Большая Советская энциклопедия

    Свами (псевдоним; настоящее имя Нарендранатх Датт) (12.1.1863, Калькутта, — 4.1.1902, Белур), индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель; ученик Рамакришны (См. Рамакришна). В 1880—84 изучал философию в Калькуттском университете; в 1893 выезжал в США, Великобританию, Японию с целью пропаганды веданты (См. Веданта). В 1897 основал религиозно-реформаторское общество «Миссию Рамакришны». Был крупнейшим представителем йоги (См. Йога). В. — идеолог так называемого индийского Возрождения, выражавшего стремление Индии к национальной независимости и социальному благоденствию. Выступал против угнетения, расизма и экспансионистских тенденций. Причины колониального положения страны видел в потере ею национальной индивидуальности. В. верил в социальную справедливость, связывая её наступление с деятельностью «низших классов», которые «покончат» с «имущественным неравенством и установят своё господство» (The complete works, v. 4, Mayavati, 1950, p. 401), однако свои надежды В. возлагал не на революционную деятельность народных масс, а на воспитание личности в духе веданты, на создание характера у индивидуума и нации. Социальная функция пропагандируемой В. «универсальной» реформированной религии заключается, по В., в оказании помощи нуждающимся и голодным. Демократическое содержание проповеди В. способствовало освободительному движению в Индии.

    Соч. в рус. пер.: Практическая Веданта, [М., 1912]; Карма-иога, 2 изд., П., 1916; Бхакти-иога, СПБ, 1914; философия иога, Сосница, 1911.

    Лит.: Комаров Э. Н., Из истории национально-освободительного движения и общественной мысли в Бенгалии в конце XIX — начале XX вв., в сб.: Национально-освободительное движение в Индии и деятельность Б. Г. Тилака, М., 1958; Роллан Р., Жизнь Вивекананды, Собр. соч., т. 19, Л., 1936: Datta В., Swami Vivekananda: patriot-prophet, Calcutta, 1954.

    С. М. Кедрова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ВИВЕКАНАНДА Свами (1863 - 1902), индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель, идеолог национального движения. Ученик Рамакришны. Проповедовал универсальную религию, воспитание личности и общества в духе веданты.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ВИВЕКАНАНДА

    Свами (монашеское имя Hapенд-ранатха Датта) (12.1.1863, Калькутта,—4.1.1902, Белур), инд. мыслитель, религ. реформатор и обществ. деятель. В1882 встретился с Рамакришной и с тех пор всю жизнь занимался развитием его идей, ведя интенсивную пропаганду реформированного индуизма не только в Индии и странах Азии, но и в Европе и Америке. В1897 организовал религ.реформаторское общество «Миссия Рамакришны» —центр религ. активности в Индии (имеет отделения в ряде стран Европы и Америки). В отличие от Рамакришны, В. был хорошо знаком с зап.-европ. культурой.

    Считая, как и Рамакришна, что единств. средством «спасения» совр. человечества является обращение к духовно-религ. опыту, В. особенно подчёркивал значение инд. нац. традиций. Поэтому, говоря о духовном единстве всех религий, В. одновременно настаивал на преимуществ. значении индуизма, провозглашая его «матерью всех религий». Филос. основой индуизма В. считал веданту, крую он синтезировал, с одной стороны, с филос. идеями санкхьи и йоги, с другой — приближал к понятиям европ. философии. Как и Рамакришна, В. отрицал иллюзорность эмпирич. мира и трактовал творение как божеств. игру. Однако наибольшим преобразованиям подверглась у В. этич. доктрина веданты. Выдвигая идеалом личности духовную отрешённость, он одновременно проповедовал идею «мужественного индуизма», активного служения человечеству (в «моральном бессилии» индуизма он видел результат влияния буддизма). В основе социальных воззрений В.— теория четырёх стадий обществ. прогресса, в ходе которого последовательно возвышаются варны брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр. Совр. общество, по В.,— «царство вайшьев», будущее — «царство шудр», примирение сословий, к реализации которого и призывал В.

    The complete works, pt 1—8, Mayavati, 1923—324; в рус. пер.—Философия йога, Сосница,1911; Прантич. веданта, [М. 19121; Бхакти-йога, СПБ,1914; Карма-йога, П., 19162.? о л л а н Р., Жизнь В., Собр. соч., т. 19, Л.,1936; Nehru J., Sri Ramakrisima and Swami Vivekananda, Gale., 1960s;

    см. также лит. к ст. Веданта.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    Свами (наст. имя - Датт Нарендранатх) (12.I.1863-4.I.1902) - инд. религ. реформатор и обществ. деятель, один из идеологов бурж. национализма. В 1897 основал полурелиг. орг-цию "Миссия Рамакришны". Выступал против религ., кастового и нац. неравенства. Отстаивал нац. достоинство индийцев, проповедовал свободу, прогресс, однако не видел реальных путей к ним. Социальной функцией реформированной "универсальной религии" считал оказание помощи неимущим.

    Соч.: Vivekananda S., The complete works, v. 1-8, Mayavati, 1948-51.

    Лит.: Комаров Э. Н., Из истории нац.-освободит. движения и обществ. мысли в Бенгалии в кон. 19 - нач. 20 вв., в сб.: Нац.-освободит. движение в Индии и деятельность Б. Г. Тилака, М., 1958; Роллан Р., Жизнь Вивекананды, Собр. соч., т. 19, Л., 1936; Datta B., Swami Vivekananda, patriot-prophet, Calcutta, 1954.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия