Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Romulus). — Летописное предание о Р., первом царе римлян, сводится к следующему. У альбанского царя Проки было 2 сына — Нумитор и Амулий. После смерти Проки престол должен быть достаться старшему, Нумитору, но Амулий силой овладел престолом, убил сына Нумитора, а дочь его, Рею Сильвию, отдал в жрицы Весты. Однажды Рея пошла в рощу за водой для храма, но встретила там волка и в испуге скрылась в пещеру, где ей предстал бог Марс. Вместе с тем погасло солнце, воцарилась темнота и девушка зачала. Когда родилось у нее двое близнецов, Веста разгневалась, алтарь ее задрожал и огонь покрылся золой; Амулий приказал утопить, вместе с детьми, весталку, нарушившую обет целомудрия. Но бог реки Тибра сжалился над Реей и сделал ее своей женой, а корыто с детьми было отнесено волнами на луг, залитый разлившейся рекой, и когда река вошла в берега, пристало к берегу возле смоковницы (ficus Ruminalis), у подошвы Палатина. В это время волчица пришла к реке утолить жажду; услышав детский плач, она перенесла подкинутых младенцев в пещеру и накормила своим молоком. В пещере волчицы прошли первые дни их детства: волчица исполняла по отношению к ним обязанности матери, дятел и чибис приносили им пищу и оберегали от всякой беды. Однажды на это место пришли пастухи: волчица убежала и дети достались царскому пастуху Фавстулу, который с женой своей Аккой Ларенцией, взялся воспитать их; один из близнецов был назван Р., другой — Ремом. С этих пор началась пастушеская жизнь Р. и Рема; они построили себе на соседнем холме соломенные хижины (casa Romuli существовала на Палатине и Капитолии еще при Августе) и пасли свои стада. Среди своих сверстников они отличались мужеством, умом, красотой и благородством, обличавшими их высокое происхождение. Однажды завязалась драка между пастухами братьев-близнецов и Нумитора, стада которого паслись на Авентине. Пастухи Нумитора принуждены были уступить, но в свою очередь устроили засаду Рему в праздник Луперкалий, когда нагие пастухи совершали бег, установленный обрядом праздника, и, приведя его в Альбу, передали Нумитору. Тогда Фавстул сообщил Р. все, что знал о происхождении его и брата. Р., во главе своих товарищей (квинктилиев), проник в царский дворец, убил Амулия и восстановил на престоле законного царя Нумитора, который признал в Р. и Реме своих внуков. Вскоре после этого юноши задумали на месте своей второй родины основать город; но при этом братья были не согласны насчет того, чьим именем назвать город и какое место избрать для поселения — Палатин, за который стоял Р., или Авентин, который предпочитал Рем. Решили прибегнуть к гаданию по полету птиц. Ранним утром вещие птицы пронеслись стаей над Палатином. Р. победил и возложил на себя знаки царской власти. Тотчас началась постройка города, и был проведен померий, со рвом и стеной. Оскорбленный Рем вздумал перепрыгнуть, в насмешку, через невысокую стену нового города, но за это, как нарушитель святости границ, был убит Р. (по другому сказанию, Рем был убит Целером или Р. в разгаре спора о первенстве при постройке города). В городе появилась моровая язва, миновавшая лишь тогда, когда Р. умилостивил тень брата, поставив для него трон рядом со своим и установив в память его праздник усопших — Lemuria. Памятниками древнего города, имевшими отношение к жизни его основателей, были руминальская смоковница (ficus Ruminalis), украшенная в 296 г. до Р. Х. медной статуей волчицы, кормящей близнецов, Луперкальский грот, хижина Ромула (casa Romuli) на Палатине (была и другая хижина Ромула, на Капитолии, близ Curia Calabra), священное дерево (Корнелиева вишня), выросшее из копья, которое Р. пустил с Авентина на Палатин, и существовавшее до времен Калигулы, могила Акки Ларенции на Велабруме, черный камень на комиции — предполагаемая гробница Р. или Фавстула. Город, основанный Р., заселился скоро. Чтобы привлечь как можно больше жителей, Р. принимал к себе рабов и беглых. Местопребыванием пришельцев была роща Капитолийского холма или, точнее, место inter duos lucos. Так как первоначальное население Рима состояло из одних мужчин, Р. решил заключить союз с соседними народами, но они отнеслись к его мысли с недоброжелательством и насмешкой. Тогда Р. назначил в честь Конса торжественный праздник (Consualia) и пригласил к участию в нем соседей. Приглашенные явились с женами и детьми. В то время, как зрители были заняты происходившими состязаниями, римляне, по данному сигналу, бросились на девушек и сделали их своими женами. Оскорбленные племена двинулись войной на римлян; но одни за другими были побеждены жители латинских городов Ценины, Крустумерия и Антемн, а также сабиняне, под начальством Тита Тация. При осаде города сабинянами, Тарпея, дочь начальника капитолийской крепости, впустила неприятелей в город, выговорив себе в награду то, что они носили на левой руке (она подразумевала запястья и кольца); когда сабиняне проникли в крепость, они забросали ее запястьями и щитами, которые носили на левой руке, и таким образом умертвили; в память ее западный склон капитолийского холма был назван Тарпейской скалой. Сабинянки, с новорожденными детьми, бросились в ряды сражающихся, чтобы разнять их. Был заключен мир и вечный союз, на условии совместного правления Р. и Тита Тация; народ, образовавшийся из слияния сабинян с римлянами, был назван квиритами. В воспоминание того, что женщины спасли Рим, был установлен праздник Matronalia; кроме того, Р. даровал женщинам некоторые права и почетные преимущества. При встрече с матроной, ей уступали дорогу; виновные в оскорблении женщины привлекались к суду; разводящийся с женой, по каким бы то ни было причинам, отдавал ей половину имущества. Правление двух царей продолжалось недолго: при столкновении с жителями Лаврента, Таций был убит, за нарушение международного права. Р. правил 37 лет справедливо и кротко. Его считали основателем ауспиций и первым авгуром, а следовательно, и установителем той религиозной основы, на которой покоились первоначальные государственные учреждения Рима. Ему же приписывали разделение народа на 3 трибы и 30 курий, установление отношения клиентелы, учреждение Сената, как совещательного органа при царе, и организацию 3-х центурий всадников (Celeres). Успех военных действий против Фиден и Вейев настолько поднял авторитет Рима, что мир, заключенный с этими городами, сохранялся еще 40 лет после смерти Р. О смерти Р. предание гласило так: однажды он устроил большой смотр на Марсовом поле. Вдруг поднялся вихрь, с громом и молнией, солнце затмилось — и в это время Р. вознесся на конях Марса на небо. Когда народ, разбежавшийся при наступлении бури, снова явился на Марсово поле, трон царя был пуст. Тогда все поняли, что царь их был богом и вновь обрел бессмертие. В подтверждение этого Р. явился во сне пользовавшемуся всеобщим уважением римскому поселянину Прокулу Юлию и приказал ему передать римлянам, что он возвратился к небожителям и, как бог Квирин, будет править своим народом.

    Критику преданий о Р. см. у Нибура, Швеглера и Энмана ("Легенда о римских царях", "Журнал Мин. Народного Просвещения", 1894, сентябрь, ноябрь и декабрь). Ср. Плутарх, "Жизнеописание Р."; Кулаковский, "К вопросу о начале Рима" (Киев, 1888); Зелинский, "De Асса Larentia" ("Quaestiones Comicae", V; "Ж. M. H. Пр.", 1886); Mommsen, "Die echte und falsche Асса Larentia" (в "Römische Forschungen", II т., Берлин, 1879).

    Н. О.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Romulus)

    согласно римскому преданию, основатель Рима и первый царь (754/753 — 717/716 до н. э.). По легенде, Р. и его брат Рем, рожденные от ВесталкиРеи Сильвии и бога Марса, были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом. Р. приписывается учреждение таких римских институтов, как сенат и курии, организация войска, разделение граждан Рима на патрициев (См. Патриции) и плебеев (См. Плебеи).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    РОМУЛ - легендарный основатель г. Рима и первый царь (8 в. до н. э.). По легенде, Ромул и его брат-близнец Рем - сыновья Реи Сильвии и бога Марса - были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    РО́МУЛ -а; м. [с прописной буквы]. В древнеримской мифологии: основатель, первый царь и покровитель Рима. (8 в. до н.э.; по легенде Ромул и его брат-близнец Рем были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом).

    * * *

    Ро́мул

    легендарный основатель города Рим и первый царь (VIII в. до н. э.). По легенде, Ромул и его брат-близнец Рем — сыновья Реи Сильвии и бога Марса — были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом.

    * * *

    РОМУЛ

    РО́МУЛ (Romulus), в римской мифологии основатель Рима (вместе со своим братом близнецом Ремом) и первый царь (754/753 — 717/716 до н. э.).

    Мать Ромула и Рема, Рея Сильвия(см. РЕЯ СИЛЬВИЯ), была насильно посвящена в весталки своим дядей Амулием(см. АМУЛИЙ), который узурпировал царскую власть у своего брата Нумитора(см. НУМИТОР) (отца Сильвии) и хотел чтобы у Сильвии не было сыновей, способных лишить его царской власти. Тем не менее, Сильвия родила двух сыновей Ромула и Рема от бога войны Марса(см. МАРС (бог войны)). Амулий отдал приказ закопать Сильвию живой (таковым было наказание для весталок за нарушение обета безбрачия в древнем Риме), а детей бросить в реку. Однако слуга, вместо того, чтоб убить их, пустил их по реке Тибр(см. ТИБР).

    Ромул и Рем, благодаря покровительству речного бога Тиберина(см. ТИБЕРИН), были вынесены течением на берег у Руминальской смоковницы, близ Палатинского холма(см. ПАЛАТИН), где были вскормлены волчицей, бежавшей к водопою (см. «Капитолийская волчица(см. КАПИТОЛИЙСКАЯ ВОЛЧИЦА)»). Затем они были обнаружены пастухом Фаустулом (Фавстулом), который взял их к себе на воспитание. Пастух и его жена Акка Ларентия(см. АККА ЛАРЕНТИЯ) вырастили близнецов как своих детей. Согласно Титу Ливию(см. ЛИВИЙ Тит), любимым занятием братьев, когда они подросли, стала охота. Окрепнув телом и духом, они не только травили зверей, но нападали и на разбойников, нагруженных добычей, а захваченное делили меж пастухами, с которыми разделяли труды и потехи; и со дня на день шайка юношей все росла. Разбойники, озлобленные потерей добычи, подстерегли юношей: Ромулу удалось отбиться силой, Рема же разбойники схватили и передали царю Амулию, обвинив братьев в том, что они делали набеги на земли Нумитора и с шайкою молодых сообщников, словно враги, угоняли оттуда скот. Так Рем попадает в дом своего деда Нумитора.

    Фаустул, опасаясь за Рема, рассказывает Ромулу об их царственном происхождении. Ромул с пастухами убивает царя Амулия. Когда Нумитор таким образом стал царем Альба-Лонги, Ромула и Рема охватило желанье основать город в тех самых местах, где они были брошены и воспитаны. Однако при строительстве города Ромул и Рем поссорились из-за того, кто будет первым царем города и в честь кого он будет назван, и в возникшей драке между сторонниками одного и другого Рем был убит. По другой версии, Ромул вспахал на Палатинском холме ров, означающий стены будущего города. Рем якобы в насмешку над братом перескочил через будущие стены и Ромул в гневе убил его, воскликнув при этом: «Так да погибнет всякий, кто перескочит через мои стены». Так единственным властителем остался Ромул, и вновь основанный город получил названье от имени своего основателя. Датой основания Рима считается 21 апреля 754 (753) г.

    Согласно античным свидетельствам, Ромул правил Римом в течение 38 лет. Он создал, согласно римскому преданию, сенат из 100 «отцов», установил знаки отличия верховной власти (12 ликторов), разделил народ на 30 курий по именам сабинских женщин, учредил три трибы — Рамнов, Тициев и Люцеров, устроил убежище для беглых рабов (asylum), чтобы таким путем увеличить население города.

    При Ромуле произошло слияние с сабинской общиной. Предание рассказывает об этом следующим образом. Римлянам нужны были жены, а так как никто из соседей не хотел отдавать своих дочерей в их «разбойничье гнездо» (большинство населения состояло из бывших разбойников, беглых рабов и дезертиров), то Ромул решил пойти на обман. В городе устроили праздник, на который пригласили соседей. Явилось много жителей окрестных городов, в том числе и соседний сабинский народ с женами и детьми. В разгар праздника римская молодежь бросилась на девушек и похитила их. Испуганные и оскорбленные родители бежали, жалуясь на нарушение закона гостеприимства. Из-за этого римлянам пришлось вступить в войну с соседними городами, жители которых хотели отвоевать своих дочерей. Особенно серьезной была война с сабинами, во главе которых стоял царь Тит Таций. Однако сабинские женщины уже успели привыкнуть к своим мужьям, и когда начался решительный бой, они бросились между рядами сражающихся и помирили их. После этого сабины переселились в Рим и образовали с римлянами одно государство. Тит Таций стал соправителем Ромула. После его смерти Ромул соединил в своих руках единую верховную власть.

    По легенде, Ромул был живым взят на небо своим отцом Марсом, однако в Риме была другая версия, по которой Ромул был убит рвавшимися к власти патрициями. Согласно рассказу Тита Ливия, когда Ромул «производил смотр войску, внезапно с громом и грохотом поднялась буря, которая окутала царя густым облаком, скрыв его от глаз сходки, и с той поры не было Ромула на земле». После исчезновения Ромул был обожествлен и почитался как римский бог Квирин(см. КВИРИН). Приемником Ромула стал второй царь Рима Нума Помпилий(см. НУМА ПОМПИЛИЙ).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (Romulus) - согласно рим. преданию, основатель Рима и первый рим. царь (754/753-717/716 до н.э.). По преданию, рожденные от Реи Сильвии и бога Марса, Р. и его брат Рем были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом. Р. приписывается учреждение рим. ин-тов: сената, курий, организация войска, разделение граждан на патрициев и плебеев.

