Словарь Брокгауза и Ефрона

    ныне Антакиэ; некогда великолепная столица сирийского государства, а теперь бедный городок в Азиатской Турции. А. была основана первым сирийским царем Селевком Никатором (300 г. до Р. Х.), который и дал ей наименование в память своего отца, Антиоха. А., построенная на левом берегу Оронта, верстах в 10 от впадения этой реки в море, была окружена высокими стенами, которым неоднократно приходилось выдерживать приступы и осады. В 540 году персидский царь Хозрой Великий овладел городом, ограбил его и предал пламени; в VII стол. А. вместе со всею Сириею подпала под власть сарацин; в 940 г. отнята у них византийским императором Никифором, а по смерти его снова покорена сарацинами и в их руках оставалась до знаменитой осады крестоносцами, 1097 г. Несмотря на то, что армия последних, предводимая Готфридом Бульонским, доходила до 300 т. чел., а число защитников А. не превышало 27 т. — осада продолжалась более 9 месяцев, и город был взят лишь благодаря измене начальника одной из важнейших башен городской стены. Вслед за тем (1098) сами крестоносцы были осаждены в А. сарацинскою армиею, предводимою мосульским султаном Карабога. Решительная вылазка, произведенная всею христианскою армиею, увенчалась окончательным поражением сарацин. Затем А. оставалась под властью предводителей крестоносцев и их потомков до 1270 г., когда египетский султан Бибарс овладел городом и разрушил его до основания. Ныне А. только громадностью и великолепием своих развалин напоминает о былой славе.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Аntióсheia)

    на Оронте, древний город на Ближнем Востоке, с 16 в. — Антакья.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    (провинция, город) Antioquía

  5. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  6. Энциклопедический словарь

    АНТИОХИЯ

    АНТИО́ХИЯ (Antiochia) на Оронте (Антиохия Писидийская), город в древней Сирии, на юге современной Турции, столица государства Селевкидов(см. СЕЛЕВКИДЫ). В 32 км от Антиохии — ее аванпорт Селевкия. Антиохия на Оронте — самый известный из шестнадцати древних городов с этим именем.

    Основана в 300 до н. э. Селевком I Никатором и названа им в честь отца, знатного македонянина Антиоха. Город делился на четыре квартала, каждый из которых был окружен отдельной стеной, а весь город был дополнительно окружен еще более высокими и хорошо укрепленными стенами. Близ Антиохии находилась лавровая и кипарисовая роща, называвшаяся Дафна в честь нимфы(см. ДАФНА). Здесь находился храм Артемиды и царский дворец. С 64 город входил в состав римской провинции Сирия и служил резиденцией наместника. Во дворце Селевка жил полководец Гней Помпей(см. ПОМПЕЙ Гней), император Коммод(см. КОММОД) устроил здесь Олимпийские игры.

    Находясь на пересечении караванных путей между Востоком и Западом, Антиохия была крупнейшим торговым и ремесленным центром, в годы расцвета не уступая ни Александрии, ни Риму. Число жителей здесь доходило до 500 тыс. человек. Город славился роскошными зданиями, широкими улицами, освещавшимися по ночам. Соперничая с Птолемеями, Селевкиды построили свой Мусейон.

    В 1 в. н. э. Антиохия стала местом крещения апостола Павла(см. ПАВЕЛ (апостол)), в ней образовалась первая влиятельная христианская община. В Антиохии было проведено десять Вселенских соборов, здесь располагалась резиденция патриарха. В 6 в. город пострадал от сильнейшего землетрясения, а затем от вторжения иранского шаха Хосрова I(см. ХОСРОВ I АНУШИРВАН), который, разрушив город, переселил всех ремесленников. Город был восстановлен императором Юстинианом Великим(см. ЮСТИНИАН I Великий) и играл в Византии значительную роль. В 1516 завоеван турками, переименован в Антакью(см. АНТАКЬЯ).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Библейская энциклопедия Брокгауза

    Антиохия. Из 16 городов, носивших в древности это название, представляют интерес лишь два.

    I. АНТИОХИЯ ПИСИДИЙСКАЯ, или ГАЛАТИЙСКАЯ, была погран. городом между Фригией и Писидией. Ко времени ап. Павла город был отнесен к рим. провинции Галатии. Он располагался в самом сердце Малой Азии, в маловодной горной местности сев.-вост. гор Тавра. О его былом великолепии и поныне свидет-вуют величественные развалины рим. храма, площадей, триумфальной арки Августа, рим. акведука:

    1) основанная сир. властителем Селевком I Никатором (312-280 гг. до Р.Х.) и названная в честь его отца, А. в 189 г. до Р.Х. стала свободным городом (с избираемой администрацией). В 24 г. до Р.Х. стала столицей рим. провинции. Жители с особым статусом граждан Рима занимали главенствующее положение; местные уроженцы пользовались меньшими правами. Языком общения явл. греч. - международный язык в вост. части империи. В 11 г. до Р.Х. город превратился в рим. колонию - место поселения солдат-ветеранов;

    2) являясь оживленным торговым центром с хорошо развитым кожевенным промыслом, удобно располож. на торговом пути из Эфеса к Киликийским воротам, А. привлекала к себе многочисл. иуд. торговцев, к-рые построили здесь синагогу. Кр. того, в городе размещалось множество гражданских и воен. учреждений;

    3) А. была центром почитания бога плодородия Мена, к-рого изображали в образе воина с бычьей головой и во фригийском колпаке. Мессианские ожидания, оживившиеся в эпоху имп. Октавиана (первого носителя титула Август, 31 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.) и позволившие отождествить бога Мена с императором, сменились после смерти Августа глубоким разочарованием;

    4) Павел и Варнава впервые посетили А. во время своего первого миссионерского путешествия (ок. 48 г. по Р.Х.) и основали там христ. общину, к-рая, утвердившись, по обыкновению, при иуд. синагоге, оказывала сильное влияние на всю округу (Деян 13:14 и след., 50 и след.). Такой успех миссии Павла, вероятно, был отчасти обусловлен и разочарованием в мессианских ожиданиях, связанных с Августом (ср. мессианские моменты в миссионерской проповеди Павла, Деян 13:16-41). Как полагают, эта церковь состояла преимущественно из принявших христианство язычников. Во всяком случае, у Павла появились серьезные противники среди осевших в А. иудеев (Деян 14:19; 2Тим 3:11). На обратном пути Павел вновь побывал в А. (Деян 14:21); возм., он еще раз посетил этот город в начале своего второго путешествия (51-52 гг. по Р.Х., ср. Деян 15:41; 16:1 и след.).

    II. АНТИОХИЯ СИРИЙСКАЯ:

    1) этот некогда великолепный, но утративший былой блеск и значение город (турец. Антакья) расположен между горными хребтами Ливана и Тавра в плодородной пойме реки Оронт, в 32 км вост. Средиземного моря и в 300 км сев. Дамаска;

    2) он также был основан Селевком I Никатором (ок. 310 или 300 г. до Р.Х.), в 64 г. до Р.Х. стал вольным городом и, одновременно, столицей рим. провинции Сирии, где размещалась резиденция рим. наместника;

    3) наряду с Римом и Александрией А. считалась третьим главным городом Римской империи и служила своеобразным мостом между Западом и Востоком. Вместе с располагавшимся по соседству портом Селевкией она являлась крупным торг. центром, что привлекало сюда неисчислимые богатства. Ко времени Павла А. могла насчитывать от 150 тыс. до 200 тыс. жителей;

    4) культура А. сформировалась под влиянием эллинизма. Город славился своими школами философии, медицины и риторики, а также великолепной библиотекой. Кр. того, здесь были театр, стадион, термы (горячие бани) и амфитеатр для зрелищ. Через город проходила обрамленная столбами трехрядная дорога дл. 6,7 км. Имелось даже дорожное освещение! Многочисл. мозаичные полы того периода и поныне свидет-вуют о богатстве и мастерстве жителей А.;

    5) А. была известна не только своими достижениями в области культуры. Дурную славу ей приносила моральная распущенность жителей, вошедшая в поговорку. Этому способствовали и знаменитые рощи Дафны. В многочисл. храмах совершались ритуальные оргии. Культ Аполлона способствовал процветанию в А. множества увеселит. заведений. Рабы, составлявшие треть населения го-рода, жили в нищете. Известна была находчивость антиохийцев, к-рую они охотно ставили на службу пустому острословию. Трудно сказать, что дало им повод назвать последователей Иисуса "христианами" (греч. христианой, Деян 11:26) - признание или насмешка;

    6) значит. часть населения А. составляли иудеи, с большим усердием вербовавшие в приверженцы своей религии. К их синагогальным общинам примыкали многочисл. прозелиты. В Деян 6:5 среди семи попечителей о бедных упоминается как прозелит и некий Николай Антиохиец;

    7) в ходе гонений, начавшихся с убийства Стефана, преследуемые члены иерусалим. христ. общины бежали и в А. Здесь они стали активными миссионерами, но в первое время обращались с благовеств. только к иуд. части населения, пока к этим благовестникам не присоединились прибывшие с Кипра и из Киринеи обращенные (вероятно, также из иудеев), к-рые стали проповедовать Евангелие и среди грекоязычных жителей А. (Деян 11:19 и след.). Т.о. в этом городе с мировым значением возникла большая и очень активная церковь (Деян 11:21);

    8) когда об этом узнали в иерусалимской церкви, в А. был направлен Варнава (Деян 11:22). Этот исполненный Св. Духа добросердечный человек, пекущийся о спасении человеч. душ, тотчас же оценил возможности для проповеди Евангелия и активно взялся за дело (Деян 11:24), а затем привлек и Павла, отыскав его в Тарсе (Деян 11:25 и след.). В течение года они исполняли миссионерское служение и учили в А. (до 48 г. по Р.Х.). Начиная с этого времени связь с Иерусалимом не прерывалась. Оттуда в А. пришли пророки, укрепившие христ. общину (Деян 11:27 и след.). В А. проводились сборы пожертвований для страждущих братьев в Иерусалиме (Деян 11:29 и след.). Когда иудействующие братья внесли раздор в общину (см. Гал 2:11), то Павел и Варнава были направлены в Иерусалим, чтобы прояснить отношение христиан к Закону Моисея (Деян 15:1-3). Ответ начальствующих мужей иерусалим. церкви был передан через Иуду и Силу (Деян 15:22,27);

    9) важнейшим событием для церкви в А., вероятно, явилось направление Павла и Варнавы, по повелению Св. Духа и по решению общины, на миссионерское служение среди язычников. Данное апостолам поручение было подкреплено возложением на них рук и молитвой (Деян 13:1-3). Т.о. эта очень сильная в духовном отношении церковь, в к-рой не было недостатка в образованных учителях (Деян 13:1), стала местом рождения миссии к язычникам, и этому делу Павел в дальнейшем посвятил себя. Из А. он начал и здесь окончил два своих первых миссионерских путешествия (Деян 13:1-3; 14:26; 15:36; 18:22). А. была базой его мис-сионерской деятельности. Благодаря мужест-венным шагам, предпринятым христианами, вынужденными бежать в А., и мужеству здешней общины, отважившейся на поиски нового, церковь избежала превращения в одну из малозначит. иуд. сект (как это произошло с иудействующей ветвью христианства после разрушения Иерусалима в 70 г.) и смогла начать свое триумф. шествие по всему миру.

  9. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  10. Советская историческая энциклопедия

    ('Antioxeia) на Оронте (совр. - Антакья, Antakya) - город в Др. Сирии. Осн. Селевком I Никатором в 300 до н. э. и назван им по имени отца. Одна из столиц державы Селевкидов, а после 64 до н. э. - резиденция наместника рим. провинции Сирии. В 6-7 вв. н. э. входила в состав Византии. Была крупным торг.-ремесленным городом, расположенным на стыке караванных путей. Город славился роскошными постройками, широкими улицами, освещавшимися по ночам, мусейоном и предместьем Дафной. Население А. неоднократно восставало против рим. власти. А. - один из очагов раннего христианства. Была разрушена в 538 иран. шахом Хосровом I Ануширваном, в меньших размерах восстановлена Юстинианом (527-565). В 637-969 находилась под властью арабов. В 1098-1268 - центр Антиохийского княжества, в 13-15 вв. - под властью мамлюков; в 1516 завоевана турками и с этого времени наз. Антакья. В 1932 были произведены раскопки невосстановленной в 6 в. части А.

    Лит.: Моммзен Т., История Рима, пер. с нем., т. 5, М., 1949, с. 408-15; Antioch on-the-Orontes, ed. by R. Stillwell, (v.) 1-4, Princeton, 1934-52.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (противонесущий, противостоящий) (Деян.11:26 ). Город означенного наименования долгое время был столицею Сирии и основан за 300 лет до Р.Х. Селевком Никатором и был назван Антиохиею, по имени Антиоха, отца его. Расположенный на берегах Оронта, почти в равном расстоянии от Константинополя и Александрии, город считался некогда весьма богатым и коммерческим. Жители его пользовались особенными гражданскими преимуществами, и он занимал третье место в ряду городов Римских провинций. Красота и прекрасные гигиенические условия города, среди текущих потоков и кипарисовых рощ, были беспримерны. Вблизи находилась знаменитая лавровая роща - Дафны с храмом Дианы и Аполлона. В нем проповедовали Павел и Варнава, и здесь в первый раз ученикам Христовым было дано имя Христиан, в виде ли то порицания, или просто в виде отличительного названия от прочих лиц, нам неизвестно. То же наименование встречается и в кн. (Деян.26:28 ) и в 1-м послании Петра (1Пет.4:16 ). Галилеяне, или Назореи, были прозвищем порицательным, но наименование Христианин просто означало последователей Христа, или Мессии. В церкви Антиохийской был и св. ап. Петр (Гал.2:11 ). В последствии времени были здесь знаменитые пастыри и учители Церкви, каковы например св. Игнатий Богоносец, св. Мелетий архиепископ, св. Иоанн Златоуст и др. Никакой город, по всей вероятности, не потерпел столько от различных бедствий, как Антиохия. Он был осаждаем и разграбляем по крайней мере пятнадцать раз; и однажды при взятии оного неприятелем 117,000 чел. были убиты, или взяты в плен; три раза он был посещаем голодом, дважды огнем, один раз моровою язвою, четырежды землетрясением, от одного из которых, как полагают, погибло 25 000 чел. Эти посещения гнева Божия за грехи и идолопоклонство жителей Антиохии за долго еще до нашего времени привели город в окончательный упадок и разрушение. Блестящие здания уступили место бедным хижинам; народонаселение, доходившее до 50 тыс. чел., в настоящее время считается только в 10 тыс. чел. В 1822 году землетрясение окончательно разрушило даже развалины древней Антиохии, так что о ней можно сказать со всею силою буквальной истины, что все касающееся величественной некогда Антиохии теперь безвозвратно миновало, и исчезло, как тень или как сон. Новейшая Антиохия называется теперь Антакия; расположена в 20 англ. милях к востоку от Средиземного моря. Большая часть домов Антиохии, представляющих собой жалкий и бедный вид, построена из глины и соломы.

  13. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  14. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Анти’охия (Деян.6:5; Деян.11:19,20,22,26,27; Деян.13:1; Деян.14:26; Деян.15:22,23,30,35; Деян.18:22; Гал.2:11; 2Тим.3:11 ) — город на реке Оронт на север от Дамаска, основанный около 300 г. до-РХ Селевком Никатором и названный в честь его отца Антиоха (в Сирии и Малой Азии насчитывается до 16 городов с этим названием). Во время Селевкидов был столицей Сирийского царства (до 64 г. до-РХ ). Во время римского владычества Антиохия стала третьим городом в империи после Рима и Александрии, ее называли царицей востока. Оживленная торговля, ремесла, школы и целый комплекс красивых языческих храмов делали ее пересечением путей очень многих людей. Отсюда ап. Павел начинал все свои миссионерские путешествия. Здесь ученики Христа впервые стали называться Христианами. Здесь жили Игнатий и Иоанн Златоуст. Антиохия в течение веков много раз подвергалась нашествиям, грабежам, пожарам и, наконец, в 1822 г. была почти полностью разрушена землетрясением. (см. тж Сирия)

  15. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  16. Реальный словарь классических древностей


    • Antiochīa,

    Άντιόχεια,

    1. A. Epidaphnes (η επι Δάφνης), названная так от близлежащей рощи, столица Сирийского царства, находившаяся в плодородной местности на Оронте в 120 стадиях от моря; основанный Селевком Никатором в честь отца его Антиоха, город быстро разросся и заключал в себе 4 части, отделенные одна от другой стенами. И в христианские времена эта А. знаменита как местопребывание патриархов; здесь же в 3 и 4 вв. собиралось несколько соборов. После разорения А. персидским царем Хозроем (540 г.) Юстиниан снова восстановил ее под именем Феуполя. А. (н. Антакия) была родиной Аммиана Марцеллина, Либания, Св. Иоанна Златоуста и Евагрия;

    2. A. Pisidiae на границе Фригии, построенная жителями примеандрской Магнесии, знаменита святилищем фригийского божества Μην Άρκαι̃ος; как римская колония, называлась Цезарея;

    3. A. ad. Meandrum, город в Карий, построенный Антиохом I Сотером на месте древнего Пифополя.

  17. Источник: Реальный словарь классических древностей



  18. Энциклопедия битв мировой истории

    (Hedgley Moor)
    Война Алой и Белой розы
    Место сражения 25 апр. 1464 между ланкастерцами под предводительством Маргариты Анжуйской и сэра Ральфа Перси и йоркистами под командованием лорда Монтегю. Ланкастерцы были разбиты наголову, Перси пал в бою.
    См. Тоутон, Хексем.
  19. Источник:



  20. Энциклопедия битв мировой истории

    (Antioch)
    1. Сирийские войны
    Место сражения 244 до Р. X. между сирийцами под командованием Селевка Каллиника и египтянами под командованием Птолемея Эвергета. Селевк отступил и был вынужден укрыться за стенами Антиохии.
    См. Рафия.
    2. 1-й крестовый поход
    Город был осажден 21 окт. 1097 крестоносцами под командованием Готфрида Бульонского, сарацинский гарнизон возглавлял Багасиан. Осада велась неумело, в лагере христиан продовольствие и боеприпасы были на исходе, когда 3 июня 1098 город был взят хитростью. Крестоносцы устроили в городе резню, истребив 10 000 чел. 28 июня того же года они были атакованы вблизи Антиохии сарацинской армией под командованием Кирбоги. Кирбога сконцентрировал удар против одного крыла христиан и оттеснил его, но затем был сам 32 атакован основными силами крестоносцев и бежал, понеся большие потери.
    См. Иерусалим3, Аскалон.
  21. Источник: