственной уступчивости. При всем том, в творчестве С. некоторые польские критики видят и жизнеспособный элемент, так как идеал поэта (облагороженный сверхчеловек) противоположен идеалу Ницше. С. не чужд альтруизма. Если бы поэт был могучим властелином востока, то созвал бы всех, кого терзает тайная печаль, и отдал бы им "золото, драгоценности, дорогие ковры и свое сердце — великое, доброе сердце" ("Mocarz"). Другие критики считают С. представителем активного духовного элемента, неизвестного служителям официальной церкви. С. молится перед Распятием за всех преступников, говоря: "Когда ребенок болен — мать не бьет его". Он просит "более чем справедливого" Господа о снисхождении к тем, кто не может быть добродетельным; просит укрыть ленивого работника в поле от взора надсмотрщика, довести пьяного домой по предательским мостикам, замерзшему нищему оставить незапертой дверь булочной, блуднице с больным лицом найти до вечера любовника, убегающему от преследования вору дать крепкие ноги, наконец, послать "величайшую милость, счастье бедняков — внезапную и неожиданную смерть" ("Modlitwa"), Как драматург, С. — типичный символист. В его трагедии "Skarb" время и место действия безразличны, неопределенны: "быть может, никогда и нигде, быть может — в нас самих и каждый день". Действующие лица существуют только в экстатическом видении поэта. Идея пьесы состоит в том, что люди только до тех пор стремятся достать клад, скрытый в башне (— идеал), пока верят в реальное существование его, и становятся равнодушными, как только стоявшая на страже у клада жрица отказывает им в требовании посмотреть клад. Тогда люди начинают искать идеал на земле, т. е. ничего уже не ищут, говоря: "пусть он хоть раз сошел бы на землю, выступил бы из сферы мифа — но для чего же мучиться и губить жизнь из-за химеры"? См. Р. Chmielowski, "Ze współczesnego Parnasu" ("Kurjer codzienny", 1902, № 157); A. Siedlecki, "L. St." ("Słowo Polskie", 1902, № 162); Z. Strzetelska, "Z ostatnich zbiorów" ("Nowe Słowo", 1902, № 22, 540—544, № 24, 586—588); B. Breszel, "L. St. Próba syntezy" ("Przegląd tygodniowy", 1903, № 42); St. Brzozowski, "L. St." ("Krytyka", 1905, IV, 270—276, V, 390—398, VI, 468—475).

    А. Яцимирский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Стафф (Staff) Леопольд (14.11.1878, Львов, ‒ 31.5.1957, Скаржиско-Каменна), польский поэт. Окончил Львовский университет (1901). В первом сборнике «Сны о могуществе» (1901), следуя символистским исканиям «Молодой Польши», С. выступил в то же время против декаданса. Сборникам «Цветущая ветвь» (1908), «Улыбки мгновений» (1910), «В тени меча» (1911) свойственны ориентация на классицистические традиции, интерес к культуре античности и Возрождения, воспевание вечных этических и эстетических ценностей, совершенство стиха. В годы 1-й мировой войны 1914‒18 жил в Харькове, где написал сборники гражданской лирики «Радуга слёз и крови» (1918). В сборниках «Высокие деревья» (1931), «Цвет мёда» (1936) С., воспевая природу, вместе с тем развенчивает общественную систему 30-х гг. Трагизм фашистской оккупации отразился в сборнике «Мёртвая погода» (1946). Послевоенную лирику С. отличает стремление к простоте, непосредственности поэтического выражения общечеловеческих чувств («Лозина», 1954; «Девять муз», 1958). Переводчик Микеланджело, И. В. Гёте, Р. Роллана и др. Вице-президент Польской академии литературы (1934‒39). Государственная премия ПНР (1927, 1937, 1951).

    Соч.: Wiersze zebrane, t. 1‒5, Warsz., 1955; в рус. пер. ‒ Стихи, М., 1973.

    Лит.: Богомолова Н. А., Л. Стафф, в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969; Британишский В., Классик неоклассического века, «Вопросы литературы», 1972, №9; Maciejewska 1., L. Staff. Lwowski okres tworezosci, Warsz., 1965; её же, L. Staff. Warszawski okres tworezosci, Warsz., 1973; Kwiatkowski J., U podstaw liryki L. Staff a, Warsz., 1966.

    Н. А. Богомолова.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедический словарь

    Стафф Леопольд

    (Staff) (1878—1957), польский поэт. Центральный мотив и образ лирики — природа как вечная, умеряющая боль душевных прозрений сила, сообщающая смысл, устойчивость и красоту человеческой жизни: сборники «Сны о могуществе» (1901), «Цветущая ветвь» (1908), «Пером совы» (1921), «Мёртвая погода» (1946) и др. Стихи Стаффа отличаются прозрачностью, разнообразием ритмического и мелодического рисунка.

    * * *

    СТАФФ Леопольд

    СТАФФ (Staff) Леопольд (1878—1957), польский поэт. Лирические сборники «Радуга слез и крови» (1918), «Цвет меда» (1936), «Лозина» (1954), «Девять муз» (издан 1958) и др. отличаются ритмическим и мелодическим богатством.

  5. Источник: Энциклопедический словарь