    Лит.: Bloch R., Les origines de Rome, (P., 1959).

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Реальный словарь классических древностей


    • Romŭlus,

    ΄Ρωμύλος,

    1. основатель Рима и первый царь римский (753-716 гг. до Р. X.), сын Реи Сильвии (см. Рея Сильвия) и внук Нумитора. По преданию, царь Амулий приказал бросить в Тибр происшедших от связи бога Марса с Илией, дочерью бывшего царя Нумитора, близнецов. Слуги отнесли детей из Альбы к Тибру, но нашли реку выступившей из берегов. Поэтому они спустили корзину с детьми в неглубокое береговое место. Вскоре река вошла в свое русло, корзина ударилась о камень, опрокинулась, и близнецы очутились в иле. На крик детей прибежала волчица, покормила их и облизала языком. Братьев-близнецов охранял также дятел, приносивший им пищу. Когда это заметил один из царских пастухов, он призвал своих товарищей, которые принесли мальчиков к главному царскому свинопасу, Фавстулу, и жена его, Акка Лавренция, взяла на воспитание близнецов, получивших имена Р. и Рема. Живя среди пастухов, мальчики стали бодрыми юношами. Когда однажды между ними и пастухами Нумитора произошла ссора, последние привели связанного Рема к своему господину, который, после того как по его приказанию явился к нему и Фавстул с Р., признал по рассказам пастухов и по чертам юношей в последних своих внуков. Вскоре затем они убили Амулея и возвратили Нумитору престол, вследствие чего дед позволил им основать город на том месте, где они некогда были брошены. Оба брата имели своих приверженцев: товарищи Р. назывались Квинктилиями, а товарищи Рема — Фабиями. Более многочисленный состав приверженцев первого доставил ему честь основания города. Когда Рем стал насмехаться над поспешно возведенными, низкими стенами, он был убит братом, а дело это было смягчено учреждением праздника Лемурий. Р. открыл убежище, но соседние народы не хотели допустить брачного права (ius connubii); то, в чем ему отказали, он добыл себе на Нептуновом празднике консуалий (consualia) силой (похищение сабинянок). Ценинский (см. С. Caenina, Ценина) царь Акрон, хотевший отомстить за это насилие, был побежден, а вооружение его (spolia opima) повешено в храме Юпитера Феретрия (Iupiter Feretrius). Такова же была участь Антемн (Antemnae; см. Антемны) и Крустумерия (см. Crustumerium, Крустумерия). Только царю Кур, Титу Тацию (см. Таций Тит), улыбнулось счастье, и римляне должны были бежать; кремль же холма Mons Capitolinus, на котором позднее и поселились сабиняне, попал благодаря измене (Тарцея) в руки врагов, однако похищенные женщины послужили посредницами в заключении мира, и оба царя соединились для совместного правления. После смерти Тита Тация Р. продолжал править один, счастливо вел войну с жителями городов Фиден и Веев, но был во время смотра войск на Марсовом поле и начинавшегося тогда же солнечного затмения внезапно унесен с земли на небо, и, по объяснению сенатора Юлия Прокула, римляне должны были с тех пор почитать его под именем бога Квирина (рассказ о войне с городом Фиденами повторяется почти таким жe образом в 424 г., а борьба с веями имеет чудесный характер вследствие убитых Р. 8.000 этрусков);

    2. R. Momyllus, последний римский император, прозванный после свержения с престола также Августулом; он был сыном паннонца Ореста, который служил у Аттилы, был послан им в качестве посланника в Константинополь и впоследствии был на службе у западноримских императоров. Он сделался римским патрицием и наместником в Галлии в 475 г. от Р. X. и оттуда направился в Италию, где добыл своему только 16-летнему сыну Р. престол, хотя правил сам вместо него. Но уже в следующем году ругиец Одоакр уничтожил слабую Римскую империю, чтобы основать на ее месте королевство Итальянское, и предоставил молодому императору, которому он даровал жизнь и свободу, ежегодный доход из Кампании. Рrосор. b. g. 1, 1, Iord. r. Get. 45 слл.

  11. Источник: Реальный словарь классических древностей



  12. Большой Энциклопедический словарь

    РОМУЛ
    РОМУЛ - легендарный основатель г. Рима и первый царь (8 в. до н. э.). По легенде, Ромул и его брат-близнец Рем - сыновья Реи Сильвии и бога Марса - были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  13. Источник: